Конспект урока литературного чтения 3 класс "И.С.Тургенев "Воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бизина Лариса Владимировна

Урок с использованием метода ученического проекта, ИКТ, групповой формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: И.С.Тургенев. Воробей.

Тип урока: “Урок открытия нового знания”.

Цели урока:

Предметные:

  • познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
  • учить анализировать произведение с точки зрения определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;
  • развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  • развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
  • воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;
  • продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;

Универсальные учебные действия:

личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра).

Оборудование:

Текст произведения, шкала “Самооценки”. Модель обложки разрезная. Варианты модели для рисования на бумаге. Модель обложки на компьютере. Презентация к уроку. Ножницы, цветные карандаши, клей.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые на данном этапе УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

– Добрый день. Ребята, у нас гости, давайте их поприветствуем.

- Я рада вас сегодня видеть!

- Сегодня у нас урок лит.чтения. Тема урока И.С.Тургенев и его произведение «Воробей» (слайд 1).

- Что вы можете сказать об этом авторе? Что знаете о нем?

- А чего не знаем?

- Сформулируйте цель урока.

– А еще сегодня на уроке вы будете учиться оценивать свою работу самостоятельно.

– По каким критериям это можно сделать?

– Желаю вам успехов. А чтобы у нас всё получилось, урок предлагаю начать такими словами, повторяйте, пожалуйста, за мной:

– Я способен!

– Мне нравится учиться!

–У меня всё получится!

Ничего не знаем; он русский писатель; он написал произведение «Воробей»; он жил в 19 веке.

Что писал, о чем писал и для кого писал.

Познакомиться с творчеством Тургенева, его биографией, его творчеством и прочитать его произведение «Воробей», а затем проанализировать его).

Активность, правильные и точные ответы, выразительное чтение, построение модели обложки произведения, работа в парах

Учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности.

Определение границ знания и незнания.

Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Виртуальная экскурсия.

-  Ребята, а вы любите путешествовать? А куда вы больше любите ездить?

- А хотите ли совершить одно замечательное путешествие в места, где жил и работал один из самых замечательных русских писателей Иван Сергеевич Тургенев. Писатель нам совсем незнаком, немного о нем нам расскажут Рада и Капа. Проведут виртуальную экскурсию по месту, где прошли детские годы писателя.

(11 слайд) (после девочек).

   И. С. Тургенев – прозаик, поэт, драматург, критик, переводчик. В своем творчестве писатель постоянно обращается к народной жизни, он прекрасно видит и понимает психологию русского человека, стремится к познанию человеческого бытия. Со многими произведениями писатель обращается ко взрослым, но есть у него произведения и для детей. В 1882 году за год до своей смерти И. С. Тургенев работает над циклом лирических миниатюр, стихотворений в прозе. Этот цикл явился своеобразным прощанием писателя с жизнью, родиной, искусством. В этих прозаических стихотворениях выразилось преклонение писателя перед силой самоотверженной любви и нравственным величием подвига.  Ребята, я очень люблю произведения И.С.Тургенева и предлагаю вам сейчас послушать одно из них.

Капа:

Мы с вами приехали в Орловскую область, Мценский район. Село называется …. (слайд 2 Спасское Лутовиново).  И. С. Тургенев родился 28 октября 1818 года в своем доме в 12 часов утра. Такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева, мать будущего писателя. Посмотрите, вот ее портрет перед вами (слайд 3).

У мальчика выдавались счастливые минуты, а иногда часы, когда он убегал из имения в знаменитый Спасский парк. Там он постепенно узнавал жизнь простых людей, животных, птиц, красоту русской природы. Посмотрите, мы с вами оказались в этом замечательном парке и сейчас видим одно из таких потайных мест, где любил уединяться маленький Ваня (слайд 4) Вот он, этот  знаменитый лутовиновский дуб.

Рада:  

(слайд 5) Обратите внимание, мы с вами приближаемся к дому – усадьбе. Она выполнена в форме подковы. А вот посмотрите, в центре двухэтажный дом. Варвара Петровна  была женщиной образованной и дала своим детям хорошее образование. С малых лет Тургенева вывозили за границу, а после переезда семейства в Москву в 1827 г. обучали лучшие педагоги. В общем, к моменту поступления в Московский университет Иван Тургенев уже говорил на французском, немецком, английском языках, сочинял стихи.

Капа: (слайд 6)

      Зайдемте вместе с вами в этот дом. Варвара Петровна заставляла сыновей с самого раннего возраста заучивать стихи и басни. Ване особенно нравились басни Крылова "Ворона и лисица", "Стрекоза и муравей", "Лжец". Ваня рос очень правдивым мальчиком и часто по наивности говорил в глаза человеку то, что думал. Обратите внимание на эти книги. Они сохранились в этом доме.

Рада (слайд 7)

Идем с вами дальше. Это знаменитая библиотека. Зайдем в нее. Однажды Ваня тайком унес из библиотеки одну книгу. Он читал ее всю ночь. Конечно, спустя много лет Тургенев почти все забыл из нее, но хорошо запомнил ощущение от книги: "единороги, арапы, цари, солнцы, пирамиды, мечи, змеи вихрем кружились в моей бедной головушке..." Выйдем из дома на воздух, чтобы снова заглянуть в парк.

Капа (8 - 10 слайд)

В детстве Ваня прочел сочинения Ломоносова, Сумарокова, Жуковского. Обычно он находил какой-нибудь затаенный уголок в замечательном парке и садился с книжкой.  Может быть, он бродил один с книжкой вот по этом мостику, любовался вековыми деревьями в этой аллее. А в этом пруду он любил ловить рыбу. Маленький Ваня знал все самые отдаленные места огромного парка. Он часто встречался с охотниками и лесниками, которые, видя интерес мальчика к природе, рассказывали Ване о птицах и животных, брали с собой в лес, научили стрелять из ружья. Ваня внимательно наблюдал за всем происходящим в природе, которую потом с такой любовью воспел в своих произведениях.

Умение слушать учителя и ответы одноклассников.

3. Выявление места и причины затруднения.

а) Знакомство с содержанием рассказа «Воробей».

1. Слушание. (Читает учитель.)

- Правила слушания помните? Давайте их соблюдать. (Обратить внимание на посадку, показать образец.)

(Чтение до слов “как вдруг…”.)

– Предположите, что было дальше?– Хотите узнать, что было дальше?

– Что ж, слушайте.

2.Первичное восприятие.

– Ожидали ли такую развязку?

– Что чувствовали, когда слушали?

- На слайде 12 вам представлены модели высказываний. Которые вы можете использовать при своих ответах.

(Испуг, страх, жалость, гордость, восхищение, удивление, отчаяние, переживание)

– В какой момент? В какой части текста?

– Какой момент в произведении был самый напряжённый?

– Почему?

- О чем рассказ Ивана Тургенева?

- Что такое любовь?

- Прочитайте эпизод, который производит самое сильное впечатление.

- О какой любви говорится в произведении?

– Какие слова помогают представить молодого воробья?

– Как ещё называют таких птенцов?

– Какие чувства испытывал старый воробей?

– Представьте себя на месте старого воробья.

– А чтобы лучше это представить – встаньте, вашему росту соответствуют размеры собаки, а теперь присядьте – это размеры воробья.

– Чтобы вы почувствовали?

– Какие слова передают действия старого воробья?

– Какая часть речи помогает нам представить действия старого воробья?

– Как вы понимаете выражение “камнем упал”?

– Замените слова автора, прочитайте.

– Какой вариант звучит лучше?

– Подберите синонимы к слову “трепетало”.

– Какое слово наиболее точно передаёт состояние воробья?

– Как в этой части текста автор называет маленького воробья?

– С какой целью? Показать его размеры?

б) Работа над образом героя (слайд 13)

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

– Что мы узнали из текста о воробье?

– Что ещё узнали?

- Назовите других героев произведения.

-  Проанализируйте поведение каждого из героев, воспользовавшись планом на слайде, докажите словами из текста. Сделайте сначала это самостоятельно, а затем, посовещавшись в паре, расскажите классу.

– Что заключается в этих словах?

– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение?

- Есть ли в этом произведении рифма?

- Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?

-  К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?

- Значит, это …

 Дети высказывают свои версии.

Не ожидали.

Дети работают  со “Словарём чувств”. (На каждом столе лежит “Словарь чувств”, которым дети пользуются при анализе текста, если есть необходимость.)

Я чувствовал страх, когда птенец оказался перед мордой огромного пса. Это происходило почти в начале текста.

Когда собака приблизилась к маленькому воробью; когда с дерева слетел старый воробей и заслонил собой своего детеныша; когда автор сопоставляет размеры воробья и собаки.

Высказывания детей.

О самопожертвовании,любви.


Любовь- это такое чувство, которое прячется в сердце и распускается, как прекрасный цветок, когда чувствуешь привязанность, красоту, когда тебя тянет к чему-либо, к кому-либо, когда тебе очень-очень хочется заниматься каким-нибудь делом.

Зачитывают отрывки из текста.

О материнской.

Желтизна около клюва и пух на голове, он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

“Желторотики”.

Отчаяние, страх, ужас.

Страх, незащищённость, ужас.

Камнем упал, заслонил, замирал, жертвовал.

Глаголы.

Быстро слетел.

авторский

Дрожало, тряслось.

Жертвовал.

Детище.

Подчеркнуть ещё раз, как дорог птенец старому воробью.

Работа в парах над образами героев. Если встретятся незнакомые слова, можно посмотреть в словаре на столе.

Черногрудый, старый.

Что он совершил героический поступок – защитил своего птенца. Он совершил поступок самопожертвования.

Молодой воробей, собака Трезор, автор-рассказчик.

Один из детей характеризует автора, делает вывод по его словам в конце произведения. (о любви и силе любви).

(СЛАЙД 14)

Главная мысль этого произведения, это и есть идея произведения. Для доказательства этих слов и было написано это произведение.

Нет.

Нет, оно написано в прозе.

Чувства.

К жанру стихотворения.

- Это стихотворение в прозе. Т.к. герою этого произведения столько пришлось пережить чувств и вместе с ним нам всем.

- Это произведение задевает все наши добрые чувства, как любое стихотворение или любое другое лирическое произведение.

- За такой короткий срок пришлось пережить так много и автору, и главному герою, и нам всем вместе с ними.

Умение слушать учителя и ответы одноклассников.

Умение соотносить свои чувства с чувствами других и корректно высказываться по этому поводу.

Эмпатия к переживанию животных.

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Умение быстро и правильно ориентироваться в тексте.

Мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение.

Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Сейчас я предлагаю вам создать творческий минипроект (на выбор).

- Вы знаете, что неотъемлемой частью любой детской книги является

 - Когда-нибудь вам приходилось рисовать обложку книги?

- Сегодня эту работу продолжим. Мы будем выполнять проект по созданию обложки к стихотворению в прозе «Воробей». Обычно как вы создавали обложку книги или иллюстрировали ее?

- Но согласитесь, пришла пора немного разнообразить этот вид работы.

- Какие элементы должна содержать обложка книги?

- Некоторые из вас смогут выбрать из четырех предложенных моделей обложки одну, которая на ваш взгляд наиболее точно подходит к этому стихотворению и раскрасить ее.

 - Другие могут выбрать следующий вариант - самостоятельно из деталей составить аппликацию того персонажа, который на ваш взгляд достоин быть на обложке книги.

- Третьи будут выполнять работу на компьютере – собирать в картинку предложенные модели.

- Для этой работы вы можете объединиться в группы

- Расскажите, как вы работали над минипроектом?

Обложка.

Да.

С  помощью карандашей и красок.

Иллюстрация, название, имя и фамилия автора.

(выполняют работу 10мин)

Поставили задачу, составили план, обсудили варианты и представили результат.

Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра.

5. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Что можете рассказать по обложке книги?

– Мы познакомились с удивительным произведением удивительного писателя.

     Дети выполняют творческую часть работы в парах. По окончании работы желающие представляют свой продукт на всеобщее обозрение. Обязательно с проговариванием, почему именно так, а не иначе выполнена эта работа. И почему именно этот вид работы их привлек.

По обложке можно рассказать, о чем пойдет речь в произведении, кто главные герои этого произведения, кто автор этого произведения и т.д.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (если есть время).

 - А сейчас ребята предлагаю вам выполнить работу, которая вам очень нравится. Напишите синквейн по этому стихотворению. Эту работу будете выполнять тоже в парах. Алгоритм написания синквейна на доске на слайде. Кто выполнит работу, поднимите вверх поднятые руки.

- Большое спасибо за такой результат. Я очень рада, что все вы выделили главным образ старого воробья. А главное, вы правильно поняли идею этого произведения.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока. Достигли ли мы их?

- Какие новые слова вошли в ваш лексикон и вы ими будете непременно пользоваться в дальнейшем?

- Как вам кажется, кто из вас стал чуть добрее к братьям нашим меньшим?

- Кому захотелось познакомиться с другими произведениями И.С.Тургенева?

Вывод: материнское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!

(слайд 14)

Пишут 7 мин синквейн по плану:

  1. Слово – тема.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три-четыре глагола по теме.
  4. Предложение с использованием слов текста или близких по теме.
  5. Слово. Отражающее основную мысль текста.

Мы ставили цель познакомиться с автором, его биографией. Его произведением «Воробей» Мы этих целей достигли.

Любовь, благоговеть, трепетать, самопожертвование, смущение.

Всем захотелось познакомиться с другими произведениями И.С. Тургенева.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- У вас всех на столах лежит лист рефлексии. Отметьте то место на шкале, которое, на ваш взгляд, соответствует вашему состоянию на уроке. (слайд 15)

Домашнее задание (на слайде).

 (слайд 16)

Заполняют листы рефлексии.

Записывают домашнее задание (на выбор)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВОРОБЕЙ» Иван Сергеевич Тургенев 1818 – 1883 г.г.

Слайд 3

Варвара Петровна Лутовинова Маленький Ваня

Слайд 12

- Название этого произведения у меня вызывает чувство … -Во время чтения произведения я пережил разные чувства… - В середине произведения мне стало … - В конце произведения я почувствовал… -Я думаю, что главный герой этого произведения …, потому что … -Характер этого героя … Я считаю, что совершить этот поступок его вынудило … - Я думаю, что это произведение Тургенев написал с целью …

Слайд 13

План рассказа о герое: 1.Расскажи о понравившемся герое . Начни так… (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...) 2. Опиши наружность героя. 3. Перечисли основные черты характера понравившегося героя . 4. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами. 5. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось бы походить на этого героя? 6. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица , что было бы вокруг? 7. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

Слайд 14

Иван Сергеевич Тургенев 1818 – 1883 г.г . стихотворение в прозе «ВОРОБЕЙ » «… Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

Слайд 15

скучно интересно трудно легко Лист рефлексии:

Слайд 16

Домашнее задание: выразительно читать текст; выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотврения ; 3. подробный пересказ от лица взрослого воробья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...