Басни И.А.Крылова
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Батыршина Миляуша Рубисовна
знакомство с именами Эзопа и Лафонтена, работа над умением читать басни, формировать умение выражать своё отношение к прочитанному, выделять мораль в басне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basni_i.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Басни И. А. Крылова

урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Басни И. А. Крылова. Характерные особенности басенного жанра. Экскурс в историю жанра.

Цель: познакомить с именами Эзопа и Лафонтена, работать над умением читать басни, формировать умение выражать своё отношение к прочитанному, выделять мораль в басне.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Подготовка к восприятию.

На прошлом уроке литературного чтения мы вместе с путешественниками во времени побывали в Х1Х веке и посетили книжную лавку. Кого мы там повстречали?  ( И. А. Крылова)

Вспомните и постарайтесь рассказать о нём то, что вы узнали из учебника и моего рассказа.

Крылов – великий русский баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку. Именно в его баснях животные говорят, думают как люди. Автор высмеивает человеческие пороки (недостатки), приписывая их животным. Такой литературный приём называется аллегорией (иносказанием).

Что же такое басня?

Басня – короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью.

Цель басни – показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.

Мораль – главный смысл басни, главная её часть. Мораль – нравственный поучительный вывод к чему-нибудь.

  1. Знакомство с новой темой.

Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы? ( Да. Эзоп, Л. Н. Толстой).

Толстой жил позже Крылова, басни он писал не в стихах, а в прозе.

Эзоп – древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.

Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена? Это французский поэт Х  11 века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. Одну из басен Лафонтена «Волк и ягнёнок» мы знаем также благодаря переводу И. Крылова.

Посмотрите, какая цепочка у нас получается:

Эзоп                                     Лафонтен                               Крылов

Древняя Греция                 Франция Х  11 век                 Россия Х1Х век

Три великих баснописца: греческий, французский, русский.

Конечно, баснописцев было много, но именно эти вошли в мировую литературу, как баснописцы-классики. В Х1Х веке басни писал Л. Н. Толстой, а в наше время интересные басни пишет С. В. Михалков.

Давайте, вспомним басни, которые мы с вами читали в 1-3 классах. Сейчас мы посмотрим инсценировку этих басен.

Инсценировка басен «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей». Какова мораль каждой басни?  (Осуждается лесть, беспечность, чёрствость, эгоизм).

Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал. Как можно от них избавиться. Крылов учил мудрости жизни. Познакомиться с новой басней – значит узнать что-то новое о себе и о людях.

Сегодня мы будем читать другие басни Крылова. Это «Слон и Моська», «Квартет» и «Свинья под дубом».

Прослушивание грамзаписи «Слон и Моська».

Чтение вслух.

  1. Назовите героев басни.
  2. Дайте им характеристику.
  3. Какой стиль повествования?
  4. Чтение по ролям.

Аналогично ведётся работа с другими баснями.

Многие яркие запоминающие фразы стали «крылатыми», т. е. превратились в пословицы и поговорки.

Работа с «крылатыми» фразами.

  1. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
  2. А воз и ныне там.
  3. Ты всё пела? Это дело. Так пойди же попляши.

4.   Сильнее Кошки зверя нет.      

5.   Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона.

6.   А вы, друзья, как ни садитесь всё в музыканты не годитесь.    

7. Чем  кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

8.   Вперёд чужой беде не смейся Голубок.

Итог урока.

Какие пороки любил «пощипать» Крылов?

Полезным ли оказался для вас урок? Чем?

Нужно ли изучать басни?

Чему они учат?

Послушайте стихотворение М. Исаковского, посвящённое юбилею И. А. Крылова.

Кто не слыхал его живого слова!

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут вам стать лучше. Одну басню выучите наизусть.

БАСНЯ

МОРАЛЬ

ПОРОК

АЛЛЕГОРИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс

Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...

Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.Цель:  Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»Задачи: - Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (а...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.КрыловаТехнологическая карта урока с УУДКроссворд...