Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе ОС "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Окорокова Елена Анатольевна

С требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem_lit.cht_.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ

п/п

Назва-

ние раздела

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты

Материально-техническая база

Личностные

Метапредметные

Предметные

Раздел 1. Любимые книги

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т        

1

сентябрь 1

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту худо- жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважитель- ное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

 

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотро- вым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития по-знавательных УУД служат тексты учеб-ника и его ме-тодический аппарат; тех-нология про-дуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различ- ных  коммуникативных задач; владеть моно-логической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться при-нимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в сов-местной дея-тельности;

– задавать вопросы.

Аудирование (слушание) 

Воспринимать на слух художе- ственные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся,    мастеров   слова; отвечать на  вопросы по  содержанию; понимать        главную мысль, оценивать свои эмоцио- нальные реакции. Воспринимать на слух  задание (учебный  текст),   определять алгоритм выполнения,  оценивать  ход  и результат выполне- ния.

Характеризовать прослушанное художественное произведение:  его жанр (включая поучение,   летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность  развития  событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать  своё  и  чужое высказыва- ние.

Чтение

Читать текст вслух осознанно,  правильно,  выразительно, выбирать соотвествующие интонацию, тон  и  темп   речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворе-ния, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно,  выделять в нём  логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения,  составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором        текста: задавать вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить   ключевые   слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста  самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать  текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги,  самостоятельно выбирать  книгу в библиотеке.

Культура речевого общения 

Участовать в диалоге. Конструировать монологиче- ское высказывание. Создавать устно  текст –  рас- сказ-характеристику героя. Высказывать аргументирован- но своё отношение к прочитан- ному, к героям.

Культура письменной речи 

Готовиться        к   сочинению: определять  и   анализировать тему,  формулировать замысел (главную мысль), собирать материал,   составлять  план, работать         над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный  текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность 

Инсценировать  художественные   произведения  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать   творческие  работы: сочинения  по   прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ.

Книгопечатная продукция:

УМК по литературному чтению (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Примерная программа  начального общего  образования по литературному чтению

Печатные пособия:

Набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе (в том числе в цифровой форме)

Словари по русскому языку

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Портреты поэтов и писателей

Детские книги разных типов из круга детского чтения

Литература для самостоятельного чтения

Произведения русского народного творчества

Русская классика для детей

Русская литература для детей

Зарубежная литература для детей

Приключения и путешествия

Исторические произведения для детей

Научно-популярная литература для детей

Книги – справочники

Из истории нашей Родины

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

 Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры,

литературное лото, викторины

ТСО

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор с диагональю не менее 72 см (по возможности)

Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности)

Аудиоцентр/магнитофон

Диапроектор.

Мультимедийный проектор (по возможности)

Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см (по возможности)

Компьютер (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Полки для «Уголка книг»

Кто  же  будет  сопровождать нас  в  путешествиях? (Г.  Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). Т

1

Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1, ч. 1 и 2). Т

1

Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Т

1

2

Наука как  искусство (Е.  Велтистов «Приключения Электроника», гл.  1,  ч.  4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести. Т

1

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Т

1

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. Т

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения).

1

3

Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. Т

1

Раздел 2. У истоков русской детской  литературы

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).

Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). Т

1

«Повесть временных лет». «Расселение славян». Т

1

4

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Т

1

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Т

1

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Т

1

октябрь 1

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

1

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Т

1

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.).

Проверочная работа № 2. Т

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

2

Путешествие 2. Конец XVIII  века. Усадьба Аксаковых

(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

1

Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3)

1

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т

1

3

«Детское чтение для  сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). Т

 Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т

1

Образ  «идеального ребёнка» в  детских стихах А.  Шишкова, в  рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо  того захочешь».

1

Обобщение. Зарождение,  становление и  развитие детской литературы в  XI–XVIII

веках.

Проверочная работа № 3. Т

1

4

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

Р/Р Сочинение. Т

1

Раздел 3. XIX  век. Путешествие продолжается...

Путешествие 3. Москва начала XIX  века. Интересны ли детям басни?

 (И.А.   Крылов «Слон и Моська»). Т

1

Характерные особенности жанра басни  

(И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»). Т

1

5

Путешествие 4. 1828  год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица...».

1

1. Нелёгкий путь  в подземное царство (ч. 2, 3). Т

1

2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).

3. Главный герой  сказки (ч. 6). Т

1

ноябрь 1

Путешествие 5. Лето 1831  года.  Как писать для  детей?

1

А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...». Т

1. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).

1

2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом  (ч. 4–6).

1

2

3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).

1

4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15).

1

5. В чём главный смысл сказки? (Финал).

Внеклассное чтение. А.С.  Пушкин «Сказка о попе и о  работнике его Балде».

1

3

Сказка В.А.  Жуковского «Спящая царевна». Т

1

Обобщение. Литературные сказки. Т

1

Владимир Даль  «Война грибов  с ягодами» (русская сказка в обработке В.  Даля),

«Кузовок» (игра). Т

 Р/Р Устное  сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т

1

декабрь 1

Как надо писать для  детей? (А. Ишимова «Славяне»).

1

Обобщение. Проверочная работа № 4. Т Внеклассное чтение.  «Вчера и  сегодня». Книги о родном городе, его  прошлом и настоящем или  «Литературные сказки писателей XIX  века».

1

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

1

2

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

1

Поэты XIX  века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т

1

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т

1

3

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1. Картины русской природы в стихотворении. Т

1

2. Дедушка Мазай – добрый охотник.

1

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два  брата»).

1

4

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая  бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т

1

Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т

1

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир  и хрестоматия» («Столица и губерн- ский город»). Т

1

январь

1

Первое  знакомство  с  Родиной  (К.Д.   Ушинский  «Деревня  и   уездный  город»,

«Просёлочная дорога»). Т Р/Р Сочинение в форме  путевого очерка. Т

1

Как помочь детям полюбить свою родную  землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т

1

Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т

1

2

А.И. Куприн «Слон». Т1. Непонятная болезнь (ч. 1–3).

1

2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).

1

3. «Я уже  совсем  здорова!» (ч. 6).

1

3

Обобщение. Проверочная работа № 5. Т Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1

Раздел 4. Век XX.  Новые встречи со старыми друзьями

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской.

1

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1. Первый день Лены в гимназии (гл.  8). Т

1

февраль

1

2. Друзья и враги Лены Икониной (гл.  10–11). Т

1

3. Образ Лены Икониной. Обобщение. Внеклассное чтение. Мир детства.

1

Путешествие 9. Петроград. 1923  год. Редакция«Воробья». Житков и Маршак.

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т

1

2

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»).

1

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. Внеклассное чтение. Современные чудаки.

1

Путешествие 10. Вокруг Маршака. С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

1

3

Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

1

Е. Шварц «Два  брата». Т1. Живой мир и мир вечного покоя (гл.  1–4).

1

2. Спасение Младшего  – победа  живого мира (гл.  5–8).

1

4

3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).

1

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),

«Пишу на ту же тему по-своему»).

1

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). Т

1

Март 1

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Т

1

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). Т

1

Так  кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).

1

2

Обобщение. Проверочная работа № 6.

1

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

1

Путешествие 11. 1928  год.  Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковскийи А. Барто. Т

1

3

Ю. Олеша «Три  Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т

1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).

1

2. Три Толстяка и другие герои  сказки (ч. 3, 4).

1

3. «Простые высокие истины» (обобщение).

1

апрель 1

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх  Толстяков?»). Т

1

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).

1

А. Гайдар «Тимур и его команда».

1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).

1

2

2. Игра или  серьёзное дело?  (ч. 3, 4).

1

3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).

1

Путешествие  13. Смешные книжки.  Проверка развития читательских умений

(Н. Носов «Федина задача»).

1

3

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что  любит  Мишка»).

1

Внеклассное чтение.  Юмористические рассказы В.  Драгунского, Ю.  Сотника и Н.Носова.

1

Стихи А. Барто. Сатира или  юмор? Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».

1

4

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

1

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

1

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского.

1

Май 1

Стихи Саши  Чёрного и В. Долиной.

1

Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т

1

Стихи Н. Матвеевой. Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1

2

Практикум «Учусь читать лирический текст». Т

1

Обобщение. Проверочная работа № 7. Т

1

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Т

1. Знакомство с героями (картины 1,

1

3

2. Поиски снежного цветка (картины 3–5).

1

3. Мудрая сказка для  малышей (картины 6–8).

1

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»).

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т

1

4

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина). Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

1

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Т

Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс школа 2100

В материал входит пояснительная записка., учебно-тематическое планирование, календарон-тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100" авторы Р. Н. Бунеев , Е. В. Бунеева с видами деятельности учащихся....

Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование составлено по ФГОС с УУД...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс программа 2100

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс программа 2100...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа 2100...