Урок литературного чтения в 4 классе по теме "С. Маршак. Как поработала зима!"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лищенко Венера Таштимировна

В разработке представлены конспект урока, слайды к уроку, музыкальное сопровождение урока, сборник стихов о зиме учащихся, созданный на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тип урока – урок-творчество.

Метод организации деятельности учащихся -  работа в группах.

Тема: Творческая мастерская. Тайны поэзии. В мастерской С.Я. Маршака

(стихотворение  «Как поработала зима!..»)

Задачи:

Образовательная:

  1. Познакомиться с поэтическим произведением С.Я.Маршака, рассмотреть виды рифм в нем, их сочетания, использование художественных приемов и лирический образ зимы.
  2. Продолжить формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир.

Развивающая:

Развивать творческий потенциал учащихся, умение передавать свое открытие.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к поэзии через восприятие поэтического слова.
  2. Формировать коммуникативные действия.

Ход урока

Этап

Примечание

1. Организационный момент.

- Ребята, настроимся на работу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, можете «подарить» друг другу прикосновение!

2. Введение в тему и цели урока

Звучит музыка

- Сегодняшний наш урок литературного чтения – это творческая мастерская.

- Как вы это понимаете? Что это? А «творческая»?

- Значит чем мы будем заниматься?

Действительно ребята, мы в мастерской постараемся создать творческие произведения в стихотворении и рисунке о зиме, мы продолжим учиться поэтическому мастерству у великих мастеров слова. Сегодня это будет С.Я.Маршак и его стихотворение «Как поработала зима».

- Что мы для этого возьмем на урок, что нам поможет творчески?

- А почему о зиме, я думаю не сложно догадаться?

- творить, создавать творческое произведение, удивлять.

-фантазия, выдумка, вдохновение.

-наступила долгожданная зима

3.Работа над стихотворением С.Я.Маршака

- А сейчас мы побываем в мастерской поэта С.Я.Маршака и познакомимс с его стихотворением «Как поработала зима!»

Откройте учебник на стр. 164

Чтение стихотворения учителем.

- Правда, замечательно?!

Какую картину вы представили?

Чтение 2-3 учащихся

4. Работа в группах

- У каждого мастера стиха свои секреты творчества, каждый поэт воспринимает мир по своему, так же как и каждый из вас.

- Я предлагаю вам в группе поработать выяснить что помогло создать, чего у С.Я.Маршака получилось такое прекрасное лирическое произведение.

- Итак, задание по группам.

Задание 1 группе: определите в каком образе предстала в стихотворении зима. Кто она и какая она?

Задание 2 группе: найдите в стихотворении художественные средства языка, с помощью которых поэт передал неповторимость зимней красоты.

Задание 3 группы: попробуйте определить и доказать в каждой стихотворной строфе вид рифмы.

Время 5 минут.

-волшебница, труженица, снегопад, старалась, творила, «кружево» снега.

-зима поработала (олиц-е), ровная кайма легла (срав,олиц), стройных зданиях (эпитет), кусты в пушистых полушубках (олиц), белоснежные трубки(эпитет), случайный беспорядок (эпитет), проволока таится (олиц), улеглись постелью (олиц), строго окаймились (олиц).

- в 1 строфе – парная, в 2 строфе – перекрестная, в 3 строфе – охватная.

5. Обсуждение результатов работы групп

Вывод

- Что помогло С.Я.Маршаку создать такое красивое лирическое стихотворение?

- В чем же тайна поэзии этого стихотворения?

Физминутка

- А теперь я предлагаю закрыть глаза, руки опустить, кисти расслабить и представить падающий снег.  До кого я коснусь рукой, тот говорит на что похож падающий снег или подобрать рифму к слову «Снежинка».

- Прекрасно, просто удивительные сравнения и рифмы.

Выслушиваются выступления (1 человек от группы)

- использование разных рифм, оригинальных олицетворений, эпитетов, придумывая интересные образы зимы.

6. Работа в группах

- Прошу открыть глаза, это вдохновение надо обязательно реализовать.

- Я предлагаю вам сейчас поработать творчески и стать мастерами своего поэтического произведения.

Задание 1 и 2 группы: попробуйте сочинить все вместе оригинальное стихотворение о зиме.

Задание 3 группы: попробуйте создать живописное произведение «Узоры на стекле»

Учитель тихо включает музыку.

Пока группы работают звучит музыка

7. Проверка и оценивание работ

- Понравилось вам стихотворение?

- Молодцы, восхитительно!

- У каждой группы получился свой оригинальный взгляд на это время года. Так в чем же заключается тайна поэзии?

-в красоте слова, в рифме, в лирическом образе…

8. Итог урока

- Мне было приятно сегодня работать в такой атмосфере творчества, поиска и взаимопонимания.

- У вас на партах лежат «календарики настроения» выберите подходящее слово для  выражения вашего настроения, с которым вы уходите с урока и прикрепите его на доске.

Звучит музыка.

- Заканчивается урок ребята, хочу поделиться  с вами своим авторским стихотворением, которое было навеяно мне. Я назвала его «Разговор с зимой»

Как сладок сон, навеянный зимой!

Как томно засыпает вся природа, как нежно колыбельную поет, насвистывает, вкрадчивая вьюга.

А ты, в оцепенении стоя от красоты такой

Как в снежной сказке, шепнешь: «Какая ты зима?!»

Она в ответ прошепчет: «Я – прекрасна..!»

- Спасибо за урок

Приподнятое, восторженное, ласковое, восхитительное . т.д.

Дети слушают музыку.

Дети уходят


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Литературное творчество учащихся 4 класса

(из сборника стихов «Проба пера»)

   Зимние забавы                                         Зимушка – зима

Коньки, санки и лыжи                                     Снег пушистый падает,

Как- будто ожили –                                        На улице – зима,

Зовут нас кататься,                                       Сугробы белоснежные

Но как тяжело нам                                                         насыпала она.

На горку взбираться!                                      Зимою легче дышится,

Но вот покатились мы                                   И весело порой кататься

               дружной толпой,                              В санках кованых

И ветер шумит у нас                                                        с горки ледяной!

               за спиной!                                                          Демакова Светлана

                   Марков Максим

На улице белым – бело,                                                  Песня вьюги

На улице всё замело,                                          Снежинки в небе веселятся,

А ребятишкам весело –                                      На землю падают – ложатся,

Они и пляшут и шумят,                                    А ветер снова снег поднимет,

И на душе у них светло…                                    И снова крыш никто не видит.

Но только это не всегда:                                Весь лес уснул под песню

Весело для них, когда                                                                                вьюги:

Мороз стоит у окна.                                        Берёзки сонные скучают,

Выйдут ребятишки на улицу гулять               И сосны, ели – их подруги

И мороз им щёки заморозит опять!               Всё дремлет в колыбели

                             Губина Алёна                                                        вьюжной…

                                                                                                     Матвеев Олег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. "С. Я. Маршак. Про козла".

Данный урок учит правильному и  выразительному чтению по ролям. Дети будут знать, как идёт работа по постановке пьесы, научатся при чтении передавать различные интонации, научатся работать в паре...

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс С.Я.Маршак "Ледяной остров"

Презентация  для учителя 4 класса поУМК "Школа 21 века". Содержит словарную работу к тексту и иллюстративный материал...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Урок литературного чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

УМК "Школа России" . Учебник литературное чтение  Л.Ф. Климанова и др. Тема урока: С.Я. Маршак "Кот и лодыри"...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе: С.Я.Маршак "Декабрь"....