Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: Согласные звуки [ ф],[ ф’], буква Ф,ф.(с использованием сингапурских обучающих структур)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Трифонова Анна Григорьевна

Цели урока: познакомить со звуками [ф'] и [ф], буквой Ф, ф, закрепить навык звукового анализа слов; обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами; развивать фонематический слух ;развивать наглядно-образное мышление; воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ff.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г.Казани

Урок  в 1 классе

Тема: Согласные звуки [ ф],[ ф’], буква Ф,ф.


Подготовила

Трифонова Анна Григорьевна

учитель начальных классов

                                           Казань  2014г

Тема: Согласные звуки [ ф],[ ф’], буква Ф,ф.

Цели урока:

  • познакомить со звуками [ф'] и [ф], буквой Ф, ф, закрепить навык звукового анализа слов; обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами;
  • развивать фонематический слух ;развивать наглядно-образное мышление;
  • воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения;
  •  Устанавливать количество и последовательность звуков в слове;
  • Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
  • Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков;
  • Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие;
  • Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;
  • Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука;
  • Характеризовать заданный звук, называя все его признаки;
  • Читать слоги с изменением буквы гласного;
  • Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

                               


                                   Ход урока:

1. Организационный момент.

– Давайте улыбнемся друг другу.

Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

     Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

            Всё у нас получится!

2. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Распевка» - пропеть гласные звуки: а,о,у,ы,и,э,ю,я
  2. Чтение (шепотом и медленно).

мо-мо-мо

ма-ма-ма

ум-ум-ум

омь-омь-омь

  1. Чтение (тихо и умеренно).

арка – арца               арла – арча  

арта – арда               арса - аржа                      

  1. Чтение (громко и уверенно)

Гарь-парь-жарь

3.Актуализация опорных знаний. РАУНД ТЭЙБЛ – в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном ( на команду) листе бумаги.   На доске  звуки  [ Р] [ К ] [Д ] [Л][Т ] [ В] .

- Подготовим лист бумаги, №3 берут в руки лист,  сгибают пополам, передают №4 сгибают пополам, передают №1 сгибают уголок, передаём,  №2 разворачивает получился по середине ромб,  №2 первый стол печатает в середине ромбика букву «ЭР»  обозначающий твердый звук [ Р], №2 второй  стол печатает в середине ромбика букву «КА» обозначающий мягкий звук [ К ] и тд.  Проверка:  с каждого стола  отвечают  дети  которые сидят под №1.

4. Постановка учебной задачи:

- Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: фартук, вафли, фундук, фазан, фокус, конфета. (Звук  [ф]).

- Вы догадались, о каком звуке мы будем говорить сегодня на уроке? (О звуке  [ф]).

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает этот звук? (Буква «эф»).

  1. Звуковой анализ слов «фартук», «филин». Выделение звуков [ф'] и [ф],  их характеристика.  Работа с фишками.

-  Что изображено на рисунках? (Фартук и филин.)  Выполним звуковой анализ слов.

Двое учащихся выполняют у доски, остальные – самостоятельно с последующей проверкой.

- С какого звука начинается это слово? ([ф] ).

- Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

 - Какой второй звук в слове ?( [ф а-а-а] ).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку).

- Произнесите третий звук. ([фа р-р-р].

- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий звук. ([фар т-т-т]).

- Какой он? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий  звук. ([фарт у-у-у]).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку.)

- Произнесите последний звук. (фарту к-к-к).

-Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку.)

- Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

Аналогично выполняем звуковой анализ слова «филин».

- Посмотрите ещё раз на схемы. С каких звуков начинаются слова? ([ф'] и [ф]). Сравните эти звуки. (Оба согласные, глухие. Но один твердый, другой мягкий).

5. Физминутка   КЛАССБИЛДИНГ  процесс, при котором группа учеников с разным опытом становится скооперованной и заботливой командой обучающихся  ВСТАНЬТЕ   ПОДВИГАЙТЕСЬ   ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ

-Сколько слогов в слове столько шагов  вперёд: ваза, мыло, слон

- Сколько слогов в слове столько шагов  назад: машина, роса

-Сколько слогов в слове столько поворотов влево, вправо на месте: земля, роза, звук, берёза, барабан

-Сколько слогов в слове столько наклонов вперёд,  руки на поясе: зуб, зубы, банан, дама, фея

На доске появляется карточка с буквой Ф.

- На что похожа буква Ф?

       Знакомство с буквой Ф,ф. Расположение Ф,ф  на ленте букв.

      На доске слова:  Федя, Фёдр, Франция, Финлядия.

-Рассмотрите слова и назовите, где спрятался наш звук?  Ф - Охарактеризуйте  этот звук. ( во всех словах  согласный, мягкий, глухой звук, кроме слова Франция).

Что необычного в написании этих слов  следует знать? (Имена людей, название стран  пишутся с заглавной буквы.)

6.Чтение слогов, слов. Чтение стихотворения  Генриха Сапгира «Футбол»:

Чтение слов и слогов  соседу по плечу.

а) -  №1 №4 Прочитают  слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук; -№2 №3прочитать слоги, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук.

б)  Чтение слов соседу по лицу № 3,4  - Прочитать слова первого   столбика  парами; №1,2- Прочитать слова второго   столбика  парами;

 объяснить, по какому принципу слова объединены в пары (один - много).

- Прочитать третий столбик слов хором;

в) – найдите и прочитайте  слова, в которых один слог; прочитать слова, в которых два слога; прочитать слово, в котором три слога; посчитать, сколько слогов в слове фамилия;

г) - Прочитать вполголоса следующие пары слов; прочитать пары слов еще раз, называя буквы, которыми отличаются  слова в парах.

 Физминутка  

- Составить слова, следя за направлением стрелочек; прочитать слова еще раз

 ( 1,2 стол: фантазёры, 3 стол: фантазировать, 4 стол: фантазия, 5,6стол:фантастика); придумать предложения с этими словами.

- Прочитать стихотворение Генриха Сапгира «Футбол»;

Прочитать это стихотворение по ролям у доски.

  1. Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: звонок – звонок.

-  Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем.

- Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объяснить, чем они отличаются; прочитать слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок); чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок); объяснить значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным  прибором: Раздался звонок.)

7. Чтение рассказа Якова Тайца «Волк». 

  • Чтение рассказа учителем.
  • Работа после чтения:

- О ком прочитали рассказ?

- Кого узнала Маша в зоопарке?

- Как повел себя волк и почему?

8. КОНЭРС «углы»  - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

По углам схемы слов (4 схемы) – Ребята, выберите схему слова и встаньте возле неё. Каждая группа  придумайте слова  к своим схемам.

9. Разгадывание ребусов и загадок на данную букву.

В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: ножка, пирог,семья.  

10. Рефлексия деятельности.

-На уроке я повторил…              

-Я учился…                                                   

-Я понял, что…                           

-Я радовался…                           

-Я всегда буду… 

   Вы – молодцы! Хорошо потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

Урок обучения грамоте по программе "Школа России". «Звуки [п] [п‘]. Буква Пп»

Урок обучения грамоте в 1 классе  по теме «Звуки [п][п‘]. Буква Пп» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »Цель деятельности учителя: формирование понятия о согласных звуках [д] и [д’], умения проводить сло...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....