Теоретические основы обучения выразительности речи и чтения.
учебно-методический материал по чтению на тему

Бондаренко Светлана Семёновна

В докладе говорится об основных приёмах обучения выразительному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы обучения выразительности речи и чтения.

Как известно, дети в первую очередь овладевают устной речью. О создании благоприятных условий для речевого развития и должны позаботиться школа и учитель в условиях начального обучения языку: постоянно помогать учащимся  первых  классов пополнять свой словарный запас, овладевать нормами произношения и ударения, развивать речевой слух, силу и подвижность голоса, приобретать умение говорить связно, точно, последовательно, содержательно.

Устная речь легко воспринимается слушателем, если она выразительна, т.е. интонационно правильна. Под интонацией понимается сложный комплекс совместно действующих элементов звучащей речи. Это сила голоса, скорость или ритм речи, тембр голоса (его окраска)

Трудность работы в первом классе по развитию речи заключается в том, что дети поставлены перед необходимостью усваивать сразу всю фонологическую систему языка во всей её сложности: ударений в слове, членение речи на предложения, грамматическую связь слов в предложении, логические ударения.

  Большое значение в усвоении звучащей речи имеет интонационная выразительность речи учителя.

 Осмысливание текста - обязательное условие интонационно-правильного  чтения. Наблюдения показывают, что самостоятельное первое чтение букварного связного текста монотонно.

Только после анализа содержания прочитанного после неоднократного чтения или образцового чтения учителя дети воспроизводят интонационную сторону речи.

Во  2-4 классах дети начинают всё больше осознавать, что они живут в классном коллективе и это для развития речи имеет решающее значение. Важнейшее значение приобретает языковая среда и активная речевая деятельность, организованная учителем.

На уроках чтения учащиеся 2-4 классов уже способны сами сформулировать вопросы по прочитанному произведению и активно включаться в обсуждение событий, действующих лиц и поступков, выделять черты характеров, дать оценку поведения героев, высказывать  своё отношение  к ним.

Уроки грамматики и правописания предоставляют больше возможности для совершенствования не только письменной, но и устной, звучащей, речи. На каждом уроке учитель предлагает упражнения, составной  частью которых является чтение текстов, составление слов, предложений с различными грамматико-орфографическими заданиями, составление связных устных рассказов и т.п.

Учитель свободнее, чем на уроке чтения,  может вычленить то, что надо наблюдать, остановиться на каком-то явлении, предложить детям послушать или самим произнести слово, словосочетание, предложение. Ведь специфика работы над литературно-художественным произведением почти исключает  эту возможность на уроках чтения, т.к. объект восприятия - отражённая в произведении жизнь - мир, полный красок, образов, звуков. Вторгнуться в него с мелкими «техническими»  вопросами и замечаниями - значит отвлечь детей от содержания произведения.

 На уроке грамматики и правописания интонационная работа ведётся в  основном на уровне предложения.

Закрепляются полученные на уроках обучения грамоте навыки членения речи на предложения, различения интонации законченности, вопроса, побуждения к действию, перечисления.

Общие положения, которыми следует руководствоваться при обучении звучащей речи, можно сформулировать примерно так:

1.Дети усваивают интонационные формы практически, в процессе повседневной работы по русскому языку.

Интонационные упражнения должны органически включаться в состав других грамматико-орфографических упражнений.

2. Для ознакомления с новой интонационной формой используется метод наблюдения, так же как и при ознакомлении с любым другим явление языка; с той разницей, что  предмет не написанная, а произносимая,  звучащая речь.

3. Только после наблюдения над интонационной формой в её естественном звучании производится запись, используются знаки препинания.

4. Звучащая речь и её запись сопоставляются.  При этом обращается внимание на соответствия и расхождения между  той и другой формой речи.

5. Всё записанное на уроке выразительно прочитывается вслух в целях упражнения в выработке произносительного  навыка, а также развития навыка слухового самоконтроля.

Учитывая  эти положения на уроках грамматики  и правописания в первом классе  учитель практикует  различные  упражнения.

Следует  сообщить детям и термины за исключением термина «логическое ударение», заменив его термином «смысловое ударение».

Виды  упражнений, связанные с усвоением  интонации предложения, применяемые в  первом классе.

1.Составление отдельных предложений о наблюдениях в природе, во время экскурсий, прогулок.

2. Составление предложений по картине, иллюстрации или по данным словам, по деформированному предложению.

3. Связное рассказывание по картине или серии картин.

4. Развёрнутые ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

5. Составление детьми вопросов по анализируемому тексту.

6. Передача содержания прочитанного текста.

7. Чтение текста со специальным заданием по выразительности речи (сделать паузу, выделить важное по смыслу слово в предложении, произнести громче или тише, быстрее или медленнее).

8.Чтение текста с обобщённым заданием, прочесть предложение с интонацией  сообщения, вопроса, приказания, одобрения, восхищения, перечисления и т.д.

Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы различными приёмами вызвать речевую деятельность детей, опираясь на их интерес к окружающей действительности.

Речь - это активная деятельность ребёнка. Психологи называют речь действием и поступком, влияющим на собеседника и предполагающим ответное действие. Беда нашей  системы упражнений, по единодушному мнению психологов, заключается в том, что почти все упражнения состоят из повторения какого-либо отрезка речи в целях формирования речевого навыка. Речь становится искусственной и бесцельной.

Ученик, особенно при проверке знаний, не заинтересован в предмете сообщения. Он знает, что учителю известно всё, что он ответит, что прочитает. При этом условии живая интонация  у  чтеца исчезает. Отсюда монотонность сообщения или чтения.

Выход из этого положения современная методика развития речи видит в том, чтобы в классе создавалась ситуация естественного  общения.

В условиях развития речи в первом классе такие «проблемные» ситуации создать трудно. Но на помощь учителю приходит развивающееся у учащихся воображение и способность к ролевой игре. Любой из учащихся может вообразить себе жизненную обстановку, поставить себя на место действующего лица и более или менее приближённо «сыграть роль». На этом основаны некоторые приёмы работы по развитию речи, чтение по ролям и драматизация, словесное рисование картин  по  прочитанному.

Совершенствованию всех сторон речи, в том числе и интонационной  способствует сам курс грамматики 2-4 классов. Большое место здесь занимает тема «Предложение», на примере которой можно проследить, как идёт обучение выразительности речи.

Звуковая сторона предложения представляет собой сложный комплекс интонационных элементов (мелодия, темп, ритм, логическое  ударение, эмоциональная окраска). Так, понижение голоса в конце предложения обозначает законченность высказывания, слово, выделенное силой дыхания и замедлением темпа произнесения, приобретает значение важного по смыслу слова.

Вот  несколько видов упражнений, направленных на усвоение интонации.

  1. Составление предложений по образцу с пояснением, чем похоже это предложение на образец. Чтение составленных предложений с соблюдением нужной интонации.
  2. Сравнение составленных детьми или данных учителем предложений по общим и различным признакам (повествовательное и вопросительное). В качестве существенных признаков отмечается не только содержание, цель высказывания, но и интонация.
  3. Чтение одного и того же предложения с интонацией сообщения, вопроса, побуждения (приказа или просьбы), восхищения, одобрения, порицания, осуждения и других оттенков высказывания.
  4. Чтение предложений с соблюдением знаков (тексты включают вопросительный и восклицательный знаки, точку, запятые при перечислении). К каждому предложению даётся объяснение: где важное по смыслу слово, на каком слове голос повышается, на каком понижается, после какого слова делается пауза, короткая или долгая эта пауза.
  5. Рассказывание по личным впечатлениям ( «Наши игры», «На каникулах» и т.д.)

Во всех этих работах, наряду с другими сторонами речи, объектом наблюдения и контроля является интонационная сторона.

Работа над интонацией на уроках чтения.

Для начальных классов осмысливание текста имеет исключительное значение. От  точности и правильности понимания текста зависит как интонация  каждого предложения , так и интонация всего текста, т.е. выразительность речи и чтения.

Задачи работы над интонацией на уроках чтения в 1 классе также определяется  программой чтения и развития речи: формирование навыков чтения ( сознательного, правильного, беглого и выразительного).

Навык чтения сложен. Каждая из сторон этого навыка требует особого внимания учителя, особых приёмов чтения.

Вследствие  недостаточного закреплённого навыка дети допускают значительное  количество различных ошибок в самой технике чтения (замена, пропуск, перестановка букв), в произношении, в знаках препинания ( ненужные остановки, несоблюдение остановок).

Часть знаков препинания в этот период детям не знакома, при чтении ученики 1 класса на них не реагируют.

С течением времени дети полностью овладевают приёмами чтения вслух и про себя. При благоприятных обстоятельствах оно расширяет круг их представлений, знаний, формирует простейшие понятия об окружающей действительности.

Важное средство интереса к чтению - выразительное чтение учителя. Воспитывающее и обучающее значение  чтения учителя огромно. Это канал эмоционального воспитания.

 Но одним чтением учителя, как бы оно искусным ни было, обойтись нельзя. Надо научить выразительно  читать самих детей. Начало умения выразительно читать произведение закладывается в первом классе.

Чтобы прочитать произведение выразительно, надо вникнуть в его содержание. Средством проникновения в содержание  является логическое чтение и анализ текста.

В условиях работы по выразительному чтению в 1 классе этот новый, подготовительный этап складывается из следующих моментов.

  1. Чтение художественного произведения учителем.
  2. Краткая беседа с целью проверки правильности понимания содержания прочитанного, выяснение полученного впечатления.
  3. Чтение текста детьми про себя с целью подготовки к чтению вслух.
  4. Предупреждение возможных ошибок в прочтении трудных слов.
  5. Предупреждение возможных ошибок в чтении малознакомых знаков препинания.
  6. Чтение вслух текста по частям и в целом.
  7.  Анализ содержания: ответы на вопросы учителя, подбор заголовков к частям рассказа.
  8. Вторичное чтение с предварительной постановкой задачи: выяснить тот или иной вопрос, найти в тексте место, подтверждающее ту или иную мысль.
  9. Выяснение главной мысли всего произведения, настроение автора.

Вся эта работа является подготовкой к завершающему этапу работы - выразительному  чтению. Подготовка детей к выразительному чтению - средство углубленной работы над идейно-образным содержанием произведения, средством культуры звучащей речи.

Процесс подготовки к выразительному чтению во 2-4 классах примерно следующий: после психологического настроя детей на восприятие произведения и необходимой словарной работы, после чтения текста учителем и проверки правил нового восприятия его учениками - проводится чтение текста детьми с последующей подготовкой к произнесению его вслух, порядок работы такой:

  1. Деление текста на части, осмысливание содержания каждой части.
  2. Выяснение смысловых связей между этими частями.
  3. Определение характера предложений ( вопрос, восклицание, просьба и т.д.)
  4. Определение логических ударений ( подчёркивание слов, на которое падает логическое ударение).
  5. Определение темпа чтения.
  6. Определение пауз и их длительности и значения.
  7. Определение цели чтения.
  8. Определение отношения к содержанию прочитанного.

После смыслового анализа детям предлагается прочитать разнообразное произведение или его отрывок. Делается несколько проб. Отмечается наиболее удачный. Не все произведения, помещённые в книге для чтения, предлагаются для выразительного чтения. Для этой цели тексты надо специально отбирать.

Но почти на каждом уроке можно проводить специальные упражнения, направленные на  овладение произношением и интонационной речи. Виды их разнообразны.

  1. Высказывания творческого характера (рассказывание по личным впечатлениям, по данному началу, середине или концу, о своих наблюдениях в природе, рассказы по картине).
  2. Выразительное чтение готового текста(слушание учителем, грамзаписи, чтение отдельных предложений, входящих в рассказ или стихотворение с соответствующей интонацией, чтение про себя незнакомого текста с целью подготовки его к чтению вслух, чтение в лицах.
  3. Высказывания в виде переработки информации, заключённой в тексте:

А) рассказывание близко к тексту;

Б ) подробная передача содержания;

В ) передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика;

Г)  краткая передача содержания прочитанного;

Д ) словесное рисование картинки;

Е)  инсценирование  произведения или его части

Общий принцип проведения таких работ – вызвать у детей интерес к предмету сообщения, выработать выразительность речи, т.к. выразительное чтение учащихся - активная и незаменимая форма сознательного усвоения интонационной стороны языка.

Литература:

1.Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения / Б. А. Буяльский. – М.,1986.

2.Кубасова, О. В. Выразительное чтение: пособие для студентов педагогич. уч. завед. / О. В. Кубасова. – М, 1998. 3. Методика выразительного чтения: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Б. С. Найденов, Л. Ю.Коренной, Р. Р. Майман. – М,  1985.

3. Оморокова М.И. Преодоление трудностей обучения. - М.:1991.

4.Рамзаева Т.Г., Львов М.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М.:1992.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (важно полюбить его). Чтение, анализ, воссоздающее воображение....

Теоретические основы обучения русскому языку в начальной школе учеников – инофонов

Язык является важнейшим средством человеческого общения, формирования духовного развития личности. Российская школа сегодня отражает срез межкультурных, духовно-нравственных процессов, происходящ...

Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии.

Нарушения в  формировании письменной речи отрицательно отражаются  на успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в форм...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТЬЮ.

В настоящее время наиболее актуальной становится проблема одарённости. Связано это, прежде всего, с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современное общество требует от человека п...

Теоретические основы обучения решению составных задач по программе «Школа Россия»

В начальном обучении математике велика роль текстовых задач.Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логич...