Теоретические основы работы над творческим изложением в системе обучения младших школьников письменной речи
статья по русскому языку на тему

Окускова Марина Сергеевна

Психологические основы обучения связной письменной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы работы над творческим изложением в системе обучения младших школьников письменной речи

1. Психологические основы обучения связной письменной речи

1.1 Характеристика речи как деятельности

Российская психологическая школа в объяснении психических процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребёнка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь.

Такая трактовка впервые в мировой психологической науке была предложена Л.С. Выготским и развита его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.). Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой  деятельности.

«Речевая деятельность… представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приёма или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)» [17].

Разрабатывая вслед за Л.С. Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи – с позиции теории речевой деятельности. Сначала этот подход определился применительно к обучению русскому языку как иностранному (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.), а сравнительно недавно стал разрабатываться в методике обучения русскому языку как родному (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Ю. Купалова).

«Предпосылкой всякой деятельности – говорит А.Н. Леонтьев [30] – является та или иная потребность». В качестве пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность – стремление, вступив в общение с другим человеком, что-то узнать или сообщить.

Понимание языка (речи) как деятельности особенно близко задачам обучения. Рассмотрим поэтому основные положения теории деятельности вообще и речевой деятельности в частности.

Основные понятия теории деятельности – деятельность, действие и операция.

«Понятие деятельности, - отмечает А.Н. Леонтьев, - необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает» [30]. Всё, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. С этой точки зрения речевое высказывание может быть соотнесено с понятием « деятельность» лишь с некоторыми оговорками: речь – не самоцель, собственно речевого мотива обычные высказывания не имеют. Побуждением к речевому акту – в том случае, конечно, если мы рассматриваем речь в естественных жизненных рамках, - всегда является что-либо, лежащее за пределами языка. Мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, каким-либо образом на кого-либо воздействовать, проявить внимание к кому-либо и пр.

Другими словами, мотив для речи заключен не в самой речи, а в деятельности более высокого ранга – деятельности общения (коммуникативной), и, следовательно, говорить о речи как о деятельности мы можем лишь в том случае, если рассматриваем её в рамках коммуникации [28].

Речевая деятельность направлена на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаём высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания, т.е. – речь – это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание. При принятии сообщения в качестве продукта выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника. Результатом речевой деятельности можно считать ответную реакцию; понимание или непонимание мысли.

1.2 Структура речевой деятельности

Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому,  как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Речевое действие имеет собственную промежуточную цель [28], подчинённую мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается. Другими словами, действие и его цель – это одна из возможных  конкретизаций деятельности и мотива. Поэтому структура действия такая же, как и структура деятельности.

Однако прежде чем переходить к структуре речевого действия, уточним ещё одно понятие теории деятельности – «операция». «Способы осуществления действий мы называем операциями» [28]. Каждое действие, помимо цели, имеет свой операционный состав, т. е. состоит из операций. Если понятие действия соотносится с целью, то понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие, - изменяются и способы осуществления действия, т. е. операции. В иной форме речи – устной вместо прежней письменной; по-иному будет протекать  процесс выбора языковых средств – речь спонтанная вместо прежней, подготовленной. В условиях непосредственного общения при наличии хорошей обратной связи мы отберём другие языковые средства для передачи того же содержания, наряду с языковыми средствами мы используем также средства неязыковые – мимику, жесты, взгляды. Способ осуществления действия, или его операционный состав, весьма подвижен и зависит от условий общения. Структура же у всех действий одна и та же. Она включает в себя четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль [21].

Именно такую динамическую структуру имеет любое речевое высказывание. «Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых. Уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения …, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения …, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого  содержания  … в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь.  Если  какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых  результатов  общения – оно  будет  неэффективным » [28].

Сориентироваться  в условиях общения – это, значит, определить для себя место,  роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму; с учётом  общего мотива деятельности  уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и  д.р.), решить вопрос о форме (устная / письменная), виде (монолог / диалог), стиле  высказывания.

Вторая фаза речевого действия – планирование – заключается в отборе содержания, в составлении программы  высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи – тема и основная мысль  высказывания; однако существенны также и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи.

Как показывают исследования психологов, программа формируется во внутренней речи и существует обычно в «предметно-изобразительном коде» - в виде «смысловых сгустков», «образов – мыслей». На этом этапе мысль ещё не расчленена, ещё не выражена в словах.

Переход от программы к её реализации в языковом коде составляет третью фазу речевого действия. Для неё характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причём и здесь, так же как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения.

Четвёртая фаза речевого действия – фаза контроля – состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого обычно прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчёт: возможно, не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания, или, может быть, программа была нарушена на стадии её реализации (не удалось точно выразить мысль).

Такова в общих чертах структура речевого действия по материалам современной психолингвистической литературы.

  1.  Творческий характер речи

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, раскрытии и расширении своих созидающих возможностей» [24]. В.М. Бехтерев писал о том, что для  всякого творчества необходима та или иная степень одарённости и соответственное воспитание, созидающее навыки  в работе. Воспитание же развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга  к творческой деятельности. Непосредственным же определением её задач является окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки, последней – в особенности [5].

Творчество обуславливается той сферой культуры, в которой оно реализуется. Творческий характер речи в большей степени проявляется в построении логических конструкций, создании текста.

Речь – это процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием. Общество заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы богатства и исторически сложившиеся нормы родного языка строго сохранялись. Правильность речи контролируется редакциями литературных изданий, театров, радио, кино и т.д. Речь должна быть не только правильной, но и совершенной по содержанию и форме. Возможности же совершенствования речи в качественном отношении почти безграничны. Надо у каждого учащегося, независимо от возможной в будущем профессии, развивать вкус к языку и взыскательность речи. Вот поэтому речь является творческим процессом.

 

  1. Условия организации речевой деятельности в процессе обучения

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Существует важная проблема – создание благоприятных условий для развития детей.

Вспоминая одну из важнейших идей теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребёнка: то, что сегодня ребёнок может сделать с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Текст, который предлагается ученику для письменного пересказа, - это своеобразная «помощь взрослого» в сложном деле обучения построению высказываний, помощь в накоплении речевого опыта. Однако действенность этой помощи, считает М.С. Соловейчик, зависит от многих условий.

Во-первых, помощь хороша, если она желанна, иначе говоря, предлагаемая ребёнку работа с текстом должна отвечать каким-то его потребностям,  быть интересна ему.

Во-вторых, текст, благодаря своему содержанию, его организации, языковым средствам, способам формулирования мысли, должен предоставлять возможности для речевого роста детей, для их продвижения вперёд.

Есть ещё и третье  условие, при котором письменный пересказ  может обогатить речевой опыт ребёнка. Ученик сделает шаг в своём речевом развитии, если будет воспроизводить текст не механически, опираясь лишь на свою память, а достаточно осознанно, отдавая себе отчёт в том, как он вслед за автором строит высказывание, какие средства языка удачны в тексте и потому он из использует, какой способ передачи мысли, свой или авторский, он выбирает. Именно такое осознанное воспроизведение текста имеет смысл, т. к. помогает воспитывать у школьников внимание, чуткость к слову и вместе с тем сознательное, критическое отношение к его выбору. Так собственными усилиями ребёнка, его осмысленными действиями при пересказах создаются благоприятные условия для дальнейшего обогащения его речи, для совершенствования всех её сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности лич­ности....

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желаю...

Из опыта работы: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников с ОВЗ.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности...

Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников

Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"...

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....