Самостоятельная работа как средство формирования индивидуального маршрута обучения младшего школьника
статья на тему

Бессонова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа как средство формирования индивидуального маршрута обучения младшего школьника

Формирование самостоятельной творческой личности в теории и практике образования всегда рассматривалось как одна из приоритетных задач педагогики. Концепция модернизации отечественного образования до 2010 года основным условием повышения качества общего образования выделяет формирование учебной компетенции обучающегося в различных сферах жизнедеятельности. Такая установка трактует самостоятельную учебную деятельность как базу осознанного усвоения знаний, формирования социально активной личности, развития индивидуальности и реализации творческого потенциала ученика.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Такое требование является единственно верным. Оно не утратило своего значения и в настоящее время.

Российские исследователи (М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.Р.Львов, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, Т.И.Шамова) признают самостоятельность в качестве позитивного средства эффективной организации учебного процесса. Вопросы  организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, обучения их приемам самостоятельной работы рассматривались в трудах В.И.Андреева, Б.П.Есипова, Б.И.Коротяева, Н.Ф.Талызиной, Г.И.Щукиной. Значительный вклад в раскрытие данной проблемы внесли В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, рассматривавшие самостоятельность как важнейшую характеристику участника учебной деятельности.

Исследователи проблем  обучения младших школьников (Н.Ф.Виноградова, Е.Я.Голант, В.В.Давыдов, Л.Е.Журова, А.М.Пышкало) доказывают, что развитие самостоятельности на первой ступени обучения является важнейшим условием становления личности ребенка, его восприятия, мышления, воображения, памяти.

Организация самостоятельной  работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие  и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Младшие школьники имеют неглубокие представления о самостоятельности. У них отсутствует обоснованная самооценка своих учебных возможностей, они не умеют ставить перед собой цели, а также правильно осуществлять самоконтроль и самооценку, что свидетельствует о низком уровне их готовности к самостоятельной деятельности. Невысок уровень мотивационного компонента готовности, неуверенность в себе, рост ситуативной тревожности затрудняют развитие эмоционального компонента личностного отношения учеников к самостоятельной деятельности.

Детей в самостоятельной учебной деятельности привлекает возможность получения оценки, а не интерес к содержанию работы. Беседы с учителями показали, что учебная самостоятельная работа в практике начальной школы, главным образом, выполняет контролирующую функцию, а развивающие ее возможности реализуются слабо.

На основе тестирования, педагогического наблюдения, бесед с учащимися 2-4 классов и интервьюирования учителей начального звена были выявлены следующие уровни учебной самостоятельности: низкий (репродуктивное воспроизведение), средний (операционные действия), высокий (поисково-деятельностный).

Для большинства младших школьников характерен недостаточный уровень общеучебных, прикладных умений и навыков как основы для формирования и развития учебной самостоятельности. Большинство опрошенных учителей начальных классов утверждают: если ученик владеет навыками самостоятельной работы, то  он умеет точно следовать указаниям инструкции, заданным алгоритмам. Лишь один педагог указал на выполнение задания без помощи со стороны как отражение самостоятельной учебной деятельности школьника. На выполнение самостоятельных работ разного назначения на уроке отводилось от 10 до 15 минут, то есть речь шла о применении однотипных работ с заранее заданными свойствами.

Специалисты по начальному образованию (Н.Ф.Виноградова, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.В.Репкин, Н.Б.Шумакова, Д.Б.Эльконин) справедливо отмечают преобладание фронтального характера обучения, слабый учет индивидуальности учащихся, применение самостоятельных работ только на уроках закрепления, доминирование контролирующей функции самостоятельной работы и слабую реализацию ее развивающих возможностей.

Поэтому процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.

Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, то есть приведение в соответствие с объективной закономерностью действующей в данной среде.

Необходимость управления следует из структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты, реализующие эти цели, деятельность, отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.

Учащиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так часто, как остальным. На каком же этапе учащиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным для старшеклассников оказался тот этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, то есть тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением определенных затруднений (хотя иногда они имеют место). Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях, проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо ученику для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии учителя испытывают не только слабые ученики. Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создает необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и «пробу сил» и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.

Для полного понимания проблемы необходимо выявить общее и особенное в понятиях «управления», «педагогическое руководство», «организация», которые часто употребляются как синонимы.

Исходя из структуры деятельности, управление самостоятельной работой включает целепологание,  планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

Итак, мы выяснили, что в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников"

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе разви...

Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...