Оценка достижения личностных результатов начального литературного образования
методическая разработка по чтению по теме

Сантоцкая Наталья Викторовна

Оценка достижения личностных результатов начального литературного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_dostizheniya_lichnostnykh_rezultatov.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка достижения  личностных результатов  начального литературного образования

  Современная система образования ориентирована на общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников, формирование способности к самообразованию и умения учиться, создание условий для достижения успешности всеми обучающимися.

Наряду со сферами интеллектуальной, коммуникативной и сферой саморегуляции важное место в системе образовательных результатов занимает развитие ценностно-смысловой сфер, что выражается в освоении личностных УУД.

 Личностные действия включают становление основ самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.

  Личностные результаты в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке. Уровень их достижения не влияет на решение о переводе выпускника начальной школы в основную. Однако учитель может вести мониторинговые исследования индивидуального личностного прогрессивного развития ребёнка в ходе текущей оценки, отслеживая процесс формирования его ценностных ориентаций.

 Исследования могут быть организованы подобным образом. В качестве личностных результатов определены умения и качества, представленные в таблицах. На основе данных качеств и умений выделены критерии достижения личностных результатов (в таблице они выделены жирным шрифтом).Каждый из критериев конкретизирован рядом показателей. Определены три уровня достижения личностных результатов.

 Для диагностики уровня сформированности изучаемого качества могут быть разработаны контрольно- измерительные материалы на основе определённых произведений –подбирается текст и задания к нему с определёнными планируемыми результатами.

 В зависимости от класса, можно корректировать  таблицы. Вносить новые критерии и показатели.

Высокий уровень: ученик демонстрирует адекватное понимание эмоций и переживаний персонажей произведения, способен описать их; понимает мотивы поступков героев и даёт оценку их действий; способен представить ёмкую характеристику собственного отношения к персонажам прочитанных произведений; ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения; демонстрирует наличие собственных читательских приоритетов, сформированность этических чувств.

Средний уровень: ученик демонстрирует понимание отдельных эмоций и переживаний персонажей произведения, не способен их описывать; способен дифферинцировать  поступки героев на положительные и отрицательные; испытывает трудности в понимании причин тех или иных поступков героев, в том числе отрицательных; даёт поверхностную характеристику своего отношения к персонажам прочитанных произведений; ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения на уровне «хорошо» и «плохо».

Низкий уровень: ученик не способен дать характеристику героев, основываясь на их личностных качествах, а также на анализе их действий и поступков; демонстрирует непонимание эмоций и переживаний персонажей произведения; не способен дать характеристику своего отношения к ним; не ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения.

 

Показатели достижения личностных результатов начального литературного образования  (1,2 класс)

ФИ_______________________

Критерии,

показатели/

произведение ,дата

 

Эмоциональная отзывчивость при чтении художественных произведений

Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им

Ориентация в нравственном содержании прочитанного

Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

Показатели достижения личностных результатов начального литературного образования   (3,4 класс)    

ФИ______________            

Критерии,

показатели/

произведение, дата

Эмоциональная отзывчивость при чтении художественных произведений

Умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции

Эмпатия- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать им

Ориентация в нравственном содержании прочитанного

Умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей

Понимание ценности семьи, чувства

уважения,

благодарности, ответственности по отношению к своим близким

Этические чувства (совести, вины, стыда) как регуляторы морального поведения

Понимание эстетики формы и содержания художественного произведения

Чувство прекрасного- умение воспринимать красоту, бережно относиться ко всему живому

Умение чувствовать красоту художественного слова, стремиться  к совершенствованию собственной речи

Уважение к культуре народов многонациональной России и других стран

Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории

Осознание богатства художественной литературы разных народов

Интерес к книге и потребность в чтении на основе осознания познавательной , эстетической и духовной сущности произведений

Интерес  к  чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении

Наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...

«ФГОС: оценка качества начального общего образования»

выступление на РМО учителей начальных классов...

Диалог культур как методический принцип построения процесса литературного образования учащихся полиэтнических классов: определение и механизмы реализации

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ Слушатель программы повышения квалификации   ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО В УСЛОВИЯ...

Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"

Статья  с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на  уроках литературног чтения....

Оценка знаний по литературному чтению во 2 классе

Оценка знаний по литературному чтению. 2 класс. УМК "Школа 21 века"...

Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)

Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...