Конспект урока литературного чтения. 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Прус Елена Анатольевна

С.Козлов. Черный омут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_chteniya_vo_2a_klasse.zip15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе.

Тема: «Сравнительный анализ авторской и народной сказки:

С.Козлов. Черный Омут».

Цели:

        - Обучающие: организовать знакомство с новым произведением, организовать работу по выявлению особенностей авторской сказки (образ героя дан в развитии, наделен переживаниями);

        - развивающие: содействовать развитию умения младших школьников проводить литературное исследование на примере сравнение трех сказок, наблюдать за жанровыми особенностями разных текстов;

        -воспитывающие: вовлечь в совместную учебную деятельность, учить диалоговому общению.

Оборудование: учебник для 2  класса «Литературное чтение, 2 часть» (авт.В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова).

Ход урока:

  1. Мотивационно – целевой блок.
  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

У. – Что мы изучаем на уроке литературного чтения?

Д. – Литературу и фольклор.

У. – Составим кластер.

Литература                                                фольклор

Проза                           поэзия                сказка   потешка   считалка загадка

Писатель                поэт                                                 народ

Сказка                        стих басня

Рассказ повесть          загадка

- Какие общие жанры есть в литературе и в фольклоре?

Загадка. Лежит брус во всю Русь, встанет – до неба достанет, ляжет – так всю Русь обойдет. (Дорога)

У. – Соберите пословицу из слов: идущий, осилит, дорогу.

Как вы ее понимаете?

- Как называется глава текстов по чтению?

                                        (Вперед по дороге открытий…)

- Какие открытия мы уже совершили?

3.Актуализация знаний.

У. – Проведите символическую аналогию.

(Учащиеся по символическим рисункам вспоминают ранее прочитанные произведения и называют открытия, которые совершили на предыдущих уроках:

Ю.Тувим. Овощи – роль ! и ? знаков, сходство со считалкой.

Л.Толстой. Акула. – несколько кульминаций.

Д.Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго зайца – обряд взросления героя.

С.Черный, А.Барто – шуточные стихи с признаками колыбельной песни.

О.Кургузов  День рождения вверх ногами – необыкновенный язык детства, отношения между детьми и взрослыми.

Рус. нар. сказка. У страха глаза велики – цепочка героев, повторы.

У. – Что ждет нас впереди? Откройте содержание учебника, посмотрите.

Д. – Текстов еще много, значит, открытия продолжаются.

У. – Итак, в путь!

  1. Тема и целеполагание.

У. – Определите тему урока.

1

2

3

4

5

6

1. Драгунс_ий

2 – 5. Н_с_в

3. Кургу_ов

4. То_стой

6. Ту_им

У.- Что объединяет этих авторов? (писали о детях).

(Получается фамилия – Козлов).

У. - Что уже знаем о творчестве Сергея Козлова? Что писал?

Д. – Сказки и стихи.

Д.- Мы читали тексты «Ёжик в тумане» и «Красота».

(1. Ёжик сидел на горке и смотрел на долину, затопленную туманом. Красиво было так, что время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это?

2. – Красота! Вон её сколько этой красоты! – Сказал заяц. – Красота – это когда мало.)

У. – По данным заголовкам мы легко отгадали, о чем шла речь в произведениях?

Д. – Да.

У. – Прочитайте заголовок нового произведения.

         Чёрный Омут.

У. – О чем вам говорит заглавие? Что такое омут? Где найдем ответ?

Д. – На странице 173.

(Омут – это глубокая яма на дне реки, озера).

У.- А как понимаете выражение «Черный Омут»? (Страшный омут)

- Что еще заметили в записи заголовка? (Это имя собственное).

- Предположите, чье? (Возможно, героя).

У. -  Какие задачи поставим на урок?

Учитель совместно с детьми определяет задачи урока:

Узнать: познакомиться с новым произведением

Научиться: выявлять главные особенности авторской сказки, проводить литературное исследование, сделать открытие, сравнить  сказки.

  1. Исполнительский компонент.
  1. Введение в тему.

У. – О чем или о ком может быть произведение? Какие гипотезы возникли?

- Создайте сказочного героя по деталям (предлагаются детали зайца).

- Какие сказки про зайца мы читали?

Д.Мамин – Сибиряк.                        Русская народная сказка.

Сказка про храброго зайца.                У страха глаза велики.

У. – Есть ли сходство в сказке Мамина – Сибиряка и народной?

1) Эпизод переполоха, неразберихи, заяц смертельно пугается

2) Похожи характеры зайцев в народной и авторской сказках? Кого всегда боится заяц?

( конфликт зайца и волка).

- Какую задачу можно еще поставить?

Д. - Сравнить 3 сказки.

  1. Знакомство с новым произведением.

Чтение сказки учителем.

  1. Анализ текста.

У. – Вот и вторая авторская сказка про зайца, который осмелел. Понравилась ли сказка?

У.-  Похож ли заяц в сказке Козлова на зайца из народной сказки?

Д. - Нет.

У. Найдите эпизоды встреч зайца с его заклятыми врагами. Как он себя вел?

- как эти поступки характеризуют зайца?  (Он стал смелым).

У. – Можно ли про героя  сказать, что он из зайчика превратился в Зайца, а потом снова в зайчика и опять в зайца?

Д. – Да. Он проходит обряд взросления.

У. – Где еще заяц проходит обряд взросления?

Д.- В сказке Мамина – Сибиряка.

У. Сравните начала двух сказок: Козлова и Мамина – Сибиряка. Что общего заметили?

( похожие предложения)

- Когда перестал бояться заяц в 1 сказке?

(Когда напугал волка)

- А во 2 сказке?

(Когда выпал первый снег).

У. - Вернемся к заголовку. Что теперь можете сказать про Черный Омут? (Он дважды помог зайцу обрести смелость).

                                                        

Физминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Раз-два, надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Раз-два, надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал-

 зайка – прыг – и убежал.

  1. Повторное чтение детьми.

У. – Прочитаем сказку еще раз по частям.

1 часть – до слов «Иди – и не бойся».

2 часть – до слов «Не станут все – то».

3 часть до конца.

У. – Какие черты народной сказки можно отметить в «Черном омуте»?

1) кумулятивная цепочка из животных: Волк – Лиса – Филин (по образу сказки «Колобок»

У.- Какая модель подходит?

( дети выбирают).

2) троекратный повтор.

3) слова «жили – были».

У. – Найдите строчку, которой не может быть в народной сказке.

Прав ли Черный омут, говоря, что когда время шуршит – всем страшно?

- О чем нам все время напоминает течение времени?

(О том, что все на Земле кончается).

У. – Может ли быть такое настроение и такое рассуждение в народной сказке о животных?

Д. – Нет.

  1. Работа  в паре (по карточкам).

У. – Сравним характеры героев. Каков по характеру заяц из разных сказок? Соедините линиями.

1) «Сказка про храброго зайца»                        а) хвастун

                                                                б) обманщик

                                                                в) смельчак

2) «Черный омут»                                        г) глупец

                                                                д) мечтатель

                                                                е) трусишка

3) «У страха глаза велики»

(1а, в, е; 2в,е; 3е).

  1. Выявление жанровых особенностей текста.

У. - Что можете сказать о жанре произведения, почему это сказка?

(Дети называют признаки сказки).

У. – Как можно назвать писателя Сергея Козлова, который написал лирическую, поэтическую, философскую сказку о жизни?

Д. – Художник.

3. Контрольно – оценочный компонент. Рефлексия.

1. У. - Поставьте себя на место героев.
Что можно улучшить или изменить в своей жизни?

Вывод: Сила убеждения важна не только для других, но и для себя.

У. - Все ли задачи нам удалось решить?

Какое открытие сделали сегодня?

(Авторские и народные сказки взаимосвязаны. Сюжеты – разные, герой – одинаковый, язык – разный, отношения в сюжете похожи).

У нас получилась модель этой взаимосвязанности. Отметим на дороге открытий.

2.Рефлексия.

У. – Какие новые знания получили, изучая данное произведение? Нужны ли они вам?

- Какой этап работы был самым интересным? Самым сложным? Почему?

4.Домашнее задание:

  1. Прочитать сказку по ролям.
  2. Сочинить свою сказку по данным словам:

герой

друзья

враги

задания

волшебство

Заяц

Белка

медведь

дружить

веточка

Ёжик

Дятел

волк

спасать

живая вода

Мышка

Лось

лиса

угощать

цветок

Помните о законах  сказочного жанра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...