"Знакомство с буквой Е,е"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок в 1 классе УМК "Школа 21 века" "Знакомство с буквой Е,е"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение, 1-й класс,

Тема урока: Знакомство с буквой Е, е.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся о Е, е.

 Задачи:

1.  Организовать деятельность учащихся по первичному ознакомлению с

 новой  буквой гласного звука Е, е; обеспечить применение учащимися полученных знаний и способов действий  в разнообразных ситуациях.

2. Создать условия для развития у школьников  основных психических процессов – памяти, внимания, мышления; мелкой моторики рук. Создать условий для  развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Содействовать развитию у детей умения общаться; работать во времени и в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД);

– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Предметные:

Знать букву Е, е.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный,  наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

•        фронтальная работа;

•        парная;

•        индивидуальная.

Оборудование:

•        учебник “Букварь” (часть 1) для 1 класса, автор Л.Е. Журова;

•        мультимедиа установка, компьютер;

•        карточки с заданиями

•        картинки

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

   Прозвенел звонок, начался урок

   На уроке будь старательным

   Будь активным и внимательным

Говори ты четко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если друг стал отвечать

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними скорее руку.

Хоровая речевая разминка

– А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле – с солнышком:

Здравствуй, солнце золотое!

(руки подняты вверх, повернуться к окну)

– Давайте поздороваемся с небом:

Здравствуй, небо голубое!

(руки поднимаем вверх и опускаем)

– А теперь поздороваемся со всей Землёй:

Здравствуй, матушка-Земля

(«рисуем» круг вверху руками)

– Поздороваемся с нашей Родиной:

Здравствуй, Родина моя!

(развести руки в стороны).

- А с каким настроением вы пришли сегодня в школу?

(Учиться, узнавать новое)

- А что бы вы хотели сегодня узнать новое на уроке чтения?   (познакомиться с новой буквой).                                                                                                          

-Можно ли сказать, что это цель нашего урока? Зачем нам нужно узнать все буквы? (личностный смысл)

 -Знания можно добывать не только сидя за партой в школе, поэтому я приглашаю вас на прогулку по лесу.

-Какое время года наступило? Осень. Значит, в какой лес мы отправимся? В осенний.

-А отгадайте, кто нас проводит туда?

 Ему композитор посвятил песню «Улыбка», мама называла его Крошка- …

Он обычно спит в дупле,

А не на сырой земле.

Не помыв, не тянет в рот.

Даже вкусное…

(Енот)                                                                                                        

Здравствуй, лес. Осенний лес,

Полный сказок и чудес

Включаются в работу

 

Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание,

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализа

ция знаний

-Пока мы идём в лес, вспомним, что мы узнали на уроках литературного чтения.

Всё, что мы говорим или пишем это…                    Речь бывает …

Речь состоит из…                                                    Предложение – это…

Предложения состоят из…                                    Слова состоят из…      

Звуки бывают …                                      

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (э)

-В каком слове мы её нашли? (эхо). Можно ли в лесу встретить эхо?        

 -Попробуем услышать эхо в нашем лесу, но я хочу вам напомнить правила поведения в гостях.

Здесь в лесу царит прохлада

Здесь кричать, шуметь не надо!  

                                                                                                                                 

Речевая разминка.                                                                                              

Игра «Эхо»: 1-й ряд зовёт гласную букву, 2-й, а затем 3-й изображают эхо (всё тише и тише).

А-а-а                           Я-а-а

О-о-о                          Ё-о-о

У-у-у                          Ю-у-у

Э-э-э

-Почему после буквы я вы называли звук а? (Повтор правила)

-Что можно сказать обо всех буквах? (они гласные). На какие 2 группы их можно разделить? (после твёрдых  и после мягких)

-Расположите буквы на н/п правильно (после синего и зелёного квадрата)  

Игра «Парашютисты»

Речевая разминка (проводится с целью выработки четкого произношения, правильной артикуляции, внимания, выразительности)

3. Постановка учебной задачи

-Посмотрите, под буквой э нет пока подружки, которая имела такой же звук. Давайте найдём её.

-Куда мы пришли? (в ле-е-е-ес). В какой лес? (осе-е-е-нний)

-Какой гласный звук выделили голосом? А чтобы узнать после какого согласного, составим схему слова лес –слабые ученики и  осенний –сильные.    На  магнитной доске.

-После какого согласного слышится э? (после мягкого) Кто догадался, какой буквой обозначим звук э?

- Посмотрите, как пишется буква Е. Почему здесь 2 буквы?                            

- А на что она похожа? (Дети читают стихи, напечатанные на листках)        

                 ***

Лена  гребнем причесалась

В нем три зубчика осталось.

                ***

Е на грядке пригодилась-

Вместо грабель потрудилась.

                  ***

На дворе, такая жалость,

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква е зато осталась.

4. Формулировка правила и выставление новой буквы в н/п:

если после мягкого согласного слышится звук [э], то пишется буква е.

Формулируют тему и цель урока, а также личную цель

регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов,

познавательные: обще учебные, логические

Физминутка

Устали стоять на одном месте. Давайте пойдём дальше

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке,

И по этой же по дорожке скачем мы на левой ножке.

Я на кусте у родника не тронул сети паука,

Я поглазел на муравьёв: у них домище –будь здоров!

Я долго по лесу шагал и никого не напугал.-

4. Усвоение новых знаний и способов действия

Поиск слов с новой буквой. Игра «Волшебный сундучок»:                          

Дети называют слова со звуком [э] и кладут в сундучок фишку.

Вопросы – помощники:

-Подумайте, кого или что можно встретить в осеннем лесу с буквой е?

Деревья, ветер, ветки, медведь, белка, белый гриб, змеи, пень, муравей…

-А возьмём бледную поганку? Увидим ли насекомых? Почему?

-Может ли в нашем лесу жить лев? Почему?

Пособие «окошки»

Регулятивные: планирование, прогнозирование, познавательные: моделирование, решение проблемы, выдвижение гипотез, доказательство, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.Первичное закрепление

1. Работа по учебнику. Игра «Словоизменение»                                                

-Белка предлагает нам поиграть, но для этого необходимо составить схему слова.

-Какую букву белка предлагает поставить? (а) Что получится?

-А какое слово получится, если вместо а поставить у?

Регулятивные: контроль и оценка, коррекция, познавательные: общеучебные, коммуникативные: управление поведением партнера

-Я предлагаю вам присесть на пеньки, послушать тишину и дать работу своим глазкам.                                                  Слайд – физминутка для глаз»

*Раскрасьте картинку на странице                                                                                                                                

   в тетради «Я учусь читать и писать»

   Что получился?        

 *Читающие дети получают текст про лес,  находят в  нём слова с буквой «е» и зачёркивают эту букву. Затем считают. Самопроверка (С обратной стороны стоит число букв).                                                                                                                    

     

Пришла осень в лес. Раздала деревьям красивые одежды. Подарила зверям много еды: белке – орехи, медведю –корешки, ежам – грибы.

7.Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Упражнение на развитие мелкой моторики.                                                

-Ребята, а ведь мы не назвали ещё одного обитателя леса. Это волшебное существо охраняет лес, запутывает дорожку тому, кто не соблюдает правила поведения в лесу (леший).

-Вот так и получилось, что обиделся он на нас и задал трудное задание: выложить букву е из тех материалов, которые имеются у вас на партах. Если сделаете правильно, то отпустит он нас домой.

(Дети выкладывают Е из кружков, квадратов, гороха, фасоли, спичек, веточек)

Фронтальная работа

8.Рефлексия

- Пора заканчивать наше путешествие. Эти красивые листочки, из которых мы составим букет или используем для аппликации,  помогут вспомнить все, что узнали на уроке.

На листках вопросы:

• С какой буквой познакомились?

• Чем интересна эта буква?

• Какие правила поведения в лесу запомнили?

Урок закончить мне хочется замечательной песней в исполнении Крошки – Енота «Улыбка».

………

 Закончен урок, и выполнен план,                                      

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Скажем на прощанье лесу «До свиданья!»

Ты расти на радость людям,

Охранять тебя мы будем.

И на

                       

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...