Конспект урока обучение грамоте "Буква О"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ужегова Наталья Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx60.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Документы, вложенные в данный файл

                                                                                заверяю: _____________  /Ляхова Л.С./,

                                                                               /директор МАОУ СОШ №11/

        

Перечень документов, вложенных в данный файл:

Справка                                                                                                                                        Конспект  урока  обучения грамоте в 1 классе  по  теме «Звук [о]. Буква Оо».


Комитет по вопросам образования

администрации города Березники

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ШКОЛА № 11

ул. Юбилейная, д.139,

г.Березники, Пермский край, 618425

Тел./факс.(3424) 27 06 53
E-mail: sh11.berez@mail.ru
ОКПО 52276094, ОГРН 1025901704597
ИНН/КПП 5911028056/591101001

29.09.2014

б/н

На №

от

В аттестационную комиссию                      Министерства образования и науки       Пермского края

Справка

        Дана Ужеговой  Наталье  Ивановне , учителю начальных классов  МАОУ СОШ № 11, в том, что она действительно составила конспект  урока, презентацию  к  уроку и  провела  его  в 1 классе  в 2013 году.

Директор МАОУ СОШ № 11:                                                     Л.С.Ляхова



Комитет по вопросам образования

Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Урок обучения грамоте в 1 классе

по  теме «Звук [о]. Буква Оо».

Программа «Планета знаний»

     

                                                                                   Подготовила:

                                                                                   учитель  начальных  классов  

                                                                                   высшей  категории

                                                                                   МАОУ СОШ №11

                                                                                   Ужегова  Наталья  Ивановна

г. Березники, 2013г.

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Программа «Планета знаний»

Тема урока: Звук (о). Буква Оо

Тип урока: открытие  новых  знаний.

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме.

Задачи: 1. Познакомить   учащихся  с буквой  О,о и звуком  [ о].

               2.Практиковать в умении  находить читать слоги слова, предложения с новой  буквой.

               3. Закреплять  фонетические навыки, через  составление, анализ звуковых схем.

               4. Познакомить  с написанием строчной письменной  и  печатной  буквой О.

               5.Отрабатывать  навыки  письма  с  другими  буквами  и  соединения  с ними.

               6. Расширять  кругозор  учащихся  через различные средства и источники информации.

               7. Воспитывать уважение к чужому  мнению.

               8.Учить  сопереживанию и отзывчивости.

Планируемый результат: 

Предметные результаты:

- вспомнить какие буквы  относятся  к гласным, согласным

- повторить, чем  отличается гласный  звук  от  согласного

- прокомментировать обозначение  звуков  в  схеме

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – согласные,  ударный -безударный)

- обозначать слово схемой.

- делить слово на слоги, ставить ударение

- чтение слов и предложений

- составлять схему слова,

- читать схему предложения

- определять количество букв и звуков в слове

-определять направление движения при письме различных письменных элементов

-овладевать разборчивым аккуратным  письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы

-ориентироваться на странице прописи и на строке прописи

-овладевать начертанием письменных букв

-писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.

Метапредметные результаты:

познавательные

- умение отличать новое от  уже  известного

- умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

– умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в  условных обозначениях)

–умение  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

- умение учиться находить нужную страницу, иллюстрацию

регулятивные

- умение высказывать своё предположение (версию)

– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

– умение учиться работать по предложенному учителем плану

– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

– умение  учиться  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

коммуникативные

- умение оформлять устную речь

- умение слушать и понимать речь  одноклассников  и  учителя

– умение оформлять свои мысли в устной речи

- умение работать в группах и самостоятельно  с источниками информации

Личностные:

– умение  осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

- Наше  путешествие  по  необычному  городу Алфавитинску.  

Чем    необычен  этот  город? (слайд1)

-В  этом  городе  живут буквы.

Предметные:

- вспомнить какие буквы  относятся  к гласным, согласным

-  повторить чем  отличается гласный  звук  от  согласного

- прокомментировать обозначение  звуков  в  схеме

Метапредметные

познавательные

- умение отличать новое от  уже  известного

- умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные

- умение высказывать своё предположение (версию)

коммуникативные

- умение оформлять устную речь

- умение слушать и понимать речь  одноклассников  и  учителя

У  каких жителей – букв мы уже  побывали  в  гостях ? (слайд 1-включаю  огоньки в  окошках)

- Мы  побывали  у  буквы О,У,Н,М.

Огоньки  у  них  разные.

О,У – гласные – огоньки  красные

Н,М – согласные – огоньки синие и зеленые

Почему  же  в окошках М,Н огоньки  зеленые и  синие?

-Эти  буквы  могут  обозначать мягкие  и  твердые  согласные  звуки.

Нам  пришло  ещё  одно  приглашение. (слайд 2)

-Это  обложка  книги «Винни Пух и  все-все-все»

Герой  этой  сказки тоже  заглянул  в  домик  на «огонёк» в  домик с буквами.

Кто это? 

(иллюстрация Ослика Иа)?

- Ослик  Иа.

Молодцы. Написал эту  сказку А.Милн. Перевел  на русский  язык  Борис  Заходер.

К  какой  букве  мы  пришли  в  гости.

К букве О.

Актуализация знаний  и постановка проблемы

О чем  пойдет  речь    на  уроке?

Будем  говорить  о  букве О.

Метапредметные

Регулятивные

– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Построение проекта выхода из проблемной ситуации

Что  можно  рассказать  о  букве?

-Как  она  произносится?

-Какой  звук  она обозначает?

-Как  обозначается  в  звуковой  схеме?

-Найдем  её  в  словах, слогах.  и  предложения  с  буквой  О.

-Будем печатать и писать  письменную о.

Метапредметные

Регулятивные

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

– умение  учиться  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– умение учиться работать по предложенному учителем плану

Что  поможет  нам  в  решении  этих вопросов?

Букварь, рабочая тетрадь  по  Букварю, пропись, схемы.

Реализация проекта

А наш  Ослик  загрустил.

Прочитаем, что произошло  у  Ослика?

Ослик  Иа  был  с  утра  удручен.

Скажем  вернее, он был  огорчен.    

И огорченье его  неспроста

Он  обнаружил,  что  нету хвоста.

Личностные:

– умение  осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные

Регулятивные

умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

- умение адекватно воспринимать звучащую речь

- умение понимать на слух информацию,

содержащуюся в устном высказывании

-умение отличать верно выполненное  задание от неверного

Познавательные

– умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в  условных обозначениях)

–умение  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

- умение учиться находить нужную страницу, иллюстрацию

Коммуникативные

– умение оформлять свои мысли в устной речи

- умение слушать и понимать речь других

- умение работать в группах и самостоятельно

с источниками информации

Предметные:

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – согласные,  ударный -

безударный)

- делить слово на слоги, ставить ударение

- чтение слов и предложений

- составлять схему слова,

- читать схему текста.

- обозначать слово схемой.

- определять количество букв и звуков в слове

-определять направление движения при письме различных письменных

элементов

-овладевать разборчивым аккуратным

письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы

-ориентироваться на странице прописи и на строке прописи

-овладевать начертанием письменных букв

-писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением

гигиенических норм.

Как  грустно! Как же  нам  поступить?

-Пусть  он  с нами букву изучает.

Да, но  у  него  ещё  сегодня  и День  рождения.

А вот  и  его  друг Пятачок.(слайд 3) (Учитель  читает  отрывок)

- Доброе  утро, ИА! – крикнул  Пятачок ещё   издали.

-Доброе  утро, маленький Пятачок, - сказал ИА-ИА.- Если  это утро  доброе, добавил он, в чем  я  лично  сомневаюсь. Но это  неважно.

-Поздравляю тебя  с  днем  рождения, сказал Пятачок, подойдя тем  временем  поближе.      

 ИА уставился  на  Пятачка.

- Повтори-ка, повтори,- сказал он.

- Поздравляю  с  днем рождения, повторил Пятачок.

- Это ты мне?

- Конечно, Иа-Иа.

- Значит, у  меня настоящий  день  рождения?

- Конечно, Иа-Иа, и я принёс тебе  подарок…

Какой  подарок  принес Пятачок?

-Тогда  пригласим  друзей.

-Лопнувший  зеленый  шарик?

Ответ  правильный  или  нет?

(Дети  дают  разные  ответы.

Страются  выслушать мнение  друг друга)

Где  найти  точную  информацию?

-Посмотреть  мультфильм

- Прочитать  книгу.

В  каком  источнике  информация  будет  точная и почему?

Кто первым  создал это  произведение  и  его  героев писатель  или  мультипликаторы?

(Дети  дают  разные  ответы.

Страются  выслушать мнение  друг друга)

- Книгу  написал писатель.

- Он  рассказал  об  этих  героях.

-Значит, точно может  рассказать  только  книга «Винни Пух и все-все-все».

Информацию  можно  получить не  только  в  сказке, но  в  загадках. К стати, они  же  новые  гости у буквы О:

Говорят, что я  упрям,

Что характер вздорный.

Не  упрямый я ,друзья,

Просто непокорный.

Глядят  в него молодые рябинки,

Цветные свои,  примеряя  косынки.

Глядятся  в него  молодые  берёзки,

Свои  перед  ним  поправляя  прически.

И  месяц, и  звезды-

В нем  все отражается …

Как это  зеркало называется?

Над  лесами, городами

Над  просторами  полей

Проплывают  караваны

Небывалых  кораблей.

Держат  путь  вокруг  земли

Эти  чудо – корабли.

Кто это? Что это?

(слайд 4)

Заглянем  в  Букварь на  страницу 32. Рассмотрите  иллюстрацию.

-Это Ослик.

-Это Облако.

-Это Озеро.

Что  объединяет  все  такие разные  предметы?

Они  все  начинаются на О.

Произнесем  первый  звук  в  этих словах.

О – о – о – о

Что  можете  сказать об  этом  звуке?

- Он  гласный, когда  произносим  во рту  не встречается    препятствий.

- Обозначать  в  схеме  будем  красным  квадратиком.

Буква, которой  обозначается звук [о], называется  тоже  буква О.

Сравним  печатную  и  письменную букву.(слайд5)

Они  очень  похожи. Только  печатная  прямая, а  письменная наклонная.

А есть  ли  необходимость  учиться  писать  и  печатать букву О.

Конечно. Нам  нужно  читать  слова с буквой «о» – нужна  печатная буква. Писать  слова   с буквой  «о» - нужна  письменная буква.

(Работа  в  тетрадях)

Напечатаем  букву О.

(Объяснение)

(Дети  печатают  букву  в  рабочих  тетрадях)

Рассмотрим письменную букву.

(слайд 6)

(Письмо о)

Читаем  предложения  с  буквой «о» при  помощи  схемы  и  рисунков.

(Дети  читают  предложения по  букварю и  по  слайду)

(По второй схеме и  рисункам дети  предлагают  несколько  вариантов )

(слайд 7)

О чем  ещё  может  рассказать  схема  предложения?

Сколько  слов  в предложении, с  какой  интонацией  надо  читать.

Сравните два предложения.

В первом 5 слов, во втором 4 слова.

В первом точка, а во втором вопросительный  знак.

Назовите  слова  из  одной  буквы.

о, у

Проведем  эксперимент –   прочитаем  предложения  без этих слов.

(Дети  читают)

Что  можете  сказать?

Не  получается предложения, одни  слова.

Для  чего  нам  эти  слова?

Они  связывают  слова.

Найдите  односложные  слова , значение  которых  вы  можете  объяснить и прочитайте.

(Дети  читают  односложные  слова по  букварю и  по  слайду)

Найдите  двусложные  слова и прочитайте. (слайд 8)

(Дети  читают  двусложные  слова по  букварю и  по  слайду)

Составим  схемы  слов он, она.

Работать  будем  в  парах. Один  составит схему  слова «он», а  сосед – «она». Объяснять  будете наоборот.

Как нужно  работать  в  парах, чтобы  работа  была  успешной?

Выслушать  мнение соседа.

Не  ссориться.

Помочь, если  сосед  не  может  сделать  или  затрудняется.

(Дети  составляют схемы слов с комментированием  у  доски  и  на  местах)

Как  определить  односложное  слово  или  двусложное?

Если  в  слове одна  гласная  буква – один  слог, две  гласные  буквы – два  слога.

Проанализируйте  схему.

В слове один слог, три  звука. Два  звука твердые согласные, один –гласный.

Подберем  к  схеме  слова. Поможет  нам  игра «Доскажи  словечко».

(Учитель  читает стихи)

Жил-был в речке  под  корягой

Старый …(сом)

Мы  построили  в деревне

Новый…(дом)

Мы  зимой для  бабы лепим

Снежный…(ком)

Лёд поможет  расколоть

Железный…(лом)

С книжной полки взяли сказок

Первый…(том)

(Дети  договаривают слова, на экране появляются  соответствующие  предметы)

Назовите  слова, которые  подходят  к  схеме.

Сом, дом, ком, лом.

Что интересного заметили в произношении  этих  слов?

Они  отличаются  одним  первым звуком.

Какой  вывод?

Изменится  один  звук, может  измениться значение  слова.

Какое  слово  обидели?

Слово – гном. В  нем  4 звука.

Гномы  примечательные  человечки.

(Информация  о  гномах)

(слайд9)

Сколько гостей  собралось  у  буквы О. Теперь  все  вместе  будем  покорять  вершины.

Поднимаемся  к  вершинам  и  попускаемся к  подножию – складываем  слова. (слайд 10)

(Дети  читают слова)

Рефлексия учебной  деятельности

(слайд 11)

Как вы  думаете  уютно  ли  Ослику  было  с  нами?

- Конечно. Было  много  друзей: Пятачок, гномы, озеро, облако.

Личностные:

– понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные

познавательные

- умение отличать новое от  уже  известного

- умение делать выводы в  результате  совместной  деятельности

коммуникативные

– умение оформлять свои мысли в устной речи

- умение слушать и понимать речь других

регулятивные

умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

- умение адекватно воспринимать звучащую речь

- умение понимать на слух информацию,

содержащуюся в устном высказывании

-умение отличать верно выполненное  задание от неверного

А  как  в  друзьях оказались облако  и  озеро?

- Эти  слова  тоже  начинаются  на  букву О.

Друзья  собрались и буква О решила  угостить  их  тортом в  честь Дня  рождения Ослика.

Буква  О раздает  тортик, гости  её  благодарят – они  рассказывают о букве "О". Давайте к ним  присоединимся.

Узнали, что буква О – гласная, обозначается красным  квадратиком  в  схеме.

Её  можно  встретить  в  словах  и  предложениях.

Есть  слова из одной буквы , которые связывают  слова  в  предложении.

Точную  информацию  можно  получить  в  книге, которую  написал  сам  автор  сказки.

Слова друг от  друга  могут  отличаться  одним  звуком и  иметь  разное  значение.

Вот сколько гостей у буквы  О сегодня  побывало. Мы  с  ними  тоже  подружились.

Значит, что  позволило  сделать  столько  открытий?  

Нам  помогла дружба.

Что  такое  дружба?

Это  когда  все друг  другу  помогают, поддерживают.

Много  лет  назад  у одних  отважных  людей – гвардейцев  короля был девиз «Один  за  всех  и  все  за  одного». В  наше  время  это  уже  пословица.  (Слайд 12)

Хорошо, если эта  пословица  станет девизом  нашего класса.

- Сегодня вы показали, что можете работать вместе и  самостоятельно, слушать  одноклассников, сопереживать и  помогать героям урока и  друг другу.

Спасибо, мне было приятно  с  вами общаться.