Урок по литературному чтению в 3 классе . Л.Н.Толстой "Акула". Программа "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Беляева Светлана Валентиновна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н.Толстой "Акула"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya._l.n.tolstoy_akula.odt25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 литературного чтения

в 3 классе «Б»

Тема: «Писатель Л.Н.Толстой».

«Акула»

Программа «Школа России»

Учитель :   Беляева С.В.

Цели:

развивать умение самостоятельно формулировать тему урока;

делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы класса;

 познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого,

 развивать навыки чтения;

 развивать речь;

 обогащать словарный запас учащихся;

 расширять кругозор;

 прививать любовь к чтению;

 воспитывать ответственное отношение к своим поступкам;

учиться работать в паре с товарищем.

Оборудование: презентация к уроку.

Организационный момент.

Урок чтения начнем с речевой разминки.  СЛАЙД

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Прочитайте медленно, четко выговаривая каждое слово.

Какой совет вам дается?

Какие самые важные слова надо выделить голосом?

Прочитайте выразительно.

Не забывайте этот совет, работая на уроке.

Возьмите карточку № 1. Прочитайте задание и выполните.

А) Установить закономерность и вписать пропущенное слово.   СЛАЙД

Саша – Александр

Миша – Михаил

Ваня – Иван

Лёва - …

Б) Установить закономерность и вписать пропущенное слово.   СЛАЙД

Сергей – Сергеевич

Юрий – Юрьевич

Андрей – Андреевич

Николай - …

В) Установить связь (показать стрелочками) и найти лишнее слово.   СЛАЙД

А.С.Пушкин                           басня «Зеркало и Обезьяна»

М.Ю.Лермонтов……………»Сказка о царе Салтане»

Толстой…………………………..стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»

И.А.Крылов…………………..стихотворение «Утёс»

Проверка.

Определите тему урока. С кем будем знакомиться на уроке?   СЛАЙД

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в усадьбе Ясная Поляна (2СЛАЙДА) в большой дворянской семье. От рождения у него был титул графа. В семье было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лева и самая младшая Машенька. Когда Леве исполнилось 1,5 года, умерла его мать, а в 9 лет он потерял отца. Л.Н.Толстой писал в своих воспоминаниях «Я очень любил отца, но не  знал еще, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор, пока он не умер». После смерти родителей Льва Николаевича, его братьев и сестру окружили лаской, заботой, любовью родственники. В 16 лет Л.Н.Толстой решил посвятить себя дипломатической службе. Он поступает в Казанский университет (СЛАЙД), но через 3 года, разочаровавшись в студенческой жизни, покидает университет и уезжает в Ясную Поляну. Вскоре едет в Москву, пытается писать, а затем со старшим братом Николаем (СЛАЙД) отправляется на Кавказ, поступает на военную службу, становится офицером. 4 года(1851-1855) провел в действующей армии (непосредственно участвовал в боях), будучи артиллерийским офицером. Награжден орденом Святой Анны за храбрость (СЛАЙД), медалью за защиту Севастополя в русско – турецкой войне (СЛАЙД). После увольнения из армии возвращается в Ясную Поляну. Проходят годы.

Возьмите карточку № 2   . Прочитайте и подготовьтесь рассказать о прочитанном.

А) В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего  это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно было написать письмо - неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет.

Б) Л.Н.Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Л.Н.Толстой занялся составлением Азбуки, по которой затем учились грамоте многие поколения. Его произведения переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.

В) В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. Толстой жил скромно, старался обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать. (2 СЛАЙДА)

Что вы узнали из прочитанного?

Рассказ учителя.

Л.Н.Толстой высказывал мудрые мысли. Он писал:«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?» Он прожил 82 года. Похоронен в Ясной Поляне в 1910 году. (СЛАЙД) Именем Л.Н.Толстого в России названы школы, библиотеки. Открыты музеи, посвященные его жизни и творчеству. Основной музей в Ясной Поляне (СЛАЙД), в Москве – дом – усадьба Толстого, в Чечне (СЛАЙД). К 160 летию писателя выпущена юбилейная монета, номиналом 1 рубль (СЛАЙД). Памятники писателю открыты в Москве (СЛАЙД), Пятигорске (СЛАЙД), Туле, Белоруссии, Оренбурге, Чечне, во Франции, Канаде (СЛАЙД), США (СЛАЙД).

Мы знакомимся с произведением Л.Н.Толстого.

 Расшифруйте название произведения.   (СЛАЙД)

5

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Ж

З

И

Й

К

Л

3

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

1

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я

1

2

3

4

5

6

1.5 ; 5.4 , 2.2.,6.4., 1.5.

(Акула)

Определите жанр произведения.   (СЛАЙД)

G L J P I Q S A V J G C W I U C L Y K Q R W A N Z W З R Y D

(Рассказ)

Физминутка.

Послушайте 2 сообщения учеников.

А) Пустыня Сахара.  (СЛАЙДЫ)

Самая известная пустыня. Крупнейшая на Земле пустыня, расположенная в Северной Африке. Великая страна жажды – пустыня Сахара. Лето жаркое (+58градусов). Земля прогревается до +70; +80 градусов. Ощущения человека, впервые побывавшего в пустыне Сахара. Утром поднимается огромный огненный шар солнца и раскаляется все вокруг: воздух горяч и сух, что обжигает губы, а на земле стоять невозможно. Ночью нестерпимый зной сменяется пронизывающей прохладой. Таких резких перепадов не выдерживают даже камни – они лопаются с громким треском. Такие камни получили в Сахаре название «Стреляющих». Это самое жаркое и горячее место в мире.

Б) Акулы.   (СЛАЙДЫ)

Узкозубая акула. Крупные акулы, длиной 3 м. Были случаи нападения на людей.

Китовая акула.20 м, 14 тонн. Безобидная, миролюбивая. Случаев нападения на людей не было.

Белая акула. 7м, 3т. Акула – людоед. Может нападать на людей.

Тигровая акула. Более опасные морские людоеды, чем белая акула. Часто нападает на людей.

Синие акулы. Представляют наибольшую угрозу для людей, по какой-то причине оказавшихся в водах открытого моря. Замечены в расправах над терпящими бедствие моряками.

Чтение текста хорошо читающими учениками.

Работа над текстом.

Почему капитан дал команду «Купаться»? (выборочное чтение)

Где устроили купальню? (выбор.чт.)

Как мальчики оказались в открытом море? (выбор.чт.)

Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (выбор.чт)

Что означают эти слова?

Когда отца охватил страх?

Прочитать, как автор описывает его состояние.

Прочитать следующий абзац.

Почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, ничего не предпринимая?

Когда он стал действовать и как? (выбор.чт.)

Почему все замерли от страха?

Как вел себя артиллерист после выстрела? (выбор.чт.)

Почему он так повел себя?

Что можно сказать об этом человеке?

Что хотел показать нам Л.Н.Толстой этим рассказом?

(Любовь отца к сыну, переживания отца. Показать опасности, подстерегающие детей, вследствие необдуманных поступков.)

Чему научил вас этот рассказ?

Составление плана рассказа.   (СЛАЙДЫ)

С чего начинается рассказ? Озаглавьте 1 часть.

Что происходит далее? Где начинается 2 часть?

По аналогии строится работа далее.

Ученики составили план.

Мы составили один вариант плана. Дома вы познакомитесь с другим вариантом плана.

Д.з. с.152-155 (в.6)

Составьте синквейн об отце.

Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?