"Знакомство с буквой М,м" конспект урока по литературоному чтению 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шитякова Марина Николаевна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе Нач.школа 21 в. "Знакомство с буквой М,м"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnolog_karta.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Аттестуемый учитель   Шитякова М.Н.  МБОУ лицей №21 г.Кузнецк

Предмет

Литературное чтение (Букварь 1 ч.,Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, программа Начальная школа 21в.)

Класс

1 класс

Тип урока

открытие новых знаний

Технология построения урока

проблемно-диалогический

Тема

«Знакомство с буквой М, м».

Цель

организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

Основные термины, понятия

Местоимение, словосочетание, дружба

Планируемый результат

Предметные умения

знают букву М, м, часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»; умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

 Личностные УУД: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением, самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

Регулятивные УУД: самоопределение, контроль, коррекция ;

прогнозирование, целеполагание,

Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач, логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

Коммуникативные УУД: планируют  учебное  сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют выражать свои мысли

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная, самостоятельная

Книгопечатная продукция: Букварь 1 ч.,Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, тетрадь «Я учусь читать и писать»

Технические средства обучения: медиа проектор, презентация к уроку


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Формирование самооценки готовности к уроку

Актуализация  опорных знаний и умений

Повторить правила обозначения буквами гласных звуков после согласных.

Постановка учебной проблемы

Постановка проблемы.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Сформировать учебную задачу.

Открытие нового знания

Установить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена учеников. Звукобуквенный анализ слов,  с целью развития  фонематического слуха детей.

Первичная проверка понимания

Установить правильность и осознанность изученного материала

Применение новых  знаний

Чтение слогов, слов с целью совершенствование навыка чтения. Организовать работу по ознакомлению с частью речи – местоимением (без введения термина), словосочетанием.

Рефлексия учебной деятельности

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Регулятивные : самоопределение

Цель: организация деятельности обучающихся.

- Прозвенел звонок,

   Встали на урок.

- Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.

Цель: настроиться на урок.

Организовывают рабочее место.

Актуализация  опорных знаний и умений

Предметные: 

Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование

Цель: повторить правила обозначения буквами гласных звуков после согласных.

Метод: практический(создание модели)

- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить.

- Я буду называть букву, а вы ее пишите себе в блокнот в нужный ряд.

       

         а о у э ы

         я ё ю е и

Проверка.

Цель: повторение правил обозначения буквами гласных звуков

Ребята самостоятельно выполняют задание учителя, а один ученик у доски работает с наборным полотном

Постановка учебной проблемы

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Цель: постановка проблемы

Метод: создание проблемной ситуации

– Рассмотрите картинку. Кто изображен?

– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных.

- Ребята, как разрешить их спор?

Ответы детей

Необходимо установить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена учеников, затем объяснить с доказательством выбор твёрдых и мягких согласных звуков м и м’.)

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Цель:сформировать учебную задачу.

- Познакомившись с новой буквой, мы узнаем, кто из них прав, какие звуки обозначает буква.

-А что нам поможет?

Цель: постановка проблемы

Модели слов

Открытие нового знания

Предметные: умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша»

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: планируют  учебное  сотрудничества со сверстниками

Цель: звукобуквенный анализ слов,  с целью развития  фонематического слуха детей

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

– Какую фишку возьмём для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

-Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

- Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

– Какую фишку возьмём для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

Цель: установить, есть ли различие в произношении гласных и согласных звуков в словах, называющих имена учеников

Моделируют в парах звуковой состав слова: отражают в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.

Открытие нового знания

– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

                Вот качели – буква М!

                Здесь качаться можно всем!

                Е. Тарлапан

Рассматривают иллюстрацию буквы М,м

Первичная проверка понимания

Предметные:

знать букву М,м

Регулятивные: прогнозирование, коррекция,

соотнесение звука и соответствующей ему буквы.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала

– Из каких элементов состоит буква М?

– На что похожа буква М? Нарисуйте в тетрадях.

– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?( Учитель контролирует работу и оказывает индивидуальную помощь)

-Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

   И не вспыхнет ссора из любого спора.

Игра «Живые буквы»

– Назовите первый звук в каждом слове.

– Составьте из этих звуков слово.

– Как вы понимаете слово «дружба»?

– Послушайте стихотворение о дружбе

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба?

Физкультминутка «Мостик дружбы»

Цель: закрепить в памяти образ буквы

Рисуют в тетрадях

Вписывают самостоятельно

У доски дети с изображениями: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз

Читает заранее подготовленный ученик

Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы».

Применение новых  знаний

Предметные:

читать по слогам, знать часть речи – местоимение, понятие «словосочетание»;

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

Цель: учить плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный
О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка
Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый
Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый
И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый
У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка
Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня
Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора
Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий
Е, почитали дети – ме

Чтение: по строчкам, столбикам…

Цель: организовать работу по ознакомлению с частью речи - местоимением(без введения термина), словосочетанием

3 .Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.

– Впишите букву м в пустые квадратики.

– Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)

– Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв?

– Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)

– Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)

Цель: упражнения в чтении

Дети фронтально работают под руководством учителя

Цель: познакомиться с местоимением и правильно его употреблять

Закрашивают

Читают

Личностные:

высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением, самоопределение

2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».

– Перед вами две строчки слов.

– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке.

– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах?

– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова.

– Объясните, что общего у слов «мама» и «лама

4.Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок. 

– Назовите изображенные предметы.

– Покажите и назовите все предметы одежды. 

– Прочитайте слова, написанные под картинками.

 

– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя»

– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов.

– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку.

– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука.

– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв.

– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука.

(2 слова.)

Мама, лама

(«моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

3. Дифференцированная работа по учебнику.

а)– Прочитайте начала предложений и закончите их.

– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв.

– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.

б)– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.

Проверка выполнения заданий.

а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):

б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):

Рефлексия учебной деятельности

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква М?

– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М?

– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук?

– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук?

           Если есть друзья на свете –

        Все прекрасно, все цветет.

        Даже самый сильный ветер,

        Даже буря не согнет.

- Поднимите смайлик:

- Мне было легко на уроке

- Мне было трудно

- Я ничего не понял

Цель: подвести итог

Дети отвечают на вопросы, обобщают знания, полученные на уроке, оценивают результаты проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Знакомство с буквой я. Конспект урока по Обучению грамоте. Начальная школа XXI век.

Конспект урока по Обучению грамоте для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI век". В архиве материал для Интерактивной доски Promethean....

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ е, Е. УРОК ПИСЬМА В 1 КЛАССЕ

Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок – практикум. Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с заглавной и строчной буквами  Е,...

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов"....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....