Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Братья Гримм "Храбрый портной"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Цель:  систематизировать знания о творчестве Бр. Гримм и познакомить со сказкой «Храбрый портной»

Задачи:

- познакомить с биографией Бр. Гримм и новым произведением;

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям,

- определять главную мысль сказки,

-  формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bratya_grimm_khrabryy_portnoy_2_klass.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

 Литературное чтение

Тема урока:  Братья  Гримм  «Храбрый портной»

Цель:  систематизировать знания о творчестве Бр. Гримм и познакомить со сказкой «Храбрый портной»

Задачи:

- познакомить с биографией Бр. Гримм и новым произведением;

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям,

- определять главную мысль сказки,

-  формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному .

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Постановка цели урока

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

- Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает)

- Когда появились сказки? (много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)

- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных и бытовые)

- А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)

- Значит,  как они назывались? (народные)

- А если эту сказку написал автор или авторы, то они как называются? (авторские)

- На предыдущих уроках мы уже познакомились с авторскими сказками. Давайте вспомним их названия и авторов.

- Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”

(Доп. вопрос:  Без кого мы не смогли бы познакомиться с новой сказкой?)

Кто же это? (Cказочник.)

- Верно Сказочник, но на протяжении нескольких уроков к нам будут приходить сразу два сказочника! (Портрет братьев Гримм).

- Они братья. Как вы думаете, как зовут этих сказочников? (Братья Гримм)

III. Основной этап урока

1. Слово об авторах.

Давным-давно в Германии в одной большой семье  жили братья.  Братьев было пять, да ещё маленькая сестрица. Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство. Самыми старшими и более смышлёными были два брата Якоб и Вильгельм. Якоб всего на 13 месяцев был старше Вильгельма.
Мальчики жили в бедной семье, в маленьком немецком городке Ганау.
Когда старшему Якобу исполнилось 11 лет, дети семейства Гримм осиротели. Умер отец, а несчастная матушка не знала, как дальше одной воспитывать шестерых детей. Якоба и Вильгельма на попечение взяла тётушка, но почти сразу отдала учиться в лицей. В лицее были очень хорошие учителя. Каждый день у братьев было по 10-11 уроков - тяжело, но они старались получить как можно больше знаний. Окончив лицей, братья поступили в университет, чтобы стать юристами. Ведь когда-то юристом был их отец. (Юрист – профессия человека, который очень хорошо знает все законы, строго следит, что бы эти законы исполнялись.)

Закончив университет, Якоб стал учёным человеком и начал работать.  
Но постепенно он стал понимать, что это дело ему не нравится. А нравится другое - занятие литературой, читать, писать статьи. Что бы быть поближе к книгам Якоб устроился на другую работу. Он стал работать библиотекарем. Более того, он привлёк к своему любимому делу брата Вильгельма, который тоже закончил университет. Но Вильгельм очень часто болел и нуждался в заботе.   
    Их называли «Старик и малыш». Ведь старший был рассудительным, серьёзным, ответственным человеком, а младший мягким, спокойным, романтичным. Братья Гримм жили вместе и стали вместе работать. 

     Однажды им пришла в голову идея. «А не заняться ли нам собиранием народных сказок?»- подумали они. И поехали братья по всем уголкам своей страны Германии, разыскивая и записывая немецкие сказки. 
Много сказок собрали и записали братья Гримм. Но что с ними делать? Сказка спит, если её не читают. Проснётся и зазвучит она только тогда, когда её начнут читать люди. Чем больше людей прочитают сказку, тем дольше она будет жить.
Все собранные сказки братья Гримм поместили в сборник «Детские и семейные сказки» – книгу, где собрано и напечатано множество немецких народных сказок.

- Сказки братьев Гримм представлены вот этими замечательными книгами. Я думаю, вам обязательно захочется с ними познакомиться.

2. Знакомство со сказкой

- Сказка, с которой мы познакомимся, называется «Храбрый портной».

- О чём нам всегда говорит заглавие произведения?

- Когда мы используем в речи прилагательное «храбрый», то подразумеваем, что этот человек обладает какими качествами? (ответы детей)

- Прочитав сказку, мы узнаем, соответствует ли название сказки главному герою.

3.Словарная работа

- Перед тем, как приступить к чтению сказки, давайте выясним значение некоторых слов. (Предположительные ответы детей)

4. Чтение первой части учителем. Первичный анализ содержания по вопросам

- Назовите главного героя сказки. Как его звали и где он жил?

- Чем он занимался в начале истории?

- Что Ганс имел в виду, когда делал вышивку на поясе? (хотел прославиться, чтобы о нём узнал весь мир)

- Что побудило Ганса отправиться в путешествие? (хвастливость)

- Найдите в 1-ой части сказки антонимы.

Чтение 2-ой части про себя.

Беседа по вопросам:

- Как Ганс в 1-ый раз доказал великану своё превосходство? (выжал воду из сыра)

- Каким образом, он убедил великана в своей силе? (выпустил птицу)

- Характеризуют ли эти поступки портного Ганса, как храброго человека? (нет, он находчив, смел и проявляет смекалку)

Беседа по вопросам:

 - С какой целью Портного пригласили служить в королевский дворец?

- Почему мнение королевских слуг о Гансе поменялось?

- Какое задание король поручил выполнить Гансу?

- Что помогло ему, в очередной раз, избежать смерти?

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, почему король решил придумать для Ганса невыполнимое задание?

- Каким образом удалось храбрецу победить единорога?

-Почему авторы использовали для 3-его подвига мифическое существо? (чтобы подчеркнуть трудность задания)

IV. Итог

-Прочитайте концовку сказки.

- Как вы считаете, Ганс на самом деле был храбрым?

- Что показалось вам особенно смешным?

- Можно ли эту сказку назвать юмористической?

- Чему вас научила эта сказка?

V.Домашнее задание

VI.Рефлексия

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....