План-конспект урока по обучению грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Матвеева Елена Александровна

Знакомство с буквой Ж. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по обучению грамоте21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учителя начальных классов МОУ «Лицей № 4»

Матвеевой Елены Александровны

Дидактическое обоснование

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Автор учебника:  Л.В.Климанова, С.Г..Макеева, «Азбука» ч.2

Целевые установки: а) развитие фонематического слуха, формирование умения различать в словах звук [ж];      

  б) раскрытие особенности звука [ж] как твёрдого звука, не имеющего парного мягкого звука;        в) привлечение внимания к расхождению в произношении и написании слогов «жи», «же», «жё»;    

г)уточнение значения слов- названий насекомых, птиц.  

 Задачи урока:

1. Образовательная : научить обозначать буквой звук [ж]; уметь читать слоги и слова с этой буквой.

2.  Развивающая : развивать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного  языка;  ; определение способов взаимодействия обучающегося  с учителем  и сверстниками.

3. Общеучебная : самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

4. Воспитательная: ориентирование на личностный результат, самоопределение.

Методы обучения: словесный, проблемно- поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,  индивидуальная,  работа в парах.

Средства обучения: компьютерный диск, карточки с разрезанными пословицами и поговоркам, звуковые модели, картинки с изображением животных, учебник, карточки успеха для рефлексии

                                         Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап

 

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

самостоятельная подготовка к уроку

Личностные: самоопределение к деятельности. Регулятивные : самоконтроль, самооценка.

2.Актуализация знаний

 

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

-Из чего состоят слова?                                   -Что такое звук? На какие группы делятся звуки?   С помощью чего мы обозначаем звуки на письме?                -Для чего нужны гласные буквы?         -Для чего нужны согласные буквы?     - Послушайте стихотворение:

Жук жужжит в железной банке,       Жук не хочет жить в жестянке.       Жизнь жука в плену горька.         Жалко бедного жука.                             –Какой звук вы слышали чаще всего?

-Слова состоят из звуков.                 –Звуки- это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаем с помощью букв.            –для обозначения гласных звуков. –для обозначения согласных звуков.

- Звук [ж].

Познавательные: анализ букв и звуков с разной точки зрения.

Коммуникативные: слушают ответы партнёров. Высказывают своё мнение, планируют учебное сотрудничество

3. Постановка учебной задачи

 

Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений

-Какая буква нам поможет обозначить этот звук? Кто знает?

-Как вы думаете. Какая тема нашего урока?

- А ещё сегодня мы должны узнать чем необычен этот звук. Откройте Азбуку на стр.14                                         -В виде кого художник изобразил букву Ж и почему?

Дети высказывают свои предположения.

- Буква ж, звук [ж].

- В виде жука. Внешне похожа и слово жук начинается на Ж.

Познавательные: самост. выделение- формулирование познавательной цели.

Регулятивные: целеполагание

4. Открытие «нового» знания

 

Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

 

- На  этой странице под картинкой изображена модель звука [ж]. Какого цвета бусинка и почему она только одна?

-Оказывается вот что удивительного в этом звуке: звук[ж] всегда твёрдый.     --Произнесите его.                                          –Посмотрите на звуковую схему слова жук. Дайте характеристику каждому звуку.          

 Дети высказывают свои предположения.

Дают характеристику каждому звуку.

 

 

Познавательные: моделирование, поиск информации в разной форме.

Личностные: проявление интереса к новому.

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками.

5.Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний

 

Цель: Построение нового способа действия.

6.Первичное закрепление нового способа действия

 

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.

 

 -Давайте поучимся читать слоги с этой буквой. Звук[ж] произносим твёрдо!

- С какими буквами предлагается составить и прочитать слоги в рамочке?

 -Наша знакомая Аня спрашивает нас о там, как следует читать букву ж с буквами и, е, ё . если они обозначают мягкость предшествующего согласного звука, а звук[ж]- твёрдый?

 -Оказывается, когда-то очень давно звук[ж] был мягким, и для обозначения мягкости использовали буквы и, е, ё.. Но наш язык менялся со временем, и звук[ж]- стал произноситься твёрдо. А люди продолжали писать после ж буквы и, е, ё и пишут до сих пор.

-Но несмотря на это, читать эти слоги следует с твёрдым произношением звука [ж].

- А теперь, наш жучок предлагает поиграть со словами.

Составление звуковых  схем к словам жаба, моржи, жираф .                          –Бусинка какого цвета появилась и почему?

 -Молодцы! А вот какие ещё животные, в название которых есть буква ж, существуют, мы прочитаем в Азбуке.

-Кто какой уж? Кто такие жаворонки, журавли?

-Прочитайте слова со значением «один». А теперь со значением «много».

-В словах ужи и ежи встречается слог , который нам показывает Ваня на стр.15. прочитайте этот слог.

-какой звук слышится после звука[ж] ? –Какая буква пишется не так как слышится? Почему пишем и? Запомните правило жи пиши с буквой и.

-Ёжик предлагает почитать текст на экране.

 

 

 - С буквами у, и, е, а, ё.

 

Дети высказывают свои предположения.

Игра на экране «Найди слова со звуком [ж]» (одежда, ножницы).  

_ Синяя бусинка т.к. звук[ж]-твёрдый

Дети читают слова жук- жуки, уж- ужи, ёж- ежи, жаворонки, журавли.

-Неядовитая змея. Птицы.

Составляют предложение с одним из слов.

Слог жи.

- Слышим ы.

Дети читают текст, подбирают соответствующую иллюстрацию. Называют слова с буквой ж из текста.

Познавательные: поиск и принятие информации.

Регулятивные: принимаем и сохраняем учебную задачу.

 Коммуникативные: контроль и коррекция действий партнёра.

Личностные; самоопределение.

7.Рефлексия

 

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

-Что интересного вы узнали о звуке[ж] ? чем отличается чтение буквы ж от ранее изученных букв, обозначающих согласные звуки?

Загадка про снежинку.

-Оцените своё настроение на уроке с помощью сигнальных карточек -снежинок.

 -С буквой ж.

- звук[ж]-всегда твёрдый.

Личностные: умение оценивать результат своей работы.

Регулятивные: оценивание своих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...

План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...

План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс

Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....

План-конспект урока по обучению грамоте на тему "Закрепление изученного" (ОС "Планета Знаний").

Целью данного урока является создание условий для тренировки учащихся в чтении слогов и слов.В ходе урока решаются следующие задачи:1. предметные: учить составлять слова из слогов и читать их;2. лично...