Согласные звуки [д], [д'], буква Дд
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvuki_d_d_bukva_dd.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме: "Согласные звуки [д], [д'], буква Дд"

                                                                                                Гурина С.Н.

Цель: знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает

Задачи:

  • учить выделять в словах звуки [д], [д'] и давать им характеристику;
  • познакомить с печатной буквой Д д;
  • развивать речь, логическое мышление, память учащихся
  • воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки, интерес к чтению.

Оборудование: лента букв, таблицы с буквами, печатная и письменная буквы Дд, слоговая таблица, части слов, рисунки дома, деда, пословица, выставка книг.

Ход урока.

  1. Организационный  момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Я очень рада войти с вами в приветливый наш класс.

И для меня уже награда,  вниманье ваших умных глаз.

1. Сообщение темы урока.

- На этом уроке нам предстоит открыть тайну новой буквы и звуков, которые она      

обозначает.     Мы продолжим путешествие по стране слов.

Начинаем урок с разминки.

  1. Подготовка речевого аппарата
  1. Фонематическая разминка

Спойте  гласные обозначающие твердость предшествующих согласных

Спойте гласные обозначающие мягкость предшествующих согласных.

Артикуляционная разминка

Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.

Задуйте три маленькие свечки

  1. Изучение нового материала

Богатырь стоит, черепицей крытДОМ

 Это – ДОМ.

- Сколько слогов в слове ДОМ? Значит, какое это слово? (односложное)

- Назовите цепочку звуков. Сколько звуков?

- Составьте звуковую схему слова ДОМ.

                Он трудился не от скуки,

                У него в мозолях руки.

                А теперь он стар и сед

                Мой родной, любимый …ДЕД

Это – ДЕД.

-Сколько слогов?

-Назовите цепочку звуков. Сколько звуков?

Составьте звуковую схему слова ДЕД

- На что показывает эта стрелочка? (надо выделить первый звук)

- Какой звук вы слышите в начале слова дом?

-Какой звук вы слышите в начале слова дед?

2. Артикуляция  Возьмите зеркало, улыбнитесь, примите приятное выражение лица. Смотрите в зеркало и следите за артикуляцией. Что увидели?

        1.  при произнесении губы не растягиваются в стороны

        2.  зубы находятся близко, но не касаются друг друга 

(Д)   Дайте полную характеристику звуку (д)

                                        согласный

                                        твердый

                                        звонкий

 (Д')  Дайте полную характеристику звуку  д'

                                        согласный

                                        мягкий

                                        звонкий

3. Выделение звуков

 

в) Игра «Тим – Том»

Дерево, дом, дверь, Денис, дуб, дети, дождь, день, дорога, духи, декабрь, дятел. (сигнальные карточки)

Или дыня, индюк, доктор, ведёрко, друзья, крокодил, дятел.

г) Скороговорка. «Магнитофон»

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

4. Знакомство с буквой Д д

Согласные звуки (д),(д'), записываются буквой Д д.

На что похожа буква Д д?(на крышу дома ,колокольчик, печную трубу, на какую букву? Л П А)

Пальчиковая гимнастика. «Семья»

                             Этот пальчик – дедушка,

                        Этот пальчик – бабушка,

                        Этот пальчик – папа,

                        Этот пальчик – мама,

                        Этот пальчик – я,

                        Вот и вся моя семья.

в) Печатание букв в тетради.

Д – ставим точку в верхнем левом углу, и ведем вниз линию длиной в две клетки не прямую, а  слегка согнутую. Отрываем руку, возвращаемся в ту же точку, ведем горизонтальную  линию шириной в одну клетку. А теперь ведем вниз прямую линию. Проводим внизу горизонтальную линию чуть больше одной клетки. Допечатываем маленькие вертикальные  линии (ножки). Высота заглавной буквы 2 клетки.

д – Отступаем одну клетку и пишем маленькую букву д – высотой в одну клетку. Ставим точку в верхнем левом углу и ведем вниз слегка изогнутую линию длиной в одну клетку. Отрываем руку, возвращаемся в ту же точку, ведем горизонтальную линию шириной в пол клеточки, проводим внизу линию шириной в одну клетку, допечатываем ножки.

5. Заселяем букву в звуковой домик.  

 6. Чтение слогов с буквой Д д (слоговая таблица)

 По таблице громко с Д, тихо с Т                        

 Прочитайте  слоги с твердыми согласными.

 Прочитайте  слоги с мягкими согласными.

7.Работа в парах

 

Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха, хорошо работать с другом вместе. Но это не простое дело нужно уметь слушать друг друга. 

 Читайте слова с досказыванием слогов до полного слова.   

Индивидуальная работа одна пара к доске из кассы букв составить слова: ДОМ, ДЕД

2. Парные согласные по звонкости – глухости.

Поиграем в фокусников. Я назову слово,  а вы  измените его  так, чтобы из одного стало много.

Какие звуки ходят парой? з-с, б-п и часто путают учеников.

Как проверить?

( Изменить слово  один – много или большой маленький: таз – тазы или таз – тазик)

3. Чтение предложения  с изменением логического ударения

Прочитайте предложения с вопросительной интонацией, особо выделяя голосом выделенные слова:

  1. Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

  1. Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

  1. Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

  1. Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

  1. Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

  1. Дятел на дубу сидит

И в дубу дупло долбит.

  1. Физкультминутка с фонозарядкой
  2. Работа с текстом.
  1. Словарная работа

Зоопарк - культурно-просветительское учреждение, предназначенное преимущественно для содержания в неволе или полувольно, а также для показа и разведения диких животных. 

ветеринар -  это профессия, врач которых лечит животных.

  1. Жужжащее чтение 

Читайте внимательно, запомните

- О ком говорится в тексте?

  1.  Чение текста вслух по абзацам

4.Повторное чтение более крупными отрывками, беседа.

5. Работа в группах.

6. Микрофон.

У кого дома есть домашнее животное?

Как ухаживаете за ними?

Вывод: Животных надо любить и беречь, мы в ответе за тех, кого приручили.

VII. Итог урока

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает?

О какой профессии говорили?

Оценивание.

Понравился урок?

Какое у вас настроение?

Изобразите с помощью мимики и цвета.

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...