Формирование интереса к чтению
статья по чтению (1 класс) на тему

Ратушняк Лариса Александровна

 

Формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы.

Ведь познавательное чтение – это способность, которая в дальнейшем процессе познавательного развития, личностного становления трудовой и творческой деятельности человека играет исключительную роль. Она становится личностным приобретением, имеет свой мотивационный источник.

Познавательное чтение помогает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, уметь извлекать из нее нужные знания, решать жизненные, деловые, познавательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon формирование чтения69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ратушняк Лариса Александровна

(учитель начальных классов

МКУ СОШ №  9

Г. Нижнеудинск

Иркутская область)

Одним из самых важных и трудных моментов в процессе стимуляции ребёнка к учёбе является формирование мотива.

Ш.А. Амонашвили говорил: «Мотивация – великая сила, способная превратить самого безнадёжного двоечника в круглого отличника».

Организуя свои уроки, стремлюсь так управлять деятельностью учеников, чтобы обязательно каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Ведь успех в учебе – это самое главное условие становления личности человека.

Я хочу рассказать о познавательном чтении.

Формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы.

Ведь познавательное чтение – это способность, которая в дальнейшем процессе познавательного развития, личностного становления трудовой и творческой деятельности человека играет исключительную роль. Она становится личностным приобретением, имеет свой мотивационный источник.

Познавательное чтение помогает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, уметь извлекать из нее нужные знания, решать жизненные, деловые, познавательные задачи.

Я по-новому стала проводить уроки литературного чтения.

На каждом уроке я провожу минутку свободного чтения. Дети приносят в класс свои любимые книги, которые читают. Каждый раскрывает свою книгу и погружается в чтение. А на перемене часто обмениваются мнением о прочитанном.

Ребята любят читать «на время», подсчитывать свои результаты, затем записывать в читательский дневник.

Обучаю детей искусству слушать литературное произведение. Раз в неделю провожу уроки-слушания. Ведь умение слушать позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях (добре и зле). Начинаю урок с того, что читаю выразительно произведение. Далее работаем с произведением: определяем тему, называем автора и название, обсуждаем содержание произведения. Моделируем обложку произведения. Выполняем самостоятельную работу: находим прослушанное произведение в книге; представляем события и героев в игровой форме; рисуем иллюстрацию; делимся впечатлениями; упражняемся в чтении.

Дети очень любят уроки-сказки.

Они требуют большой подготовительной работы. Учебный материал сливается в воображении учеников со сказочным образом, оставаясь надолго в их памяти. Такие уроки позволяют ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, страстно желают победы добра над злом, учатся различать разницу «что такое хорошо и что такое плохо».

Сказка – это жанр художественного творчества, на ее примере дети учатся анализировать художественное произведение; познают то, что хотел сказать нашим читателям автор.

Как же я строю такие уроки. Подбираю сказочный сюжет. Прежде всего, стараюсь создать атмосферу праздника.  К уроку готовятся яркие  картинки, несложные костюмы, осуществляется тесная связь с фольклорным наследием народа, используется музыкальное сопровождение, придумываю развивающие задания творческого характера, дети помогают герою преодолевать препятствия. Обязательно делаю сюрприз детям, в гости приходит герой сказки, обычно эту роль играют родители. Это придает особый шарм, снимает усталость. Ведь в классе сидит настоящий герой сказки, он интересуется всем, что происходит в классе, задает вопросы и заставляет задумываться о самом себе, о своем отношении к людям, действительности.

Провожу уроки-утренники художественного произведения. Каждый ребенок учит какое-нибудь понравившееся ему стихотворение или отрывок из художественного произведения, переписывает его к себе в читательскую тетрадь, рядом рисует рисунок к этому произведению. Затем на таком уроке ребята выходят по порядку, объясняют, кто написал это произведение, почему оно ему понравилось и читают выразительно.

Особое место занимают уроки-проекты. Такие уроки я посвящаю чтению эмоциональных и философских произведений, которые оказывают сильное впечатление на детей, так как впечатление – это очень серьезное дело в воспитании детей.  Это воспитание чувства сопереживания, сорадости, гордости.  Для этого я беру такие произведения как Морис Метерлинг «Синяя птица», Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» и т.д.

Лучше всего получаются комплексные коллективные работы, направленные на решение конкретных проблем с участием учеников всего класса.  Например, уроки-проекты «Кто такая Баба Яга?», «Девица- Загадушка», «В поисках Птицы Счастья», «Беру пример с героев сказок» и т.д.

Как я провожу такие уроки:

Ребята   четко формулируют цель своего исследования, указывают проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, распределение заданий. Все ученики читают одну и ту же книгу. Или подбирают материал по определенной теме.

Пишут о своих впечатлениях прочитанного. Кто хочет – пишет продолжение сказки или рассказа.

Дети и их родители рисуют картинки по содержанию произведения, плакаты с мудрыми изречениями из произведений.

Пишем сочинения по произведению; сочиняем свои сказки, рассказы, басни, стихи.

         Несколько человек готовят доклады.

Итогом работы над проектом является урок. Выбирается ученик, который руководит уроком-проектом, на котором подводятся итоги проделанной нами работы. Руководитель урока предоставляет  слово докладчикам, проводится инсценирование  и чтение отрывков,   предоставляет слово желающим высказаться, следит за регламентом.

Мы участвуем в работе авторского коллектива класса по созданию «учебников»: «Задачник-первоклассник» ( дети сочиняли задачки по математике); «Басни собственного сочинения» ( после прохождения темы «Басни Эзопа» ребята сочиняли свои басни); «Хокку  о природе» ( после изучения японских лирических стихотворений-трехстиший дети сочинили свои и оформили книжечку-учебник.) Создание этих сборников является конечным результатом проекта.

Мои ребята очень любят творческие пересказы: от главного лица, от имени какого-то героя, пересказы-описания героев; пересказы с цитатами из текста; пересказывание по ролям.

Свое выступление я хочу закончить словами Ш. Амонашвили : «Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни». Чтобы дети полюбили читать, им надо говорить о книге, как о человеке, умном, добром, умеющем дружить, помогать, радовать. Старайтесь поощрять поисковую, исследовательскую деятельность, практиковать на уроках  чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов. Учите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, стихами. Предлагайте детям стать художниками своих книжек. Почаще предлагайте детям помогать вам в проведении уроков, они очень любят выступать в роли «маленьких» учителей.

 Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания для меня очень важно.  Ситуация успеха особенно была важна в работе с детьми, поведение которых осложнено рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяла снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"

Работа по самообразованию воспитателя гпд  "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"...

« Формирование интереса к чтению у школьников с ДЦП»

Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формир...

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  цен...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВО

Г. Н. КОЗЛОВАФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВОВ знаменитой книге В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям»  есть глава, в  которой великий педагог пишет: «Уче...