Игра "Путешествие в страну Див"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Трифонова Раиса Александровна
Литературная игра «Путешествие в страну Див» по произведению В.В Бианки «Синичкин календарь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока84 КБ
Файл Презентация к уроку2.26 МБ

Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка.

           Название работы: внеклассное занятие:  игра – путешествие в страну   Див (в рамках предметной декады по литературному чтению.)

          Цель:

- формирование учебно-познавательной, игровой, творческой деятельности учащихся, направленной на освоение УУД

         -  воспитание интереса к чтению, любви к родному краю.

Планируемый результат: мониторинг УУД, увеличение числа учащихся, вовлеченных в природоохранную деятельность, приобщение к детской литературе, творческие работы учащихся.

        В последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить интерес к чтению, любовь к родной природе, потребность в её изучении и охране необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны научиться средствами литературы постигать уроки нравственности, способы познавательной и творческой деятельности.

        Одной из оптимальных форм проведения внеклассного мероприятия является  игра - путешествие с элементами  проектной деятельности.       В такой игре  младшие школьники осваивают основы творческой деятельности через систему заданий, направленных на достижение результата. Игра «Путешествие в страну Див» органически сочетается с серьёзным напряжённым трудом, интенсифицирует учебно–воспитательный процесс, обогащает мир чувств ребёнка.

        В процессе игровой и проектной   деятельности  последовательно формируются универсальные учебные действия учащихся:

  • планирование и моделирование действий
  • умение получать и преобразовывать информацию
  • перенос знаний в новую ситуацию на основе известных алгоритмов
  • умение группировать, классифицировать, обобщать
  • использование различных источников информации
  • умение вступать в речевое общение  
  • умение договариваться, распределять работу
  • умение оценивать свой вклад в решение задач группы.

В ходе системы разнообразных действий преимущественно творческого характера происходит качественное самоизменение детей.

Литературная игра с элементами проектной деятельности

«Путешествие в страну Див»

2 класс

Ход занятия.

1.Мотивация.

   - Сегодня мы проводим литературную игру «Путешествие в страну Див» по произведению В.В Бианки «Синичкин календарь». (Слайд 1, 2.)

  - Что можете сказать о писателе? ( Слайд 3.)

( В.В.Бианки – один из самых любимых, добрых и гуманных писателей, рассказавших  о жизни неподражаемого мира животных. Переводить на человеческий язык и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства. Разными были у него интересы, разносторонним было его образование, но главной любовью писателя всегда оставался мир леса и его обитателей.)

 - С какими его произведениями вы знакомы? (Слайд 4)

   Многие годы Виталий  Валентинович открывал для себя родную природу в окрестностях Лебяжьего, где семья проводила лето на Алтае, а также на Новгородчине в деревне Погост Окуловского района на берегу озера Боровно.  Увлекательные книги В. Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в её тайны.

 

  - Послушайте стихотворение. Е. Федорин «Клад»

  - Что хотел сказать поэт?

Я знаю клад.

Там сундуков с богатствами не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Всё лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто всё – гляди:

Везде ряды замков висят

Снаружи и внутри.

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте.

Один лишь ключ, что у меня

Замки откроет те.

Бери мой ключ!

С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те – книг ряды,

Мой ключ – уметь читать.

 - О каком кладе говорит поэт?

 - Какова главная мысль стихотворения?

- Прочитайте название игры.

 - Чему посвятим наше занятие? (будем учиться находить ключи к литературному кладу В.В. Бианки)

 - Вы знакомились с произведением «Синичкин календарь», готовили творческие работы, Мы открываем двери в страну Див В.В.Бианки.   У нас две команды «Крестики» и «Нолики», по условию игры на каждой станции победитель получает свой символ: « +» или  « 0»  и отмечает на схеме. Жюри сравнивает количество крестиков и ноликов. (Слайды 5, 6.)

Крестики +

1

Виктортна

2

Художниик

3

Описание

4

Кроссворд

5

Театр

    Нолики 0

1

Викторина

2

Художник

3

Описание

4

Кроссворд

5

Театр

2. Игра по станциям.

– Мы отправляемся в путешествие по стране Див.

                                  1. Викторина. Когда это бывает? (бонус получает тот, кто дал больше правильных ответов)

   1. В каком месяце у медведицы в берлоге медвежатки родятся? (в феврале)

   2. В каком месяце прилетают грачи? (в марте)

   3. В каком месяце реки освобождаются ото льда? (в апреле)

   4. В каком месяце «…лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют»? (в мае)

   5. В каком месяце самый длинный трудовой день? (в июне)

   6. В каком месяце начинается второе полугодие? (в июле)

   7. В каком месяце люди хлеб убирают и увозят с поля? (в августе)

   8. В каком месяце «…стало меньше жечь солнце, дни стали заметно короче, ночи - длиннее, и всё чаще стали лить дожди»? (в сентябре)

   9. В каком месяце у зайца клочья белой шерсти лезут? (в октябре)

 10. В последние дни какого месяца замерзает река? (в ноябре)

                               2. Художник (по 1 человеку от команды)

  - Отметить рисунок, на котором изображена главная героиня сказки и раскрасить его. (Слайд 7.)

.                              3.Описание.

   - Дайте словесное описание внешности и характера Зиньки. Побеждает команда, которая последней назовёт слово - признак. (Слайд 8.)

   (Ученики называют прилагательные, характеризующие синичку: наблюдательная, любознательная, заботливая, осторожная, дружелюбная, …)

                           4. Кроссворд.

                ( Конструируем вопросы.)

 Составить вопросы к кроссворду. (Слайд 9.)

( Вариант.)

По горизонтали:

1.В каком месяце звери делают запасы на зиму?

2.Как звали товарища главной героини сказки?

3.Имя девочки, которая спасла  синичку в сентябре.

4.В каком месяце Зинька наблюдала ледоход?

5.Злая зимняя гостья.

По вертикали:

1.Как зовут главную героиню произведения?

2.Месяц, когда цветут ландыши.

3.Каких птиц встретила синичка на болоте в мае?

4.Птицы, которые в марте чуть не погибли под настом.

5.Хвостик года по календарю.

6.Какого птенчика неудачно покормила Зинька в июле?

                          5. Домашнее задание.

( Представление творческих работ на стенде. Ученики писали отзыв о прочитанной книге и о фильме по сказке В.В.Бианки «Синичкин календарь»; рисовали иллюстрации к произведению; составляли викторины; разгадывали кроссворды; делали кормушки;

инсценирование отрывка произведения В. Бианки «Синичкин календарь»)

  1. Рефлексия.

- Сегодня мы подводим итоги недели литературы. Вы провели большую  творческую работу по книге В.В.Бианки «Синичкин календарь», активно участвовали в игре-путешествии по стране Див.

- Что можно считать результатом нашей работы?

(Нам удалось найти ключ и  приоткрыть дверь в мир творчества В.В.Бианки. Вместе с Зинькой мы путешествовали по родным местам, составляли календарь природы, радовались и огорчались вместе с ней, учились у героев книги добрым поступкам. Мы выполняли интересные творческие задания индивидуально и в группах и представляли их.)

- Отметьте на лесенке успеха свой вклад в работу команды.  (Слайд 11)

- Назовите самых активных в своей группе.

-  За свою жизнь Виталий Валентинович Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, которые вошли в 120 его книг.

Впереди нас ждут новые путешествия по стране Див. А сейчас объявим победителя. (Слово жюри, подсчёт «+» и «0», награждение.) (Слайды 12,13, 14.)

Спасибо всем за работу!

Отзыв

о просмотренном фильме по сказке

В.В.Бианки

«Синичкин календарь»

    Мы посмотрели  мультфильм по сказке В.В. Бианки «Синичкин календарь». Было интересно познакомиться с главной героиней синичкой Зинькой, послушать её разговоры с лесными жителями, вместе с ними изучать календарь природы, любоваться красотой родного края.

     Во время просмотра мы отметили, что Зинька любознательна, терпелива, мужественна и умеет дружить.

    Этот мультфильм учит нас любить и изучать природу, и как Манюня беречь её.

Отзыв о прочитанной книге

В.В.Бианки

«Синичкин календарь»

    В.В.Бианки – писатель, следопыт, знаток родной природы. С детства он начал изучать азбуку лесной жизни, знакомиться с лесными жителями, наблюдать за ними.

     Я прочитала о синичке Зиньке, о её желании познавать окружающий мир, о готовности прийти на помощь тем, кто попал в беду. Однажды, проснувшись от новогоднего шума, птичке захотелось узнать: «А что это – «январь», «календарь»?»

    Старый мудрый Воробей предложил синичке: «Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай, да присматривайся…Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется. Ты все их по очереди запомнишь…» Она отправилась в путешествие. Много интересных открытий сделала Зинька: о явлениях природы, о друзьях и врагах животных, о том, как изменяется жизнь в зависимости от времени года. Так появился синичкин календарь.

    В конце путешествия Зинька со своим другом Зинзивером поселились в новой квартире, которую сделали для них старый охотник и Манюня.

    Мне сказка «Синичкин календарь» очень понравилась. Особенно понравилась синичка Зинька за наблюдательность и доброту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну Див Литературная игра с элементами проектной деятельности 2 класс Трифонова Раиса Александровна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 4» Великий Новгород 2014 год

Слайд 5

Крестики « + » 1 2 3 4 5

Слайд 6

Нолики « 0 » 1 2 3 4 5

Слайд 9

Ь И З Н И 2. З 2. И 3. М А Н А В О 5. С К 4. К У Р Е В Я Н Ю О П Р П К Т 4. А Ё Ь Ь Л Е Б К О Н Г 5. Д Е К А Е 6. Щ Т С 3. Ж У Р А В Л 1. А В Г 1. М Й И

Слайд 10

Лесенка успеха

Слайд 11

Нолики « 0 » 1 + 2 0 3 0 4 + 5 0

Слайд 12

Крестики « + » 1 + 2 0 3 0 4 + 5 +

Слайд 14

Источники http://i.allday.ru/0f/b2/40/1352743685_013.png http://img-fotki.yandex.ru/get/5114/49386249.18e/0_8b9bb_9fee1e4f_XXL Материалы курса «Мир деятельности» Автор шаблона: Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Представление страны на конкурсе "По странам и континентам". Страна "Япония"

Данный материал может быть полезен учителям, воспитателям, организаторам, классным руководителям...

Проект урока по ФГОС по теме " Новый год. Традиции и особенности празднования в англоязычных странах и в нашей стране. " (учебник Верещагиной И.Н. 3 класс, 2 часть).

При освоении новых образовательных стандартов  становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущно...

Презентация на тему: "Страна восходящего солнца. Япония. Символ страны - Сакура"

Са́кура (яп. 桜 или яп. 櫻) — название нескольких деревьев подсемейства Сливовые; зачастую обозначает вишню мелкопильчатую. Многие виды, называемые «сакурой»...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...