Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema1.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Цель: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;

Личностные : проявление бережного отношения к природе,  к родному краю;

Метапредметные:

Регулятивные:формулированиеучебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Подготовка к уроку. Класс делится на 3 команды. На столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых изучали на предыдущих уроках. На доске — иллюстрации, которые дети приносили в качестве выполненного домашнего задания.

Оборудование: презентация.

                                           Ход урока.

 I. Организационный момент

II. Работа по теме.

1.Самоопределение к деятельности.

- Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

- С творчеством каких писателей мы познакомились?

-Вспомним годы их жизни. Слайд 1.

- Какие произведения  вы прочитали в этом разделе?

-Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

-Сформулируйте тему урока. Слайд 2.

Игра «Кто лишний?»  Слайды 3-6

-Кто из писателей здесь лишний и почему?

3. Конкурсы.

Первый конкурс «Разминка».

*Вопросы задаются быстро по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает – жетон.)

1)В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)

2)Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)

3)Пушкин сказал о нём: “...оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)

4)Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)

5)Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)

6)От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)

7)Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)

-Молодцы! Вы были внимательны на уроках и быстро узнали поэтов, творчество которых мы изучали.

-Отправляемся дальше.

Второй конкурс «Вспомни стихотворение».

-Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на

доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения.. Приготовьтесь читать выразительно, показав свою иллюстрацию.

*Участвуют по 3 человека от каждой команды.

Третий конкурс « Литературные исследователи».

*Учитель готовит 3 задания на карточках. Дается время на подготовку.

1-я команда

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Слайд 7.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе...”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

2-я команда

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью. Слайд 8 – 11.

Задание: найдите примеры строф в  стихотворениях (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

3-я команда

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.

Ритм- равномерное чередование каких –нибудь элементов (в звучании, в движении).

Слайд 12- 13

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”).

Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

Четвёртый конкурс «Времена года».

-Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

 Один седой, другой молодой,

 Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

- Кто знает, когда это бывает?

Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)

Черемуха расцвела – холода позвала (весной)

День прозевал - урожай потерял (осенью)

Роса да туман живут по утрам (летом)

-Молодцы! Слайды 14-16

-О красоте русской природы любили писать не только поэты, но и художники.

*работа по репродукциям картин

*Три команды выполняют задание 4 на странице153.

1-я команда-весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид...”, Е. А. Баратынский “Весна, весна!..”)

2-я команда-осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут...”, И. А. Бунин “Листопад”)

3-я команда-зима (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки...”, Е. А. Баратынский “Где сладкий шепот...”

Пятый конкурс Не ошибись».

*Даются карточки с отрывками из стихотворений.

1)Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

2)Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

3)Где сладкий шёпот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

-Из какого произведения эти строки? Кто автор?

        Шестой конкурс. Игра «Акростих»

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.

Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же

свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.

*Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбираются

лучшие и зачитываются вслух.*

III.Рефлексия.

IV. Подведение итогов.

- Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

V. Домашнее задание

Составить альбом своих любимых стихов с иллюстрациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 4 класс.

Урок для детей с ЗПР, обобщения и систематизации знаний...

Тест "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь № 2" (2 полугодие)" 3 класс. Дата публикации: 23.05.2016г.

Презентация для проведения теста по теме "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь № 2" (2 полугодие)" 3 класс, адаптированная к системе оценке качества образования ProClass....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...