Конспект открытого урока "Былины"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дуркина Наталья Николаевна

Конспект данного урока был составлен и опробован на учащихся, обучающихся по системе Л.В.Занкова по программе В.А.Лазаревой "Литературное чтение".  Конспект удобен для пользования тем, что составлен довольно подробно и соответствует требованиям ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byliny_urok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Раздел   «Преданья старины глубокой»

       Урок №1 тема: Былина как жанр литературного творчества.

                                    Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

цель: а)  - закрепить знания об особенностях  народной        

        сказки;

                 - познакомить учащихся с жанром былины;

                 - учить сопоставлять фольклорное произведение и картину

                 художника на одну и ту же тему;

           

           б)  - развивать умение работать с текстом;

                 - совершенствовать умение работать со словарём;

           в)  - развивать умение оценивать поступки героев литератур-

                ного произведения;

                - воспитывать чувство патриотизма на материале народно-

                го эпоса.

оборудование:  1.  Учебник В.А.Лазарева «Литературное чтение»

                                    1 часть.

                               2. Репродукция картины

                                   В.М.Васнецова «Богатыри».

                               3. Предметные картинки «Илья Муромец»,

                                   «Гусляры».

                               4. Книги с былинами разных изданий.

                               5. Мультфильм «Илья Муромец и Соловей-раз-

                                   бойник».

   

Конспект открытого урока

по литературному чтению

по программе В.А.Лазаревой, 3 класс.

Тема : Былина как жанр литературного творчества.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Учитель начальной школы Высшей категории

Дуркина Наталья Николаевна

Ульяновск, МБОУ СОШ №82, октябрь 2012 г.

I  Обобщение знаний об особенностях народных сказок.

(в форме беседы)

Учитель: - Как назывался раздел, который мы закончили изучать?

Уч-ся: - Мы изучали народные сказки.

Учитель: - Что теперь вы знаете об особенностях этого литературного жанра?

Уч-ся: - Это очень древний жанр устного народного творчества. Он имеет свои особенности построения, набора героев, языка. В сказках описывается борьба добра со злом, где всегда побеждает добро. Герои: и люди и животные, они делятся на положительных и отрицательных. В народных  сказках часто встречается разновариантность, повтор. Героям помогают волшебные  предметы-помощники (клубок, зеркальце, шапка-невидимка и

т. д.). Сказки бывают о животных, бытовые, волшебные, но все сказки учат нас жизни.

P.S. Все ответы учащимися обосновываются.

Учитель: - Вы много узнали о сказках, но для продолжения изучения других жанров литературного творчества, нам надо вспомнить некоторые понятия.

(на доске)

СЮЖЕТ

Развитие действия, последовательность событий.

        

ПЕРСОНАЖИ

Герои произведения.

ИДЕЯ

Главная мысль.

II  Определение темы, целей урока и прогнозирование знаний, которые получат учащиеся на уроке.

1). Определение темы.

Учитель: - Прочитайте название следующего раздела.

(на доске)

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

Учитель: - О чем можно прочитать между строк?

Уч-ся: - Мы будем изучать произведения, которые были созданы очень давно.

Учитель: - Это верно. Какие слова вам об этом подсказали?

Уч-ся: - Старина глубокая.

Учитель: - А как вы понимаете слово преданья?

(Учащиеся выдвигают свои предположения).

Учитель: - О значении этого слова нам расскажет Хайретдинова Диана, она нашла сведения об этом слове к уроку из толкового словаря.

2). Самостоятельная работа с книгой. (Учащиеся читают вступительный текст к разделу, стр. 62, учебник В.А. Лазарева «Литературное чтение» 1 часть)

3). Определение целей и прогнозирование знаний.

Учитель: - Как называется литературный жанр, который мы будем изучать?

Уч-ся: - Былины. Это связано со словом было.

Учитель: - Полистайте страницы раздела и ответьте «С какими былинами мы познакомимся?». (Учащиеся называют былины, помещенные в этом разделе).

Учитель: - Вернитесь на страницу 62. Что мы узнаем, читая былины? Зачитайте ответ.

Уч-ся: - Мы узнаем про богатырей, которые оберегали русскую землю от завоевателей. О жизни предков, о важных исторических событиях, о героях нашего народа.

Учитель: - Каким словом еще называли былины?

Уч-ся: - Их называли старины.

Учитель: - Как вы думаете, каким способом дошли тексты былин до нашего времени? (Учащиеся выдвигают свою версию).

Учитель: - Теперь тексты былин мы можем прочитать в книгах, узнать из фильмов. А раньше былины рассказывали сказители. Передавались тексты былин из уст в уста.

(на доске)

Изображение

сказителей с гуслями.

Учитель: - Посмотрите,  как выглядели сказители. Сопровождало их рассказы о подвигах богатырей игра на гуслях. Найдите ответ на странице 62 почему нужен был при этом музыкальный инструмент?

Уч-ся: - Былины пели неторопливо и торжественно.

Учитель: - Итак, мы уже вооружились очень нужными знаниями и тем не менее, чему мы будем учиться сегодня? Что узнаем еще?

Уч-ся:

- Читать былины.

- Узнаем о подвигах богатырей.

- Узнаем как развивается сюжетная линия в былине.

- Какие персонажи встречаются в былинах.

Учитель: - И какой жизненный опыт мы можем приобрести, изучая этот жанр?

III  Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» .

( и в учебниках и на доске репродукция картины)

Учитель: - Рассмотрите репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто уже знает их имена?

Уч-ся: - Слева - Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович, а в центре – Илья Муромец.

Учитель: - Расскажите, во что одеты богатыри?

(Учащиеся описывают одежду богатырей, используя слова, помещенные под репродукцией картины в учебнике, предварительно уточнив лексику данных слов в словаре учебника, стр. 138-141: палица, копье, кольчуга, шлем, щит, лук, колчан)

Учитель: - Что вы можете сказать об их позах?

(Учащиеся описывают позы богатырей)

Учитель: - Обратите внимание на коней. Соответствуют ли они хозяевам?

(Учащиеся отвечают на вопрос)

Учитель: - Своего коня Илья Муромец называл очень ласково: Бурушка- косматушка.

Учитель: - Какое настроение у вас создает картина?

(Учащиеся выражают свое мнение)

Физминутка.

Засиделись мы опять.

Пора косточки размять.

Встали, глубоко вздохнули,

Руки вверх все потянули.

Вправо, влево повернулись,

Наклонились и прогнулись.

Хорошо все то, что  в срок.

Продолжаем мы урок.

IV  Знакомство с былиной об Илье Муромце.

1). Знакомство с текстом былины.

(на доске)

ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГАТЫРЯ

ИЛЬИ МУРОМЦА

Учитель: - Посмотрите на главного героя былины.

Что необычного в нем?

(Учащиеся обращают внимание, что он очень сильный, красивый, настоящий богатырь)

Учитель: - Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

(Идет фрагмент мультфильма, продолжение действия былины читает учитель)

Учитель: - Похожа ли былина на сказку?

(Учитель обращает внимание на таблички на доске: сюжет, персонажи, идея, с которыми была работа в начале урока при закреплении знаний о народной сказке)

(Учащиеся выражают свое мнение)

2). Словарная работа.

(на доске написаны слова)

Учитель: - Все ли слова понятны?

 (Объясняются слова: дородный, заколодела, лазоревы цветочки, разрывчатый,  тетива, каленая стрела)

(Работа идет со словарем учебника стр. 138-141)

3). Чтение былины учащимися вслух с проговариванием вместе с учителем.

Учитель: - Обратите внимание на язык былины? Что вы заметили?

Уч-ся: - В былине много повторяющихся слов, много слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Учитель: - Как вы думаете, для чего?

Уч-ся: - Народ любил своих богатырей.

4). Анализ прочитанного произведения.

Учитель: - Вернемся к поставленным целям урока. Что мы узнали?

Уч-ся:

- Мы познакомились с текстом былины.

- Узнали о подвиге богатыря Ильи Муромца.

- Узнали значение старинных слов.

Учитель: - Как же развивалась сюжетная линия в этой былине?

(на доске на предметных картинках составляется структура басни: зачин (куда и зачем поехал богатырь), бой у города Чернигова, битва с Соловьем-разбойником)

(Далее учитель рассказывает какова концовка былины, т. к. в учебнике былина дается в сокращении и концовки нет)

Учитель: - Найдите в тексте описание великой силы, с которой сразился Илья Муромец у города Чернигова. Найдите описание силы Соловья-разбойника.

(Учащиеся зачитывают отрывки из былины)

Учитель: - Что же помогло Илье Муромцу одержать победу?

(Учащиеся выражают свое мнение)

Учитель: - Да, только любовь к своей Родине дает человеку такие силы.

Учитель: - Какими же чертами характера обладал Илья Муромец?

(Учащиеся дают характеристику главного героя)

Учитель: - Какой жизненный опыт мальчики могут извлечь из этой былинной истории?

(В ответах учащихся должны выделиться слова: смелый, бесстрашный,  отважный, человек любящий свою землю и в трудный час умеющий постоять за нее)

V  Итог урока.

Учитель: - Сегодня мы только начали изучение жанра былины, но уже многое узнали. Попробуйте вставить слова в предложение.

(Предложение записано на доске)

В былине описываются события … , но идея ее и сегодня … .

Учитель: У каждого из вас на парте лежит листок с пословицами. Подберите наиболее подходящую к главной мысли былины.

 Пословицы:

- Всякому мила родная сторона.

- Кто где родится, там и пригодится.

- Для отчизны не жаль и жизни.

- За Родину, за честь – хоть голову снесть.

- Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

VI  Рефлексия.

На индивидуальных листочках вставьте слова, отражающие вашу деятельность на уроке.

Я хотел бы …

Мне урок … , потому что … .


СЮЖЕТ

ИДЕЯ

ПЕРСОНАЖИ

ПРЕДАНЬЯ

СТАРИНЫ

ГЛУБОКОЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...