Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Смирнова Галина Николаевна

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

составлено на основе типовой программы РО  (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

и авторской программы Е.И. Матвеевой.

Количество учебных часов по программе в 4 классе  -  102 ,
количество учебных     часов в неделю -   3
 .

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Характеристика учебной деятельности

Примечание

план

факт

Книга первая «Детства чудная страна

Раздел I. Когда сбываются мечты… (14ч.)

        Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные УУД

Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение осуществлять логическое действие синтез.

Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным / самостоятельно выбранным критериям.

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

Коммуникативные УУД

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Умение формулировать точку зрения.

Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

1./1.

Вводный урок. Детские мечты…  Как о них рассказать. Б. Заходер.  Считалия.

1.

01./09.

Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами её раскрытия в разных жанрах.

Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.

Парная и групповая работа по созданию образа страны детства.

Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.

Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.

Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений.

Работа с разными информационными источниками.

Членение текста на микротемы, составление плана.

Иллюстрирование произведений о детстве.

Презентация работ.

Подготовка портфолио.

Драматизация произведений.

Сочинение небольшого рассказа на тему «Моя страна детства».

Сочинение миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…»

Тема мечты в произведениях разных авторов.

Реализация авторского замысла в художественных образах детства.

 Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе.

Творчество ребенка, создающего свою страну детства.

Образы любопытства, любознательности, фантазии, «Вообразилии» в стихах для детей

. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.

2./2.

«Приметы детства».

О.О. Дриз. Семицветная страна;

1.

02./09.

3./3.

«Приметы детства».

Ю.П. Мориц. Это очень интересно;

А. Мелякова. Мои мечты.

1.

03./09.

4./4.

Зачем и для кого

 В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке?

1.

08./09.

5./5.

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

1.

09./09.

6./6.

О чём в детстве мечтали взрослые?

В.Д. Берестов. Исполнение желаний.

1.

10./09.

7./7.

Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка.

В. Иванова. Трудный случай.

1.

15./09.

8./8.

Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. У.Д. Смит. Слон;

1.

16./09.

9./9.

Пора, когда возможным становится всё…

Шэл Силверстейн. Если я был бы;

1.

17./09.

10./10.

Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране.

С. Чёрный. Невероятная история;

1.

22./09.

11./11.

М. Агафонова. Хорошо быть маленьким;

М.И. Цветаева. Мирок.

1.

23./09.

12./12.

Пейзажная лирика поэта и тема творчества.

А.С. Пушкин. Осень.

1.

24./09.

13./13.

Пейзажная лирика поэта и тема творчества.

А.С. Пушкин. Осень.

1.

29./09.

14./14.

Урок-рефлексия.

1.

30./09.

Раздел II. Детские пристрастия. (14ч.)

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Познавательные УУД

Умение осуществлять логическое действие обобщение.

Умение устанавливать аналогии.

Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Умение строить простые рассуждения на основе подходящей информации (дедуктивное умозаключение)

Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.

Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений.

Умение определить общую цель и  пути её достижения.

 Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.

15./1.

Вводный урок.

В чём заключаются секреты детства?

1.

01./10.

Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа увлечений».

Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.

Определение критериев чтения.

Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.

Сопоставление повествовательного и стихотворных произведений, грустного и весёлого текстов.

Иллюстрирование произведений о детстве.

Презентация работ.

Сочинение-миниатюра «Кто такие дети?».

Сочинение на одну из тем: «Райский денёк», «Райское местечко».

Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов.

Разные способы представления этих пристрастий.

Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы.

Тема утверждения своего «я» героем литературных произведений.

Тема «рая» в понимании детей  и авторов, рассказывающих о нем.  

Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера.

Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.

16./2.

Особенности детской поры. Н.С. Гумилёв. Детство.

1.

06./10.

17./3.

Автор размышляет о детстве.

В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю.

1.

07./10.

18./4.

В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю.

1.

08./10.

19./5.

Внутренний мир героя…

Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…;

1.

13./10.

20./6.

А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий.

1.

14./10.

21./7.

Волнующая тема.

В.Д. Берестов. Деньги в детстве;

1.

15./10.

22./8.

 Зачем детям знать о деньгах?

А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль.

1.

20./10.

23./9.

Весёлое и грустное в детстве…

В. Шульжик. Грустный клоун;

1.

21./10.

24./10.

Весёлое и грустное в детстве…

С. Чёрный. Счастливый карп.

1.

22./10.

25./11.

Весёлое и грустное в детстве…

С. Чёрный. Счастливый карп.

1.

27./10.

26./12.

«Момент высшей радости».

С. Чёрный. В раю.

1.

28./10.

27./13.

Урок-рефлексия.

 Беседа по произведениям учебника.

1.

29./10.

28./14.

Урок-рефлексия.

 Беседа по произведениям учебника.      

1.

10./11.

Раздел III. Штрихи к портрету. (11ч.)

     Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов / процессов для решения задач.

Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.

Умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, преставлениям, точкам зрения.

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

Умение адекватно оценивать поведение окружающих в ходе решения совместной учебной  задачи.

Умение адекватно оценивать собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

29./1.

Вводный урок

1.

11./11.

Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира.

Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей.

Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием.

Определение критериев чтения.

Сравнительный анализ текстов о разных персонажах.

Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и весёлого текстов.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

Создание портрета (словесного и нарисованного).

Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».

Сочинение на одну из тем: «Мой портрет», «Незабываемый портрет».

Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души.

Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте.

Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета.

Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.

30./2.

Чем впечатляет портрет детского поэта?

О.О. Дриз. Мой портрет.

1.

12./11.

31./3.

Литературный автопортрет.

А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…;

1.

17./11.

32./4.

Литературный автопортрет.

С. Чёрный. Детям.

1.

18./11.

33./5.

Портреты героев в рассказе.

А.П. Чехов. Детвора.

1.

19./11.

34./6.

Что есть красота?

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

1.

24./11.

35./7.

Сцены из детской жизни.

С. Чёрный. Приготовишка;

1.

25./11.

36./8.

М.Я. Бородицкая. Первоклассник;

М.И. Цветаева. Наши царства;

1.

26./11.

37./9.

Сцены из детской жизни.

Л.Н. Толстой. Ивины.

1.

01./12.

38./10.

Образ необычного рая.

Б.Ш. Окуджава. Рай.

1.

02./12.

39./11.

Урок-рефлексия. 

1.

03./12.

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье.(11ч.)

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные УУД

Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение осуществлять логическое действие синтез.

Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным / самостоятельно выбранным критериям.

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

Коммуникативные УУД

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Умение формулировать точку зрения.

Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

40./1.

Вводный урок.

В.А. Лалетина.  Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…;

1.

08./12.

Наблюдение за темой  храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа храма науки», его описания.

Наблюдения за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой.

 Читательские интересы авторов. Пушкин и его книжные пристрастия.

Творческая работа: сочинение-презентация любимой книги.

Творческая работа: сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).

41./2.

Встреча с книгой.

М.И. Цветаева. В субботу.

1.

09./12.

42./3.

У. Эко. Имя Розы;

1.

10./12.

43./4.

В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека…

1.

15./12.

44./5.

Детские читательские пристрастия.

А.А. Лиханов. Детская библиотека;

1.

16./12.

45./6.

А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»;

1.

17./12.

46./7.

М.Я. Басина. В садах Лицея».

1.

22./12.

47./8.

Урок-рефлексия.

Беседа  по произведениям из рубрики.

1.

23./12.

48./9.

Урок-рефлексия.

Чтение и обсуждение сочинений.

1.

24./12.

49./10.

Итоговая поверочная работа №1 по первой части учебника.

1.

29.12

50./11.

Итоговая творческая работа

1.

30.12

Книга вторая «Все мы – родом из детства»

Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики (14ч.)

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Познавательные УУД

Умение осуществлять логическое действие обобщение.

Умение устанавливать аналогии.

Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Умение строить простые рассуждения на основе подходящей информации (дедуктивное умозаключение)

Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.

Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений.

Умение определить общую цель и  пути её достижения.

 Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.

51./1.

Вводный урок.

Подготовка к путешествию.

1.

31.12.

Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа истинного героя», его описания.

Наблюдение за разными авторскими  описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных).

Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием.

Определение критериев чтения.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей.

Сопоставление повествовательного и драматического произведений.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении.

Работа с разными информационными источниками.

Работа в библиотеке.

Создание портрета (словесного и нарисованного).

Презентация работ.

Подготовка портфолио.

Драматизация произведений.

Написание сочинения  на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге.

Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху.

Сочинение фантазия «Я-…» (в жанре представления себя каким-либо персонажем).

Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история».

Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.

52./2.

Путешествие.

Ю.Д. Левитанский. Кораблик;

Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик;

1.

12.01

53./3.

Путешествие.

Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик.

1.

13.01

54./4.

Истинные и ложные герои.

Н.С. Гумилёв. Капитаны;

1.

14.01

55./5.

Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася;

В.А. Бахревский. Светлячок.

1.

19./01.

56./6.

Любимые места.

М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»;

1.

20./01.

57./7.

Любимые места.

М.И. Цветаева. Мама на даче.

1.

21./01.

58./8.

Игры, которые становятся жизнью…

А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв;

1.

26./01.

59./9.

Игры, которые становятся жизнью…

Б.В.Заходер. Неужто  вы могли забыть?

1.

27./01.

60./10.

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

1.

28./01.

61./11.

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

1.

02./02.

62./12.

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

1.

03./02.

63./13.

Урок-рефлексия.

1.

04./02.

64./14.

Чтение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!»

1.

09./02.

Раздел II. Уроки детства. (11ч.)

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов / процессов для решения задач.

Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.

Умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, преставлениям, точкам зрения.

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

Умение адекватно оценивать поведение окружающих в ходе решения совместной учебной  задачи.

Умение адекватно оценивать собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

65./1.

Вводный урок ко 2 разделу.

 

1.

10.02

Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания.

Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных).

Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей.

Сопоставление повествовательного и драматического произведений.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа. Моделирование жанра отзыва.

Сочинение отзыва о произведении, книге, спектакле. Презентация работ. Сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я- провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю как надо поступать…».

Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором».

Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой.

66./2.

 Счастливое воспоминание о школе.

 А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я…»

1.

11.02

67./3.

Смелость детских поступков.

В.Д. Берестова «Пловец».

1.

16.02

68./4.

Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

1.

17./02.

69./5.

Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

1.

18./02.

70./6.

А.А. Фет. Одинокий дуб.

1.

24./02.

71./7.

Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

1.

25./02.

72./8.

Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

1.

02./03.

73./9.

Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

1.

03./03.

74./10.

А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…;

1.

04./03.

75./11.

В.Д. Берестов. Сердцевина.

1.

10./03.

Раздел III. «Микрогеография» детства. (11ч.)

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные УУД

Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение осуществлять логическое действие синтез.

Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным / самостоятельно выбранным критериям.

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

Коммуникативные УУД

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Умение формулировать точку зрения.

Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

76./1.

Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке;

В.Д. Берестов. Новая песенка.

1.

11.03

Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация  произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа памяти о детстве».

Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке.

Выразительное чтение воспоминаний.

Ведение личного дневника, описание правил ведения.

Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях.

Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства.

Сочинение-миниатюра о детстве.

Моделирование жанра эссе.

Презентация работ.

Редактирование.

Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».

Сочинение – ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М.М.Пришвина «Дитя».

Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.

77./2.

В.А. Бахревский. Бабочка;

К.Д. Бальмонт. Бабочка;

1.

16.03

78./3.

 В.В. Набоков. Ночные бабочки.

1.

17.03

79./4.

Воспоминания поэта о детстве.

И.В. Одоевцева. На берегах Невы.

1.

18./03.

80./5.

Зачем человеку писать воспоминания?

А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок);

1.

01./04.

81./6.

В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина;

1.

06./04.

82./7.

А.С. Пушкин. Царское Село.

1.

07./04.

83./8.

М.М. Пришвин. Времена года;

1.

08./04.

84./9.

В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик;

В.Д. Берестов. Одуванчики.

1.

13./04.

85./10.

Кто возвращается в детство?

М.И. Цветаева. Курлык;

1.

14./04.

86./11.

Кто возвращается в детство?

М.М. Пришвин. Дитя.

1.

15./04.

Раздел IV. Куда уходит детство?(16ч.)

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Познавательные УУД

Умение осуществлять логическое действие обобщение.

Умение устанавливать аналогии.

Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Умение строить простые рассуждения на основе подходящей информации (дедуктивное умозаключение)

Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.

Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений.

Умение определить общую цель и  пути её достижения.

 Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.

87./1.

Вводный урок.

Дети и взрослые.

1.

20.04

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких, в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа современного читателя».

Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе.

Подготовка сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями.

Ведение личного дневника, описание правил ведения.

Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению читательских пристрастий, интересов.

Сочинение-миниатюра на одну из тем «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?»

Сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я – читатель!».

Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству.

Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им создавать интересные образы детей, детства, детских  воспоминаний.

88./2.

Рождение новых образов детства.

Ю.Д. Левитанский.  Дети;

1.

21.04

89./3.

Рождение новых образов детства.

И. Бардин. Трудная пора.

1.

22.04

90./4.

Прелести детства.

М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут;

1.

27./04.

91./5.

Прелести детства.

С. Павлютина. Земляничный рай.

1.

28./04.

92./6.

Романтика детства.

В.П. Крапивин. Серая мгла редела…

1.

29./04.

93./7.

Романтика детства.

В.П. Крапивин. Серая мгла редела…

1.

04./05.

94./8.

Куда уходит детство?

Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать…

1.

05./05.

95./9.

Итоговая работа по чтению.

1.

06./05.

96./10.

Итоговая творческая работа

1.

11./05.

97./11.

Анализ и обсуждение итоговых работ.

У – с.179-180

1.

12./05.

98./12

Закрепление изученного материала.

1.

13./05.

99./13.

Закрепление изученного материала.

1.

18./05.

100./14.

Закрепление изученного материала.

1.

19./05.

101./15.

Закрепление изученного материала.

1.

20./05.

102./16

Закрепление изученного материала.

1.

25./05.

        

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса

составлено на основе типовой программы РО  (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

и авторской программы Е.И. Матвеевой.

Количество учебных часов по программе в 4 классе  -  102 ,
количество учебных     часов в неделю -   3
 .

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Характеристика учебной деятельности

Примечание

план

факт

Книга первая «Детства чудная страна

Раздел I. Когда сбываются мечты… (14ч.)

1./1.

Вводный урок.

 Детские мечты…

 Как о них рассказать?

Б. Заходер.  Считалия.

У – с.3-7

1.

Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами её раскрытия в разных жанрах.

Поиск ответов на вопросы в тексте прои

зведения.

Парная и групповая работа по созданию образа страны детства.

Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.

Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.

 Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений.

Работа с разными информационными источниками.

Членение текста на микротемы, составление плана.

Иллюстрирование произведений о детстве.

Презентация работ.

Подготовка портфолио.

Драматизация произведений.

Сочинение небольшого рассказа на тему «Моя страна детства».

Сочинение миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…»

Тема мечты в произведениях разных авторов.

Реализация авторского замысла в художественных образах детства.

 Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе.

Творчество ребенка, создающего свою страну детства.

Образы любопытства, любознательности, фантазии, «Вообразилии» в стихах для детей

. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.

2./2.

«Приметы детства».

О.О. Дриз. Семицветная страна;

Ю.П. Мориц. Это очень интересно;

А. Мелякова. Мои мечты.

У – с.7-10

Т -  №2

1.

3./3.

«Приметы детства».

О.О. Дриз. Семицветная страна;

Ю.П. Мориц. Это очень интересно;

А. Мелякова. Мои мечты.

У – с.7-10

Т -  №2

1.

4./4.

Зачем и для кого

 В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке?

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

У – с.10-22

1.

5./5.

Зачем и для кого

 В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке?

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

У – с.10-22

1.

6./6.

О чём в детстве мечтали взрослые?

В.Д. Берестов. Исполнение желаний.

У – с.22-23

1.

7./7.

Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка.

В. Иванова. Трудный случай.

У – с.24-30

1.

8./8.

Если бы… Пора, когда возможным становится всё…Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора.

У.Д. Смит. Слон;

Шэл Силверстейн. Если я был бы;

У – с.30-32

1.

9./9.

Если бы… Пора, когда возможным становится всё…Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора.

У.Д. Смит. Слон;

Шэл Силверстейн. Если я был бы;

У – с.30-32

1.

10./10.

Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране.

С. Чёрный. Невероятная история;

 М. Агафонова. Хорошо быть маленьким;

М.И. Цветаева. Мирок.

У – с.32-42

Т - №3; №4

1.

11./11.

Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране.

С. Чёрный. Невероятная история;

 М. Агафонова. Хорошо быть маленьким;

М.И. Цветаева. Мирок.

У – с.32-42

Т - №3; №4

1.

12./12.

Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества.

А.С. Пушкин. Осень.

У – с.43-45

Т - №5, №6

1.

13./13.

Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества.

А.С. Пушкин. Осень.

У – с.43-45

Т - №5, №6

1.

14./14.

Урок-рефлексия.

Чтение творческих работ. Обсуждение и анализ сочинений.

У – с.46-56 (раздел «Читай, удивляйся, размышляй!»)

Т - №7

1.

 

Раздел II. Детские пристрастия. (14ч.)

15./1.

Вводный урок.

В чём заключаются секреты детства?

У – с.58-59

МП – с.82-83

1.

Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа увлечений».

Наблюдение за разными авторскими произведениями и приёмами.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.

Определение критериев чтения.

Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.

 Сопоставление повествовательного и стихотворных произведений, грустного и весёлого текстов.

Иллюстрирование произведений о детстве.

Презентация работ.

Сочинение-миниатюра «Кто такие дети?».

Сочинение на одну из тем: «Райский денёк», «Райское местечко».

Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов.

Разные способы представления этих пристрастий.

Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы.

Тема утверждения своего «я» героем литературных произведений.

Тема «рая» в понимании детей  и авторов, рассказывающих о нем.  

Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера.

Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.

16./2.

Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении.

Н.С. Гумилёв. Детство.

У – с.59-61

1.

17./3.

Автор размышляет о детстве.

В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю.

У – с.61-65

Т - №9

1.

18./4.

Автор размышляет о детстве.

В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю.

У – с.61-65

Т - №9

1.

19./5.

Внутренний мир героя…

Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…;

А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий.

У – с.65-79

1.

20./6.

Внутренний мир героя…

Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…;

А.А. Лиханов. Магазин ненаглядных пособий.

У – с.65-79

1.

21./7.

Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах?

В.Д. Берестов. Деньги в детстве;

А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль.

У – с.79-93

Т - №10

1.

22./8.

Волнующая тема. Зачем детям знать о деньгах?

В.Д. Берестов. Деньги в детстве;

А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль.

У – с.79-93

Т - №10

1.

23./9.

Весёлое и грустное в детстве…

В. Шульжик. Грустный клоун;

С. Чёрный. Счастливый карп.

У – с.93-104

Т - №11

1.

24./10.

Весёлое и грустное в детстве…

В. Шульжик. Грустный клоун;

С. Чёрный. Счастливый карп.

У – с.93-104

Т - №11

1.

25./11.

Весёлое и грустное в детстве…

В. Шульжик. Грустный клоун;

С. Чёрный. Счастливый карп.

У – с.93-104

Т - №11

1.

26./12.

«Момент высшей радости».

С. Чёрный. В раю.

У – с.104-106

1.

27./13.

Урок-рефлексия.

 Беседа (конференция) по произведениям учебника       (раздел II)

У – с.57-106

Т - №13

МП – с.104

1.

28./14.

Урок-рефлексия.

 Беседа (конференция) по произведениям учебника       (раздел II)

У – с.57-106

Т - №13

МП – с.104

1.

        

Раздел III. Штрихи к портрету. (11ч.)

29./1.

Вводный урок.

Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ.

У – с.108-109

1.

Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира.

Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей.

Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием.

Определение критериев чтения.

Сравнительный анализ текстов о разных персонажах.

Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и весёлого текстов.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

Создание портрета (словесного и нарисованного).

Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».

Сочинение на одну из тем: «Мой портрет», «Незабываемый портрет».

Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переж

иваний нежной детской души.

Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте.

Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета.

Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.

30./2.

Чем впечатляет портрет детского поэта?

О.О. Дриз. Мой портрет.

У – с.109-111

Т - №15

1.

31./3.

Литературный автопортрет.

А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…;

С. Чёрный. Детям.

У – с.111-114

Т - №16

1.

32./4.

Литературный автопортрет.

А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…;

С. Чёрный. Детям.

У – с.111-114

Т - №16

1.

33./5.

Портреты героев в рассказе.

А.П. Чехов. Детвора.

У – с.115-123

Т - №17

1.

34./6.

Что есть красота?

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

У – с.123-125

1.

35./7.

Сцены из детской жизни.

С. Чёрный. Приготовишка;

М.Я. Бородицкая. Первоклассник;

М.И. Цветаева. Наши царства;

Л.Н. Толстой. Ивины.

У – с.125-139

1.

36./8.

Сцены из детской жизни.

С. Чёрный. Приготовишка;

М.Я. Бородицкая. Первоклассник;

М.И. Цветаева. Наши царства;

Л.Н. Толстой. Ивины.

У – с.125-139

1.

37./9.

Сцены из детской жизни.

С. Чёрный. Приготовишка;

М.Я. Бородицкая. Первоклассник;

М.И. Цветаева. Наши царства;

Л.Н. Толстой. Ивины.

У – с.125-139

1.

38./10.

Образ необычного рая.

Б.Ш. Окуджава. Рай.

У – с.139-140

1.

39./11.

Урок-рефлексия. 

Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради (Т - №19).

1.

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье.(11ч.)

40./1.

Вводный урок.

Выступления учеников с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение презентации.

У – с.142-143

1.

Наблюдение за темой  храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа храма науки», его описания.

Наблюдения за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой.

 Читательские интересы авторов. Пушкин и его книжные пристрастия.

Творческая работа: сочинение-презентация любимой книги.

Творческая работа: сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).

41./2.

Встреча с книгой.

В.А. Лалетина.  Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…;

М.И. Цветаева. В субботу.

У – с.143-145

1.

42./3.

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства».

У. Эко. Имя Розы;

В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека…

У – с.145-152

1.

43./4.

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства».

У. Эко. Имя Розы;

В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека…

У – с.145-152

1.

44./5.

Детские читательские пристрастия.

А.А. Лиханов. Детская библиотека;

А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»;

М.Я. Басина. В садах Лицея».

У – с.152-165

1.

45./6.

Детские читательские пристрастия.

А.А. Лиханов. Детская библиотека;

А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»;

М.Я. Басина. В садах Лицея».

У – с.152-165

1.

46./7.

Детские читательские пристрастия.

А.А. Лиханов. Детская библиотека;

А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе»;

М.Я. Басина. В садах Лицея».

У – с.152-165

1.

47./8.

Урок-рефлексия.

Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!». Чтение и обсуждение сочинений.

У – с.166-174

Т - №23

1.

48./9.

Урок-рефлексия.

Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!». Чтение и обсуждение сочинений.

У – с.166-174

Т - №23

1.

49./10.

Итоговая поверочная работа №1 по первой части учебника

Т - №24

1.

50./11.

Итоговая творческая работа

Т - №25

1.

Книга вторая «Все мы – родом из детства»

Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики (14ч.)

51./1.

Вводный урок.

Подготовка к путешествию.

У – с.3-4

1.

Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа истинного героя», его описания.

Наблюдение за разными авторскими  описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных).

Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием.

Определение критериев чтения.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей.

Сопоставление повествовательного и драматического произведений.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении.

Работа с разными информационными источниками.

Работа в библиотеке.

Создание портрета (словесного и нарисованного).

Презентация работ.

Подготовка портфолио.

Драматизация произведений.

Написание сочинения  на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге.

Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху.

Сочинение фантазия «Я-…» (в жанре представления себя каким-либо персонажем).

Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история».

Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.

52./2.

Путешествие.

Ю.Д. Левитанский. Кораблик;

Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик;

Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик.

У – с.6-18

1.

53./3.

Путешествие.

Ю.Д. Левитанский. Кораблик;

Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик;

Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик.

У – с.6-18

1.

54./4.

Истинные и ложные герои.

Н.С. Гумилёв. Капитаны;

Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася;

В.А. Бахревский. Светлячок.

У – с.18-32

Т - №2

1.

55./5.

Истинные и ложные герои.

Н.С. Гумилёв. Капитаны;

Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася;

В.А. Бахревский. Светлячок.

У – с.18-32

Т - №2

1.

56./6.

Любимые места.

М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»;

М.И. Цветаева. Мама на даче.

У – с.32-35

Т - №3

1.

57./7.

Любимые места.

М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»;

М.И. Цветаева. Мама на даче.

У – с.32-35

Т - №3

1.

58./8.

Игры, которые становятся жизнью…

А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв;

Б.В.Заходер. Неужто  вы могли забыть?

У – с.35-51

Т - №4, 6

1.

59./9.

Игры, которые становятся жизнью…

А.Т. Аверченко. Предводитель Лохмачёв;

Б.В.Заходер. Неужто  вы могли забыть?

У – с.35-51

Т - №4, 6

1.

60./10.

Давайте поиграем в рыцарство!

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

У – с.51-63

Т - №7

1.

61./11.

Давайте поиграем в рыцарство!

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

У – с.51-63

Т - №7

1.

62./12.

Давайте поиграем в рыцарство!

В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

У – с.51-63

Т - №7

1.

63./13.

Урок-рефлексия.

Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради

1.

64./14.

Чтение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!»

У – с.64-82

Т - №9

1.

Раздел II. Уроки детства. (11ч.)

65./1.

Художественные произведения, в которых авторы специально описывают событие, где герой входит в противоречие с другими героями или с самим собой.

у – с.84-85

1.

Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания.

Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей в произведениях (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных).

Выразительное чтение описаний поступков персонажей с последующим оцениванием.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей.

Сопоставление повествовательного и драматического произведений.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа. Моделирование жанра отзыва.

Сочинение отзыва о произведении, книге, спектакле.

Презентация работ.

Сочинение-воспоминание (в жанре письма близкому другу) на одну из тем: «Я- провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я знаю как надо поступать…».

Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором».

Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой.

«Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни».

66./2.

 Счастливое воспоминание о школе.

Лирическое стихотворение А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…»

У – с.86-88

1.

67./3.

Смелость детских поступков.

Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец».

У – с.88-89

1.

68./4.

Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка?

Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

У – с.89-107

1.

69./5.

Чему научил зимний дуб взрослого и ребёнка?

Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

У – с.89-107

1.

70./6.

Почему человек и дерево – родственные души?

А.А. Фет. Одинокий дуб.

у – с.107-109

1.

71./7.

Зачем ребёнку дарят неразменный рубль?

Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

У – с.109-128

Т - №11

1.

72./8.

Зачем ребёнку дарят неразменный рубль?

Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

У – с.109-128

Т - №11

1.

73./9.

Зачем ребёнку дарят неразменный рубль?

Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

У – с.109-128

Т - №11

1.

74./10.

Тепло дерева – тепло человеческого сердца…

Как его ощутить?

А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…;

В.Д. Берестов. Сердцевина.

У – с.128-130

1.

75./11.

Тепло дерева – тепло человеческого сердца…

Как его ощутить?

А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…;

В.Д. Берестов. Сердцевина.

У – с.128-130

1.

Раздел III. «Микрогеография» детства. (11ч.)

76./1.

Вводный урок.

Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке;

В.Д. Берестов. Новая песенка.

У – с.133-136

1.

Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация  произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа памяти о детстве».

Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке.

Выразительное чтение воспоминаний.

Ведение личного дневника, описание правил ведения.

Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях.

Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства.

Сочинение-миниатюра о детстве.

Моделирование жанра эссе.

Презентация работ.

Редактирование.

Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».

Сочинение – ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М.М.Пришвина «Дитя».

Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.

77./2.

 Переживания детства. Самые яркие впечатения ребёнка.

В.А. Бахревский. Бабочка;

К.Д. Бальмонт. Бабочка;
В.В. Набоков. Ночные бабочки.

У – с.136-142

Т - №15

1.

78./3.

 Переживания детства. Самые яркие впечатения ребёнка.

В.А. Бахревский. Бабочка;

К.Д. Бальмонт. Бабочка;
В.В. Набоков. Ночные бабочки.

У – с.136-142

Т - №15

1.

79./4.

Воспоминания поэта о детстве.

И.В. Одоевцева. На берегах Невы.

У – с.142-148

1.

80./5.

Зачем человеку писать воспоминания?

А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок);

В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина;

А.С. Пушкин. Царское Село.

У – с.149-163

1.

81./6.

Зачем человеку писать воспоминания?

А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок);

В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина;

А.С. Пушкин. Царское Село.

У – с.149-163

1.

82./7.

Зачем человеку писать воспоминания?

А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок);

В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина;

А.С. Пушкин. Царское Село.

У – с.149-163

1.

83./8.

Дневниковые записи – память о прошлом.

М.М. Пришвин. Времена года;

В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик;

В.Д. Берестов. Одуванчики.

У –  с.163-167

1.

84./9.

Дневниковые записи – память о прошлом.

М.М. Пришвин. Времена года;

В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик;

В.Д. Берестов. Одуванчики.

У –  с.163-167

1.

85./10.

Кто возвращается в детство?

М.И. Цветаева. Курлык;

М.М. Пришвин. Дитя.

У – с.167-168

Т - №16

1.

86./11.

Кто возвращается в детство?

М.И. Цветаева. Курлык;

М.М. Пришвин. Дитя.

У – с.167-168

Т - №16

1.

Раздел IV. Куда уходит детство?

87./1.

Вводный урок.

Дети и взрослые.

У – с.170-171

1.

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких, в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

Анализ и интерпретация произведений.

Парная и групповая работа по созданию «образа современного читателя».

Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе.

Подготовка сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями.

Ведение личного дневника, описание правил ведения. Парная, групповая, индивидуальная работа по выявлению читательских пристрастий, интересов.

Сочинение-миниатюра на одну из тем «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?»

Сочинение-рассуждение (для конкретного адресата) «Я – читатель!».

Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им создавать интересные образы детей, детства, детских  воспоминаний.

88./2.

Рождение новых образов детства.

Ю.Д. Левитанский.  Дети;

И. Бардин. Трудная пора.

У – с.171-174

1.

89./3.

Рождение новых образов детства.

Ю.Д. Левитанский.  Дети;

И. Бардин. Трудная пора.

У – с.171-174

1.

90./4.

Прелести детства.

М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут;

 С. Павлютина. Земляничный рай.

У – с.174-177

1.

91./5.

Прелести детства.

М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут;

 С. Павлютина. Земляничный рай.

У – с.174-177

1.

92./6.

Романтика детства.

В.П. Крапивин. Серая мгла редела…

У – с.177

1.

93./7.

Романтика детства.

В.П. Крапивин. Серая мгла редела…

У – с.177

94./8.

Урок-рефлексия.

Куда уходит детство?

Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать…

1.

95./9.

Итоговая работа по чтению.

Т -  №17, с.57-60

1.

96./10.

Итоговая творческая работа

У – с.178

Т- №18, с.60-61

1.

97./11.

Анализ и обсуждение итоговых работ.

У – с.179-180

1.

98./12

Закрепление изученного материала.

1.

99./13.

Закрепление изученного материала.

1.

100./14.

Закрепление изученного материала.

1.

101./15.

Закрепление изученного материала.

1.

102./16

Закрепление изученного материала.

1.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...