Конспект урока с теоретическим обоснованием для 1 класса . УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ладилина Мария Валерьевна

Проект урока обучения грамоте (чтение) на тему "ЗВУК Ы , БУКВА ы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородский институт развития образования

Кафедра начального образования

Курсы «Психодидактические основы начального образования в условиях внедрения ФГОС»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПРОЕКТ УРОКА

Обучение грамоте (чтение)

на тему

«Звук [  ы], буква ы»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7

г. Богородска

Ладилина М.В.

2012год

Диагностика уровня развития и  обученности детей.

   В 1 «г» классе учится 23 человека, из них 12 мальчиков и 11 девочек.Класс неоднороден по своему составу : дети 2005 , 2006 года рождения. Дети обучаются по УМК «Перспективная начальная школа».

   Для составления психолого-педагогической характеристики класса нами была проведена диагностика уровня развития и обученности, а также обучаемости учащихся класса.

   С помощью метода наблюдения  и методики Т.А. Нежновой (описание в приложении №  )  была изучена степень сформированности внутренней позиции школьника (мотивационный компонент). В результате данных исследований нами были выделены следующие группы учащихся :

  • Школьник- 22 чел.
  • Школьник –дошкольник-1 чел.

   С помощью методики Лускановой нами был изучен также уровень развития мотивации у учащихся . Были выделены следующие группы учащихся:

  • Дети с высоким уровнем развития школьной мотивации и учебной активности- 13чел.
  • Дети со средним уровнем развития школьной мотивации-9чел.
  • Дети с положительным отношением к школе , которых больше привлекает внеучебная  деятельность-1 чел.
  • Дети с низким уровнем развития школьной мотивации-0чел.

Результаты исследования приведены в таблице № 1.

ТАБЛИЦА 1.

Распределение учащихся по уровню развития мотивации.

уровень

высокий

Средний

Положит. отношение

низкий

Количество учащихся в  %

57 %

39%

4%

__

   С помощью метода наблюдения, а также методики У.В.Ульенковой нами был изучен уровень сформированности саморегуляции (принятие и удержание учебной задачи, самооценка и самоконтроль). В результате были выделены следующие группы учащихся:

  • Принял -9чел.(39%)
  • Удержал-2 чел.(8%)
  • Частично принял, частично удержал-12чел.(53%)

Самооценка и самоконтроль:

  • Завышенная-15 чел.(65%)
  • Адекватная-6чел.(27%)
  • Заниженная-2чел.(8%)
  • Не сформирована-0чел.

   Нами были исследованы  также и внутренние психические процессы , характеризующие интеллектуальное развитие учащихся.

   Для диагностики уровня развития  внимания  учащихся нами были использованы следующие методики : графический диктант. В результате исследования нами были выделены следующие группы учащихся:

  • Дети с высоким уровнем развития внимания . Для них характерно длительное сохранение интенсивного внимания (устойчивость), они хорошо умеют распределять внимание, переключать его. У них хороший объем внимания.- 7 чел.
  • Дети со средним уровнем развития внимания . Для них характерно мене устойчивое внимание , чем у детей предыдущей группы. Это связано с тем, что дети данной группы не так хорошо владеют приемами переключения , распределения внимания, объем их внимания меньше-10 чел.
  • Дети с низким уровнем развития внимания . Для них характерно неустойчивое внимание, преобладает непроизвольное внимание. Не умеют распределять внимание, долго переключаются с одного объекта на другой-6 чел.

Результаты исследований приведены в таблице № 2.

Таблица 2.

Распределение учащихся по уровню развития внимания.

Уровень

высокий

средний

низкий

Количество учащихся в %

30%

43%

27%

   Данные , полученные нами в результате исследования внимания учащихся , совпадают в целом с результатами исследований уровня волевого развития учащихся, их саморегуляции.

   Для диагностики уровня  развития восприятия нами была использована методика «Перепутанные фигуры». В результате нами были выделены 2 группы учащихся:

  • Дети , для которых  характерно осмысленность, целостность восприятия (высокий уровень)-8 чел.
  • Дети , для которых характерно осмысленность восприятия, но недостаточный уровень целостности(средний уровень)-15чел.

Результаты исследований приведены в таблице № 3.

Таблица 3.

Распределение учащихся по уровню развития восприятия

уровень

высокий

средний

Количество учащихся в %

35%

65%

   Для диагностики развития памяти  нами были использованы методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности. В результате данных исследований были выделены следующие группы учащихся:

  • Дети , уровень развития памяти (по объему) которых выше возрастной нормы(высокий)- 2 чел.
  • Дети чей уровень развития памяти соответствует возрастной норме(средний)- 17 чел.
  • Дети , чей уровень памяти ниже возрастной нормы(низкий)-4 чел.

Результаты исследований приведены в таблице № 4.

Таблица 4.

Распределение учащихся по уровню развития объема памяти.

уровень

высокий

средний

низкий

Количество учащихся в %

8 %

69%

23 %

   В целом для детей класса характерна более развитая непроизвольная память. Словесно-логическая память учащихся развита лучше, чем механическая. Можно отметить небольшое преимущество развития зрительной памяти над слуховой.

   Для диагностики актуального вида мышления  нами было использовано наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности. В результате исследований были выделены следующие группы учащихся :

  • Дети, для которых актуальным видом мышления является словесно-логическое. (5 чел.)
  • Дети, для которых актуальным видом мышления является словесно-образное. (10 чел.)
  • Дети, для которых актуальным видом мышления является практически =действенное.(8 чел).

Результаты исследований  приведены в таблице № 5.

Таблица 5.

Распределение учащихся по виду актуального мышления.

Уровень

Словесно-логич.

Наглядно-образ.

Практически-действенн.

Количество учащихся в %

22%

43%

35%

   Кроме того, на учебном материале нами были изучены особенности развития мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Были выделены следующие группы учащихся:

  • Дети с высоким уровнем развития мыслительных операций (5чел.)
  • Дети со средний уровнем развития мыслительных операций (11 чел.)
  • Дети со слабым уровнем развития мыслительных операций (7 чел.)

Результаты исследований приведены в таблице № 6.

Таблица 6.

Распределение учащихся по уровню развития мыслительных операций.

уровень

высокий

средний

Низкий

Количество учащихся в %

22%

48%

30%

  Для диагностики уровня развития воображения учащихся нами было использовано задание № 3 теста П. Торренса. В результате исследований были выделены следующие группы учащихся:

  • Дети с высоким уровнем развития воображения. Для них характерны беглость выполнения задания, гибкость мышления при выполнении задания, оригинальность (2 чел.)
  • Дети со средним уровнем развития воображения. Для них характерны беглость выполнения задания, но недостаточная гибкость.(15 чел.)
  • Дети со слабым уровнем развития воображения. Для них характерна инертность при выполнении задания, маленький объем выполненной работы.(6чел)

Результаты исследований приведены в таблице № 7.

Таблица 7.

Распределение учащихся по уровню развития воображения.

Уровень

высокий

средний

Низкий

Количество учащихся в %

8%

65%

27%

 Для  изучения СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ в классе нами был использован метод «Социометрия». В результате исследований было выявлено, что в классе 46% детей находятся в круге лидеров и предпочитаемых, что говорит о недостаточно  благоприятной для общения обстановке.

АНОТАЦИЯ.

   Данный урок стоит 19 в разделе тематического планирования (основной звукобуквенный период). Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы различные методы обучения:работа в парах, фронтальная работа. В основу урока положено формирование УУД :личностных , познавательных, логических, коммуникативных.

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

ОПИСАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

   Учащиеся знают и умеют конструировать печатные буквы, конструировать и составлять схемы предложений, умеют произносить звуки в заданной последовательности, умеют выделять новый звук в слове среди других звуков, знают правила обращения с книгой, умеют воспроизводить сказку по иллюстрациям., умеют работать в парах, умеют слушать учителя., умеют воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст.

Цели рока: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком –ы—ротораскрывателем.

Задачи урока:

  1. ОБУЧАЮЩАЯ: познакомить с гласным звуком –ы—ртораскрывателем.; учитьакцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов.; формировать умение восприниматьна слухи образно представлять стихотворный текст.
  2. РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;развивать внимание и логическое мышление.
  3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать чувство взаимопомощи, ; воспитывать культуру учебного труда, ; воспитывать аккуратность, стремление к здоровому образу жизни.

Средства, необходимые для проведения урока:

  • Шаблоны-элементы печатных букв.
  • Проектор,экран.
  • Карточки с заданием.
  • Тетрадь
  • Рисунок большого улыбающегося солнышка
  • Презентация.
  • Макеты денег.

Планируемые результаты:

  1. Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.
  2. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения , исправления в свою работу, если она расходится с эталоном(образцом).
  3. Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
  4. Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  5. Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком, ; различать звук –Ы- и букву «Ы».

КОНСПЕКТ УРОКА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ

Этап, время

Конспект урока

Теоретическое обоснование

УУД

1.Орг. момент

2.Сообщение темы урока

3. Физ. минутка

4.Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.(учебник с.20)

5. Физ. минутка

6.Анализ и конструирование малой печат-ной буквы ы.

7. Формулирование правила

8. Занимательные задания.

8. Итог урока. Рефлек-сия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас у нас урок обучения грамоте(чтение). --Сегодня у нас в гостях солнышко. (рисунок улыбающегося солнышка на доске).

-Ребята , оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу, улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу- откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу:

«Я хочу много знать!».

-Ну, а я желаю вам успехов!

-Ставим ушки на макушки , слушаем внимательно.

Ни минуты не теряем и друг друг помогаем!

-Кого вы видите на экране? ( кота Матроскина)(ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 1)

-Верно, Сегодня на уроке мы будем помогать коту покупать корову.

-Рассмотрев рисунок на экране и найдя одинаковый звук во всех словах, мы узнаем тему сегодняшнего урока и поможем Матроскину собрать 5 тысяч рублей.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 2)

РЫБА СЫР НОЖНИЦЫ МЫШЬ.

(Дети отвечают –Ы-).

-Верно, молодцы! Значит сегодня на уроке мы будем анализировать слова со звуком _Ы_.

-Назвав как можно больше слов со звуком –ы-, ВЫ поможете собрать Матроскину еще 5 тысяч рублей!(называют слова)

-А теперь назовите слова со звуком ы в конце слова.(называют)

-Есть слова , которые начинаются на звук –ы-? (нет)

-Верно! Показываю ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД 3.

Мы услыхали от совы ,

Что нету слов на букву Ы.

Е.Благинина

-Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И тихонечко уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем.

Открываем , поморгаем

И работать продолжаем.

(учитель показывает движения)

Работа с учебником.

-В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который вместе с котом Матроскиным просят вас произнести звук –Ы, дать характеристику этому звуку _и заработать еще 5 тысяч рублей на покупку коровы.(учащиеся произносят звук)

-Обратите внимание на форму открытого рта. Звук –ы- можно пропеть и ветерок(воздух), выходя при этом изо рта , незаметен.

-Давайте проверим это с помощью листа бумаги , поднесенного ко рту.(проверяют).

=значит , звук –ы – какой ? (гласный), почему?(ТЯНЕТСЯ , ПОЕТСЯ)

-Молодцы!

-Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто нарисован на первой картинке? (мышь)

-как вы думаете, к какой группе животных относится мышь? Объясните, что обозначает это слово.(ответы детей).

-Верно, МЫШЬ- небольшой грызун, серого цвета с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.

-Произнесите слово «мышь» медленно, интонируя каждый звук и соотнося со схемами.

-произнесите слово с выделением(пропеванием) только гласного звука –ы-.(Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов БЫК и ДЫНЯ). Презентация(слайды 4,5).

Работа в тетрадях.

-Помогите Матроскину составить предложения со словом МЫШЬ и записать к ним схемы . ( 1 у доски)

(например,

В НОРКЕ ЖИВЕТ СЕРАЯ МЫШЬ.

-ОБОЗНАЧЬТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ  розовым прямоугольником, слова-признаки-желтым, а слова – действия – голубым.

-Жили – были прыгуны.

-Мы допрыгнем до луны!

Ввысь их вышвырнул батут.

-Где вы, прыгуны?

-Мы тут!

  • Закрыть глаза , улыбнуться и тихонько так посидеть.
  • Открыли глаза, продолжаем работать.

Учитель просит рассмотреть образец малой печатной буквы «ы».

-Из каких элементов шаблонов она состоит?

Составляют букву их шаблонов, один из учащихся на магнитной доске.

Буква «ы» обозначает гласный звук –ы-.

1.Игра « Сквозная буква»

-сыграв сейчас в эту игру, мы тем самым поможем Матроскину заработать еще 5 тысяч рублей на приобретение коровы.  

(С последних парт дети по одной букве вставляют в каждое слово. Слова в рядах одинаковые.)

СЛОВА: р.бак, мал.ши,м.ыло,д.ра,п.ль, с.р,р.сь,в.зов.

(подведение итогов . чей ряд справился быстрее и правильнее)

-Молодцы!

2.

Итак, мы помогли коту купить корову. А вы помните , кто появился у коровы? (теленок).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ . Слайд 6.

-С какой буквой познакомились?(ы)

-Какой звук она обозначает?(гласный)

-Почему? (тянется, поется….)

-А теперь покажем наше настроение на кошачьих мордочках, после чего привесим их к Матроскину

-Взяли красный карандаш:

Если хорошее- улыбка.

Если нет никаких эмоций – ровная палочка.

Если плохое-палочка  с наклоном.

-Хочу похвалить следующих учащихся……. Спасибо за работу. Урок окончен.

Положительный психологичес-кий настрой на урок.

Воспитание здорового образа жизни.

Учащиеся заинтересовываются в дальнейшей работе,(познавательная мотивация). Развитие умственных операций.

Восстановление энергетических сил.

Воспитание здорового образа жизни.

Использование занимательных приемов с целью активации внимания детей.(дети с интересом выслушивают стихотворение, выполняют упражнения для разминки)

Фронтальная работа. Вопросо-ответная беседа. Вопросы направлены на осознание материала. Развитие умственных способностей через анализ и синтез.

Дети учатся применять знания., умения и навыки.

Дети работают с доской.

Воспитание здорового образа жизни.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Развитие умственных  способностей.

Работа в группах.

Развитие умственных операций.

Рефлексия.Развитие самоанализа .

Личностные УУД,(самоопределение), создание ситуации успеха.

Личностные УУД( позволяют сделать обучение осмысленным)

Регулятивные УУД (целеполагание)

Коммуникативные УУД (отвечают на вопрос, слушают друг друга)

-Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней)

-Коммуникативные УУД (речевая коммуникация). Общеучебные: построение речевого высказывания.

Предметные УУД (различают звук –ы- и букву «Ы»)

Познавательные УУД (анализ объектов)

Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество)

Общеучебные ( выделение главной и второстепенной информации)

Познавательные УУД(Используют элементы-шаблоны для конструирования букв)

Коммуникативные УУД(обсуждают результаты конструирования букв)

Познавательные УУД(формулируют правило)

Познавательные УУД (составляют букву и анализируют)

Регулятивные УУД(алгоритм составления буквы, контроль-сравнивают с доской, проверяют работу товарища , который работал у доски, учатся проверять свою работу, сопоставлять с образцом,исправлять ответы)

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.(формулировка правила)

Регулятивные УУД(воспринимают оценку учителя)

Коммуникативные(об-мениваются мнениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...