Главные вкладки

    Конспект урока с теоретическим обоснованием для 1 класса . УМК "Гармония"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Проект урока обучения грамоте (чтение) на тему "ЗВУК Ы , БУКВА ы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx36.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нижегородский институт развития образования

    Кафедра начального образования

    Курсы «Психодидактические основы начального образования в условиях внедрения ФГОС»

    ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

    ПРОЕКТ УРОКА

    Обучение грамоте (чтение)

    на тему

    «Звук [  ы], буква ы»

    Выполнила учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 7

    г. Богородска

    Ладилина М.В.

    2012год

    Диагностика уровня развития и  обученности детей.

       В 1 «г» классе учится 23 человека, из них 12 мальчиков и 11 девочек.Класс неоднороден по своему составу : дети 2005 , 2006 года рождения. Дети обучаются по УМК «Перспективная начальная школа».

       Для составления психолого-педагогической характеристики класса нами была проведена диагностика уровня развития и обученности, а также обучаемости учащихся класса.

       С помощью метода наблюдения  и методики Т.А. Нежновой (описание в приложении №  )  была изучена степень сформированности внутренней позиции школьника (мотивационный компонент). В результате данных исследований нами были выделены следующие группы учащихся :

    • Школьник- 22 чел.
    • Школьник –дошкольник-1 чел.

       С помощью методики Лускановой нами был изучен также уровень развития мотивации у учащихся . Были выделены следующие группы учащихся:

    • Дети с высоким уровнем развития школьной мотивации и учебной активности- 13чел.
    • Дети со средним уровнем развития школьной мотивации-9чел.
    • Дети с положительным отношением к школе , которых больше привлекает внеучебная  деятельность-1 чел.
    • Дети с низким уровнем развития школьной мотивации-0чел.

    Результаты исследования приведены в таблице № 1.

    ТАБЛИЦА 1.

    Распределение учащихся по уровню развития мотивации.

    уровень

    высокий

    Средний

    Положит. отношение

    низкий

    Количество учащихся в  %

    57 %

    39%

    4%

    __

       С помощью метода наблюдения, а также методики У.В.Ульенковой нами был изучен уровень сформированности саморегуляции (принятие и удержание учебной задачи, самооценка и самоконтроль). В результате были выделены следующие группы учащихся:

    • Принял -9чел.(39%)
    • Удержал-2 чел.(8%)
    • Частично принял, частично удержал-12чел.(53%)

    Самооценка и самоконтроль:

    • Завышенная-15 чел.(65%)
    • Адекватная-6чел.(27%)
    • Заниженная-2чел.(8%)
    • Не сформирована-0чел.

       Нами были исследованы  также и внутренние психические процессы , характеризующие интеллектуальное развитие учащихся.

       Для диагностики уровня развития  внимания  учащихся нами были использованы следующие методики : графический диктант. В результате исследования нами были выделены следующие группы учащихся:

    • Дети с высоким уровнем развития внимания . Для них характерно длительное сохранение интенсивного внимания (устойчивость), они хорошо умеют распределять внимание, переключать его. У них хороший объем внимания.- 7 чел.
    • Дети со средним уровнем развития внимания . Для них характерно мене устойчивое внимание , чем у детей предыдущей группы. Это связано с тем, что дети данной группы не так хорошо владеют приемами переключения , распределения внимания, объем их внимания меньше-10 чел.
    • Дети с низким уровнем развития внимания . Для них характерно неустойчивое внимание, преобладает непроизвольное внимание. Не умеют распределять внимание, долго переключаются с одного объекта на другой-6 чел.

    Результаты исследований приведены в таблице № 2.

    Таблица 2.

    Распределение учащихся по уровню развития внимания.

    Уровень

    высокий

    средний

    низкий

    Количество учащихся в %

    30%

    43%

    27%

       Данные , полученные нами в результате исследования внимания учащихся , совпадают в целом с результатами исследований уровня волевого развития учащихся, их саморегуляции.

       Для диагностики уровня  развития восприятия нами была использована методика «Перепутанные фигуры». В результате нами были выделены 2 группы учащихся:

    • Дети , для которых  характерно осмысленность, целостность восприятия (высокий уровень)-8 чел.
    • Дети , для которых характерно осмысленность восприятия, но недостаточный уровень целостности(средний уровень)-15чел.

    Результаты исследований приведены в таблице № 3.

    Таблица 3.

    Распределение учащихся по уровню развития восприятия

    уровень

    высокий

    средний

    Количество учащихся в %

    35%

    65%

       Для диагностики развития памяти  нами были использованы методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности. В результате данных исследований были выделены следующие группы учащихся:

    • Дети , уровень развития памяти (по объему) которых выше возрастной нормы(высокий)- 2 чел.
    • Дети чей уровень развития памяти соответствует возрастной норме(средний)- 17 чел.
    • Дети , чей уровень памяти ниже возрастной нормы(низкий)-4 чел.

    Результаты исследований приведены в таблице № 4.

    Таблица 4.

    Распределение учащихся по уровню развития объема памяти.

    уровень

    высокий

    средний

    низкий

    Количество учащихся в %

    8 %

    69%

    23 %

       В целом для детей класса характерна более развитая непроизвольная память. Словесно-логическая память учащихся развита лучше, чем механическая. Можно отметить небольшое преимущество развития зрительной памяти над слуховой.

       Для диагностики актуального вида мышления  нами было использовано наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности. В результате исследований были выделены следующие группы учащихся :

    • Дети, для которых актуальным видом мышления является словесно-логическое. (5 чел.)
    • Дети, для которых актуальным видом мышления является словесно-образное. (10 чел.)
    • Дети, для которых актуальным видом мышления является практически =действенное.(8 чел).

    Результаты исследований  приведены в таблице № 5.

    Таблица 5.

    Распределение учащихся по виду актуального мышления.

    Уровень

    Словесно-логич.

    Наглядно-образ.

    Практически-действенн.

    Количество учащихся в %

    22%

    43%

    35%

       Кроме того, на учебном материале нами были изучены особенности развития мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Были выделены следующие группы учащихся:

    • Дети с высоким уровнем развития мыслительных операций (5чел.)
    • Дети со средний уровнем развития мыслительных операций (11 чел.)
    • Дети со слабым уровнем развития мыслительных операций (7 чел.)

    Результаты исследований приведены в таблице № 6.

    Таблица 6.

    Распределение учащихся по уровню развития мыслительных операций.

    уровень

    высокий

    средний

    Низкий

    Количество учащихся в %

    22%

    48%

    30%

      Для диагностики уровня развития воображения учащихся нами было использовано задание № 3 теста П. Торренса. В результате исследований были выделены следующие группы учащихся:

    • Дети с высоким уровнем развития воображения. Для них характерны беглость выполнения задания, гибкость мышления при выполнении задания, оригинальность (2 чел.)
    • Дети со средним уровнем развития воображения. Для них характерны беглость выполнения задания, но недостаточная гибкость.(15 чел.)
    • Дети со слабым уровнем развития воображения. Для них характерна инертность при выполнении задания, маленький объем выполненной работы.(6чел)

    Результаты исследований приведены в таблице № 7.

    Таблица 7.

    Распределение учащихся по уровню развития воображения.

    Уровень

    высокий

    средний

    Низкий

    Количество учащихся в %

    8%

    65%

    27%

     Для  изучения СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ в классе нами был использован метод «Социометрия». В результате исследований было выявлено, что в классе 46% детей находятся в круге лидеров и предпочитаемых, что говорит о недостаточно  благоприятной для общения обстановке.

    АНОТАЦИЯ.

       Данный урок стоит 19 в разделе тематического планирования (основной звукобуквенный период). Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы различные методы обучения:работа в парах, фронтальная работа. В основу урока положено формирование УУД :личностных , познавательных, логических, коммуникативных.

    ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

    ОПИСАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.

       Учащиеся знают и умеют конструировать печатные буквы, конструировать и составлять схемы предложений, умеют произносить звуки в заданной последовательности, умеют выделять новый звук в слове среди других звуков, знают правила обращения с книгой, умеют воспроизводить сказку по иллюстрациям., умеют работать в парах, умеют слушать учителя., умеют воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст.

    Цели рока: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком –ы—ротораскрывателем.

    Задачи урока:

    1. ОБУЧАЮЩАЯ: познакомить с гласным звуком –ы—ртораскрывателем.; учитьакцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов.; формировать умение восприниматьна слухи образно представлять стихотворный текст.
    2. РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;развивать внимание и логическое мышление.
    3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать чувство взаимопомощи, ; воспитывать культуру учебного труда, ; воспитывать аккуратность, стремление к здоровому образу жизни.

    Средства, необходимые для проведения урока:

    • Шаблоны-элементы печатных букв.
    • Проектор,экран.
    • Карточки с заданием.
    • Тетрадь
    • Рисунок большого улыбающегося солнышка
    • Презентация.
    • Макеты денег.

    Планируемые результаты:

    1. Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.
    2. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения , исправления в свою работу, если она расходится с эталоном(образцом).
    3. Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
    4. Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
    5. Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком, ; различать звук –Ы- и букву «Ы».

    КОНСПЕКТ УРОКА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ

    Этап, время

    Конспект урока

    Теоретическое обоснование

    УУД

    1.Орг. момент

    2.Сообщение темы урока

    3. Физ. минутка

    4.Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.(учебник с.20)

    5. Физ. минутка

    6.Анализ и конструирование малой печат-ной буквы ы.

    7. Формулирование правила

    8. Занимательные задания.

    8. Итог урока. Рефлек-сия

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас у нас урок обучения грамоте(чтение). --Сегодня у нас в гостях солнышко. (рисунок улыбающегося солнышка на доске).

    -Ребята , оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу, улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу- откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу:

    «Я хочу много знать!».

    -Ну, а я желаю вам успехов!

    -Ставим ушки на макушки , слушаем внимательно.

    Ни минуты не теряем и друг друг помогаем!

    -Кого вы видите на экране? ( кота Матроскина)(ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 1)

    -Верно, Сегодня на уроке мы будем помогать коту покупать корову.

    -Рассмотрев рисунок на экране и найдя одинаковый звук во всех словах, мы узнаем тему сегодняшнего урока и поможем Матроскину собрать 5 тысяч рублей.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 2)

    РЫБА СЫР НОЖНИЦЫ МЫШЬ.

    (Дети отвечают –Ы-).

    -Верно, молодцы! Значит сегодня на уроке мы будем анализировать слова со звуком _Ы_.

    -Назвав как можно больше слов со звуком –ы-, ВЫ поможете собрать Матроскину еще 5 тысяч рублей!(называют слова)

    -А теперь назовите слова со звуком ы в конце слова.(называют)

    -Есть слова , которые начинаются на звук –ы-? (нет)

    -Верно! Показываю ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД 3.

    Мы услыхали от совы ,

    Что нету слов на букву Ы.

    Е.Благинина

    -Вы, наверное, устали?

    Ну тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покружились, повертелись

    И тихонечко уселись.

    Глазки крепко закрываем

    Дружно до 5 считаем.

    Открываем , поморгаем

    И работать продолжаем.

    (учитель показывает движения)

    Работа с учебником.

    -В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который вместе с котом Матроскиным просят вас произнести звук –Ы, дать характеристику этому звуку _и заработать еще 5 тысяч рублей на покупку коровы.(учащиеся произносят звук)

    -Обратите внимание на форму открытого рта. Звук –ы- можно пропеть и ветерок(воздух), выходя при этом изо рта , незаметен.

    -Давайте проверим это с помощью листа бумаги , поднесенного ко рту.(проверяют).

    =значит , звук –ы – какой ? (гласный), почему?(ТЯНЕТСЯ , ПОЕТСЯ)

    -Молодцы!

    -Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто нарисован на первой картинке? (мышь)

    -как вы думаете, к какой группе животных относится мышь? Объясните, что обозначает это слово.(ответы детей).

    -Верно, МЫШЬ- небольшой грызун, серого цвета с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.

    -Произнесите слово «мышь» медленно, интонируя каждый звук и соотнося со схемами.

    -произнесите слово с выделением(пропеванием) только гласного звука –ы-.(Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов БЫК и ДЫНЯ). Презентация(слайды 4,5).

    Работа в тетрадях.

    -Помогите Матроскину составить предложения со словом МЫШЬ и записать к ним схемы . ( 1 у доски)

    (например,

    В НОРКЕ ЖИВЕТ СЕРАЯ МЫШЬ.

    -ОБОЗНАЧЬТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ  розовым прямоугольником, слова-признаки-желтым, а слова – действия – голубым.

    -Жили – были прыгуны.

    -Мы допрыгнем до луны!

    Ввысь их вышвырнул батут.

    -Где вы, прыгуны?

    -Мы тут!

    • Закрыть глаза , улыбнуться и тихонько так посидеть.
    • Открыли глаза, продолжаем работать.

    Учитель просит рассмотреть образец малой печатной буквы «ы».

    -Из каких элементов шаблонов она состоит?

    Составляют букву их шаблонов, один из учащихся на магнитной доске.

    Буква «ы» обозначает гласный звук –ы-.

    1.Игра « Сквозная буква»

    -сыграв сейчас в эту игру, мы тем самым поможем Матроскину заработать еще 5 тысяч рублей на приобретение коровы.  

    (С последних парт дети по одной букве вставляют в каждое слово. Слова в рядах одинаковые.)

    СЛОВА: р.бак, мал.ши,м.ыло,д.ра,п.ль, с.р,р.сь,в.зов.

    (подведение итогов . чей ряд справился быстрее и правильнее)

    -Молодцы!

    2.

    Итак, мы помогли коту купить корову. А вы помните , кто появился у коровы? (теленок).

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ . Слайд 6.

    -С какой буквой познакомились?(ы)

    -Какой звук она обозначает?(гласный)

    -Почему? (тянется, поется….)

    -А теперь покажем наше настроение на кошачьих мордочках, после чего привесим их к Матроскину

    -Взяли красный карандаш:

    Если хорошее- улыбка.

    Если нет никаких эмоций – ровная палочка.

    Если плохое-палочка  с наклоном.

    -Хочу похвалить следующих учащихся……. Спасибо за работу. Урок окончен.

    Положительный психологичес-кий настрой на урок.

    Воспитание здорового образа жизни.

    Учащиеся заинтересовываются в дальнейшей работе,(познавательная мотивация). Развитие умственных операций.

    Восстановление энергетических сил.

    Воспитание здорового образа жизни.

    Использование занимательных приемов с целью активации внимания детей.(дети с интересом выслушивают стихотворение, выполняют упражнения для разминки)

    Фронтальная работа. Вопросо-ответная беседа. Вопросы направлены на осознание материала. Развитие умственных способностей через анализ и синтез.

    Дети учатся применять знания., умения и навыки.

    Дети работают с доской.

    Воспитание здорового образа жизни.

    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

    Развитие умственных  способностей.

    Работа в группах.

    Развитие умственных операций.

    Рефлексия.Развитие самоанализа .

    Личностные УУД,(самоопределение), создание ситуации успеха.

    Личностные УУД( позволяют сделать обучение осмысленным)

    Регулятивные УУД (целеполагание)

    Коммуникативные УУД (отвечают на вопрос, слушают друг друга)

    -Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней)

    -Коммуникативные УУД (речевая коммуникация). Общеучебные: построение речевого высказывания.

    Предметные УУД (различают звук –ы- и букву «Ы»)

    Познавательные УУД (анализ объектов)

    Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество)

    Общеучебные ( выделение главной и второстепенной информации)

    Познавательные УУД(Используют элементы-шаблоны для конструирования букв)

    Коммуникативные УУД(обсуждают результаты конструирования букв)

    Познавательные УУД(формулируют правило)

    Познавательные УУД (составляют букву и анализируют)

    Регулятивные УУД(алгоритм составления буквы, контроль-сравнивают с доской, проверяют работу товарища , который работал у доски, учатся проверять свою работу, сопоставлять с образцом,исправлять ответы)

    Коммуникативные УУД.

    Познавательные УУД.(формулировка правила)

    Регулятивные УУД(воспринимают оценку учителя)

    Коммуникативные(об-мениваются мнениями)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

    Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: «Как из зерна получилась булка»

    Урок посвящен формированию уважительного отношения к хлебу....

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса тема "Дикие и домашние животные"

    Задачи урока: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; разви...

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии направленно для прочного усвоения учащимися растений леса, луга, поля...

    Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему "Игрушки для девочек и мальчиков"

    Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи:-формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;-развивать...

    Конспект урока (с мультимедийным приложением) для 1 класса. Предмет: обучение грамоте(чтение)

    Цель урока: -познакомить учащихся со звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и буквами Гг, Дд; научить различать звуки [г] и [г\'], [д] и [д\']; научить печатать буквы Гг, Дд; научить читать слова с буквами Г...

    Конспект урока по русскому языку для 1 класса Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

    Тип урока: комбинированный.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личнoстные:— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;— иметь представление о причинах ус...