Интегрированный урок по литературному чтению и Культуре России
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Урок разаработан для учащихся 2го класса по программе "Школа России". Тема - устное народное творчество; что такое фольклор?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx69.36 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литературное чтение + Культура России)

по теме: "Устное народное творчество. Что такое фольклор?»

2 класс (Школа России)

.

Цели: 

обобщить знания учащихся по теме «Устное народное творчество», расширять кругозор, отрабатывать технику чтения, применять на практике приобретённые знания по устному народному творчеству ; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству русского народа, умение слушать себя и других, чувство взаимопомощи, проверять и оценивать работу своих товарищей; развивать правильную речь, воображение, находчивость, смекалку, интерес к малым формам устного народного творчества.

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова и В.Г. Горецкий
  2. Карта путешествий по Фольклории.
  3. Путеводители по Фольклории.
  4. Жанры устного народного творчества, оформленные в виде цветка.
  5. Учебник «Культура в твоей жизни» 2 класс  Т.В. Рыжова
  6. Диск «Культура в твоей жизни» 2 класс

Учитель начальных классов МБОУ СШ №17 Киргизова В.В

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране с трудным и красивым названием Фольклория. Чтобы запомнить название страны, прочитайте его хором (название написано на доске).

- Откройте глаза. Вот мы перенеслись в Фольклорию. Но ведь это совсем незнакомая нам страна. Как вы думаете, что надо взять с собой, чтобы было легче ориентироваться в пути? (карту). Правильно, карту.

На доске открывается карта путешествия. Станции на карте закрыты. Открываются по мере их называния.

Загадки.

  1. Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

Скороговорки.

  1. Краб крабу сделал грабли.
  2. Во мраке раки шумят в драке.
  3. Иголка-иголка, ты остра и колка.

Сказки.

  1.  «Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею».
  2.  «Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега. Радивая пошла в воду и только ухватилась за дужку, как оступилась и угодила в глубокий омут».

Уч.- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество. Почему его так называют?

Дети-  Передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял ни один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить).

Уч.- Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество?

Дети-  фольклор.

Уч.-Открываем учебники «Культура в твоей жизни»  (с.4) начинаем читать по цепочке  «Что такое фольклор?»

Открывается середина ромашки на доске.

Уч.- Давайте обобщим. Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их. (По мере называния жанров, переворачиваются лепестки ромашки).

Уч.- Молодцы! вы назвали все жанры устного народного творчества и тем самым составили карту нашего путешествия.

C:\Users\qwerty\Pictures\Безымянный 1.png

Рисунок 1. Ромашка с жанрами фольклора.

3.Работа по теме урока.

Уч.- Первая остановка на нашем пути называется «Угадай-ка!» Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать.

       Открываем диск: Глава 5. Живое слово народа. Открыли «Задания» и действительно, начинаем отгадывать загадки. (Дети слушают загадки  и подставляют слово-отгадку. Если загадка отгадана правильно, можно слушать другую загадку. Если  ребёнок ошибся, то ему дается ещё раз подумать.)

Уч. - Мы осмотрели станцию «Угадай-ка!», справились с загадками и двигаемся дальше. На следующей станции под названием «Пословицы» вам придётся хорошенько подумать над трудными заданиями. Открываем «Задания» и начинаем собирать пословицы.

Уч. - Вы хорошо потрудились. Мы двигаемся дальше и попадаем на станцию «Потешки и прибаутки». Не зря нас на этой странице встречает сорока. Есть такой фразеологизм: «Трещит, как сорока». Объясните его смысл. (Очень быстро говорит). Вот и нам сейчас предстоит работать со скороговорками. Посмотрите на доску и прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстрее, а потом очень быстро. Приступайте к работе. (Дети читают скороговорки про себя. Проговаривают сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Задача состоит в том, чтобы одну и ту же скороговорку проговорить 3 раза). Кто готов? (Несколько учеников проговаривают скороговорку вслух).

Уч. - Молодцы, вы хорошо справились с сорочьим заданием. Попрощаемся с сорокой и двигаемся дальше в путь.

Уч. - Следующая станция называется «Песенная». Часть случается так, что люди не могут сказать открыто человеку о его недостатках, боясь его обидеть, или не могут вслух рассказать о своих мечтах, боясь быть осмеянными. Что делать? Люди нашли  выход. Они придумали весёлые куплеты, в которых можно всё рассказать. Называются эти куплеты…(частушки).

        Но мы на станции «Песенная» познакомимся с русскими народными песнями и колыбельными. «Русские народные песни».(Дети читают сначала про себя, а потом по цепочке.)

- Уч. Как в своих песнях народ называет березу и рябину? Почему?

-Чем отличаются русские народные песни от колыбельных?

- Кто может спеть колыбельную песенку?

-  Уч. следующая станция называется «Отдых». Отдыхать будем под музыку русской народной песни «Два весёлых гуся». (девочки проводят физминутку).

- Уч. Ну вот, вы немножко отдохнули, самое время двигаться дальше. Мы попадаем, пожалуй, на самую любимую всеми остановку «Сказочная». Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки. Сейчас каждый ряд снимет с дуба по два листочка и прочитает отрывок из сказки. Соседний ряд- должен отгадать, из какой данный отрывок. ( Читающий у доски читает способом «книга перед собой». Читающие на местах – стоя, способом «книга на столе»).

-Уч.  Ну, что же, сказки вы знаете. Пора двигаться дальше. Чтобы попасть на следующую станцию, надо ответить на вопрос: в каких ситуациях в давние времена детям рассказывали сказки? (Когда укладывали ребёнка спать; чтобы успокоить, когда плакал; когда ребёнок выполнял какую-нибудь работу руками и т.д.)

    -Уч. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите на нашу ромашку. О каком жанре устного народного творчества мы сегодня не говорили? (О небылицах). Вы дома сочиняли собственные небылицы. Давайте с ними познакомимся. (Несколько человек зачитывают сочинённые небылицы).

4.Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Фольклории. Пора возвращаться обратно. Закройте глаза. (Звучит музыка из мультфильма «Шёлковая кисточка»)

Мы вернулись обратно. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Какая станция вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"

Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” –  третий  урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.

Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры....

Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

Урок-путешествие в страну детства.Творчество А.Л. Барто. Интегрированный урок. (Музыка, литературное чтение)

Мы хотели расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто. Готовиться к этому уроку было интересно, как учителям, так и учащимся. Так же нашей задачей было обобщить знания детей полученные  за пол...

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...