рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Попова Татьяна Николаевна

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.A. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы» и  на основе требований основной образовательной программы начального общего образования  МБОУ «Каменно-Бродская ООШ»

Основная цель урока литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

•        обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

•        научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

•        систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

•        включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в проще учить работать в парах и группах;

•        формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

•        расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство» соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее о условия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст,

 понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.)  воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1.        Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявления точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2.        Система работы над навыками чтения.

3.        Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения

4.        Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5.        Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе следующие:

1.        Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2.        Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особенностей.

3.        Одновременная работа над языком произведения и речью детей

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полупи* изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуальному деятельности ученика:

  • на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов;
  •  на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
  • на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;
  • на роках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое о элементами книги, уроки коллективного творчества);
  • на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений

В третьем классе формирование читателя продолжается на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 134 ч в год при 4 часах в неделю.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Устное народное творчество

16

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

10

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

11

6

Произведения Н.А. Некрасова

7

7

Произведения А.П.Чехова

6

8

Сказки зарубежных писателей

4

9

Стихи русских поэтов

7

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

7

11

Произведения А.И. Куприна

7

12

Стихи С.А.Есенина

7

13

Произведения К.Г. Паустовского

12

14

Произведения С.Я. Маршака

4

15

Произведения Л. Пантелеева

6

16

Произведения А.П. Гайдара

5

17

Произведения М.М. Пришвина

7

18

Произведения зарубежных писателей

8

ИТОГО

134

Содержание программы (134 час)

Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе

•        произведения устного творчества русского и других народов;

•        стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателе

•        художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая лит» тура; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народ; сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Hexитер Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисиц

Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский: «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародей*; Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д Дрожжин «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжс «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» ; рывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказ А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родим г дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушку- сказки».

Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывая дожди».

Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его кома»' да» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петрович Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаа «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к результатам обучения в третьем классе

Учащиеся должны научиться:

•        читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

•        читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;

•        определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

•        пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

•        самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;

•        работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

•        отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

•        пользоваться справочной литературой.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Слушание литературного произведения

воспринимать произведения разных жанров из круга чтения; понимать главную мысль;

изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и Иго же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);

сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять детали для характеристики;

определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя; выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и героям

Чтение

читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;

читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, 1бирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом

осознавать последовательность и смысл событий; вычленять главную мысль текста;

определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персонажей;

находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; выявлять авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам; работать со структурой текста: начало, развитие, концовка; делить текст на части и озаглавливать их;

(составлять план текста под руководством учителя;

пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану;

самостоятельно выполнять задания к тексту.

Круг чтения

читать произведения устного народного творчества русского народа и других народов: стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;

понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родимы, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей  и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);

анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, не легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);

понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения песенок и прибауток; анализировать наличие волшебных превращений; приводить примеры и:«сказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;

осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереальность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;

понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы;

анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходства особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания;

приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особенностей: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнения устойчивых выражений;

понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказ ми: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;

пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книгами-справочниками.

Литературоведческая пропедевтика

ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение;

перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;

объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное про ведение, научно-художественное, научно-популярное); приводить примеры героев (персонажей); находить в тексте портрет героя, пейзаж;

перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа; называть средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

развивать интерес к художественному слову; сочинять (по аналогии с произведениями фольклора) загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных произведений;

«дописывать», «досказывать» известные сюжеты;

принимать участие в коллективной творческой работе по изученным произведен ям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д.

участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках-отчетах.

Чтение: работа с информацией

пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги; получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннатация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»);

пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах;

оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц;

использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится:

1)        овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель- -ости, поиска средств ее осуществления;

2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия з соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)        использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У третьеклассника продолжится формирование:

1)        понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства  сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)        осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений  о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)        понимания роли чтения, использование разных видов чтения, способности осознанно воспринимать и оценивать  содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,  давать нравственную оценку поступков героев;

4)        достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,  элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;

5)        способности самостоятельно выбирать интересующую литературу  по справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Система оценки достижения планируемых результатов

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

  • социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и

критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);

  • воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных   работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач  различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
  • образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
  • эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат -  радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).

Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловый учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется  «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.

Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Это:

  • комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
  • литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
  • тесты по изученному произведению, теме, разделу;
  • тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
  • диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательности;
  • тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
  • тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3 класса);

•        комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских  умений (в конце каждого полугодия);

  • итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).

Задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 6 баллов работа считается выполненной:

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

«4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал 5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант задании соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее 1/4 всех заданий;

«3» - если выполнено не менее 1/2 всех заданий;

«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий.

Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты в трех видах:

•        Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей м провождают тексты произведений в учебниках.

•        Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные  понятия.

•        Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Количество слов в третьем классе - 10-12. Проверка диктантов проводится учащимся: - самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

В третьем классе проверяются умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и  чтение наизусть стихотворения. О замере времени учащимся не сообщается

Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко  передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки 3

«Технические» ошибки»: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.

Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного: значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию  произведения; интонация не соответствует знакам препинания.

Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов) правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста, отрывка и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.

 Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая – в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается допустимый по лексике и содержанию незнакомый текст.

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали, дети должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В третьем классе - 12 стихотворений, 3-4 отрывка из прозы, навык сформирован, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст умеет  выразительно читать подготовленное произведение.

Примерное планирование проверочных и контрольных работ

Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

Первое полугодие

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Сентябрь

Навык чтения молча. Текущая проверка

Октябрь

Выразительность чтения. Текущая проверка

Сентябрь - октябрь

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Октябрь - ноябрь

Тест - вид текущей проверки

Сентябрь - октябрь

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Ноябрь

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Ноябрь - декабрь

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Декабрь

Тест- вид итоговой проверки)

Декабрь

Литературная  эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические  тесты и задания. Итоговая проверка

В конце полугодия

Второе полугодие

Навык чтения вслух. Текущая проверка

Январь - февраль

Навык чтения молча. Текущая проверка

Февраль

Выразительность чтения изученных произведений. Текущая проверка

Один раз в четверть

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка

Март

Тест- вид текущей проверки)

Март

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические  тесты и задания. Текущая проверка

В конце четверти

Навык чтения вслух. Итоговая проверка

Апрель

Навык чтения молча. Итоговая проверка

Май

Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка

Апрель - май

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка

Май

Тест- вид итоговой проверки)

Май

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка

В течение полугодия

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

В конце года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания,  Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по литературному  чтению  4  класс  разработана  на  основе  примерной  программы  по  литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"

Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит ...