Конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Гласный звук э, буквы Э,э."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок по УМК  Школа России, программный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа Кумертау Республики Башкортостан

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1г классе

Разработала:

Учитель начальных классов

Лукманова Флюра Мударисовна

2014-2015 уч.год

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.

Задачи:

  1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.
  2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
  3. Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
  4. Поддерживать стремление к познанию нового.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать звук [э], букву, обозначающую его;
  • читать слова, предложения с буквами Э, э;
  • учиться составлять текст по сюжетным картинкам и опорным словам.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • находить дополнительную информацию по иллюстрации, у                          старших;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

          Личностные:  

  • принятие и освоение социальной роли обучающихся,             развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

          Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А. «Азбука 1 класс», компьютерная техника, экспозиционный экран, видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений для крепления пособий.

Ход урока

I Включение в учебную деятельность

                                                     Итак, друзья, - внимание -

                                                     Ведь прозвенел звонок.

                                                     Садитесь поудобнее

                                                     Начнем скорей урок

- Для чего вы пришли сегодня на урок?

(Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)

II Актуализация знаний. (Слайд 1)

-Прочитайте и  отгадайте загадку:

Ты кричал – оно молчало.

Ты молчал – оно кричало.

                                                    Что это? (Эхо).

- А что такое эхо? (Ответы детей.)

Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.

- Послушайте текст из Азбуки на с.59, который называется «Поиграем в эхо». (Чтение учителем текста.)

- Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)

- Как  оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам  отвечает, но только конец слова.)

- Давайте и мы поиграем в эхо.

Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.

Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).

III Постановка целей урока и определение темы урока.

- Произнесите слово «эхо» еще раз.  Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]).

- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

IV Организация познавательной деятельности.

  1. Знакомство со звуком [э].

- Давайте протяжно произнесем самый I звук в слове эхо ([э]).

- Как он произносится?

(Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).

Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный).

- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)

- Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова.

Откройте Азбуку на с. 57 и рассмотрите на полях схему к слову «эхо». (В слове эхо 2 слога, потому что 2 гласных звука: э, а. Ударный первый слог. В первом слоге 1 звук – [э] – он гласный, на схеме обозначен красным квадратом. Во втором слоге - 2 звука [ха] – это твердое слияние. 1 звук – согласный, глухой, твердый, на схеме обозначен синим треугольником. 2 звук – гласный, на схеме обозначен красным треугольником).

2) Место нового звука в слове.

- Попробуем определить место нового звука в слове.

(Слайд 2)

                                                На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

                                                В руки просится само

                                                Что же это? (Эскимо).

- Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В начале слова.)

- Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)

(Слайд 3)

- Как можно назвать двух человек, исполняющих музыкальное произведение? (Дуэт.)

- Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В середине слова.)

- Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)

3)Составление звуковых схем в тетради и работа на электронном приложении, самопроверка. Слайды (4,5,6)

–Теперь самостоятельно соберем звуковые схемы в рабочей тетради, а затем проверим, как справились с этой задачей. 1 слово-1 рисунок(эскимо), 2 слово-2 рисунок(дуэт), 3 слово-3 рисунок(эклер).

     - Что такое эклер?(Это – пирожное.)

4)Знакомство с буквами Э, э.

- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э.

На что похожа эта буква? (Ответы детей.)

                                                  Это – Э с открытым ртом

                                        И большущим языком.

Эге – гей! – крикун кричит,

                                                   Изо рта язык торчит .

- Сравните строчную букву э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.)

- Почему 2 буквы? (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой  буквой – нарицательные имена).

Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова.

- А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов. считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из Энциклопедического словаря.

Музыкальная физминутка

5)Работаем со слогами. (Слайд 7)

Читаем слоги

эн                                 эв

эл                                 эш

эс                                 эх

эт                                 эг

эб                                 мэ

эк                                 сэ

- Как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.)

- Давайте прочитаем правило в Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали вывод? (Да.)

6)Играем вместе. (Слайд  8). Работа на электронном приложении.

Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твердости согласного звука на кресло или тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твердым согласным звуком.

7)Составляем слова. (Слайд 9). Работа на электронном приложении.

Расположите буквы так, чтобы получились слова:

 эркан – экран

эамебм – эмблема

елрэк – эклер

V. Физминутка «Буратино».

VI. Продолжение работы по теме урока.

8)Ищем слова со звуком [э]. (Слайд 10). Работа на электронном приложении.

Укажите предметы, в названии которых слышим звук [э]. (Ответы детей.)

Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.

- Куда дети пришли? (В музей на экскурсию.)

- Кто их встретил? (Экскурсовод.)

- О чем он рассказывал? (об экспонатах.)

- Какие имена могут быть у детей? (Эмма, Эдик).

9)Составляем рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам. (Слайд 11).              Работа на электронном приложении.

- Давайте, ребята, теперь составим рассказ по картинкам с использованием новых слов.

- А теперь посмотрим мультфильм и сравним наш рассказ с рассказом, который нам предлагают авторы. (Слайд 12).

- Какой рассказ вам понравился? Почему? (Ответы детей.)

10)Беседа. А у нас в городе есть музей? Как он называется? Какие экспонаты выставляются в нашем музее мы обязательно узнаем, когда сходим туда всем классом.

11) Работа по учебнику.

- Давайте теперь почитаем текст Л.Н. Толстого из учебника на с. 58. (Чтение текста хором.)

- О ком говорится в тексте?

- Чем занята девочка Таня?

        - Почему слово «Таня» написано с заглавной буквы?

- Для чего детям нужна грамота?

- Озаглавьте текст.

- Прочитайте стихотворение В. Берестова самостоятельно.

- Прочитайте это стихотворение по цепочке вслух

- Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

- Кто из вас видел роботов? Где вы их видели?

12) Ищем слова в тексте с новой буквой.

- Найдите в тексте слова с буквой э. Подчеркните их. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули?

13) Работа с лентой букв. (Слайд 13).

- Давайте определим место буквы э на ленте букв. Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)

VII Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Оцените свою работу с помощью «Светофора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чтению 1 класс VIII вида "Звук и буква О"

План-конспект урока чтения в 1классе VIII видаТема: Звук и буква О.Цель:  познакомить с новым звуком и буквой О.Задачи: формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются со зву...

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

Урок обучения чтению, 1 класс, "Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Ц,ц".

Урок обучения грамоте (обучение чтению) в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Ц,ц" (урок закрепления и обобщения знаний). В результате урока учащиеся получат возможность научиться созд...

Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"

Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока обучения чтению по теме "Мягкий согласный звук [ч\'], буквы Ч, ч" 1 кл

Конспект урока по обучению чтения в 1 классе, разработанный по учебнику  В.Г. Горецкого "Азбука" УМК "Школа России"...