Конспект урока обучения грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока обучения грамоте. Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению (обучение грамоте)
1 «Б» класс
Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ»
Цели урока:
⦁ Предметная – формирование умения обозначать гласные звуки буквами после букв Ж и Ш;
⦁ Метапредметная – создание условий для формирования УУД
- познавательные- выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, совершенствование действий моделирования.
- регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, планирование своей работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
- коммуникативные – умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
⦁ Личностная – создать условия для формирования действий самоопределения,
смыслообразования, действия нравственно-этического оценивания.
Оборудование: 1. букварь (автор В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин),
2. лента букв,
3. рабочие тетради для записи звуко-буквенных моделей слов,
4. карточки с заданиями для работы в группах
5.сигнальные карточки (оценивание своей работы)
Ход урока:
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого.
- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
2. Этап актуализации опорных знаний.
Работаем по таблице «Лента букв».
- Покажите и назовите гласные верхнего ряда. (а о у э ы).
- Какую «работу» они выполняют? (Показывают твёрдость предыдущего)
согласного и обозначают гласный звук.)
- Покажите и назовите гласные буквы нижнего ряда. (я ё ю е и)
- Для чего нужны эти гласные буквы? (Они обозначают мягкость предыдущего согласного и обозначают звуки.)
- Сколько работ могут выполнять гласные буквы? ( одну и две)
– Запишите слова, подчеркнув одной чертой буквы, которые выполняют одну работу, и двумя – буквы, которые выполняют две работы.
( Дети записывают слова: дом, осы, яма, мята, ирис )
- проверьте в парах.
- Есть ли вопросы? Кто не согласен?
-А какие буквы кроме гласных знаем? (согласные)
-Покажите и назовите все изученные нами звонкие согласные, потом — глухие.
-С какими буквами познакомились на предыдущем уроке? Дайте полную характеристику этих звуков. (Буквы Ж и Ш—парные по звонкости-глухости, обозначают только твёрдый согласный звук.)
- Молодцы! А как вы думаете, всё ли мы знаем об этих буквах? Кто из вас желает узнать больше об этих звуках и буквах?
-Желаю вам успешной работы!
3. Этап постановки учебной задачи
Работа в тетрадях.
- Давайте вспомним план открытия нового знания.
- Какой первый этап работы? (звукобуквенный анализ слов).
Игра «Да-нет»
-Ребята, я загадала два слова. Прочитайте слова, записанные на доске.
Кукла, карандаш, машина, печенье, мяч, линейка, ножницы, торт, книга, пружина, сок, пенал, ластик
-Задайте вопрос для определения первого слова, второго слова.
-Выполните з-б анализ слов пружина и машина
- Кому нужна помощь?
- Проверка.
Проверка
- Сколько звуков?
- Сколько слогов?
- Сколько звуков в 1 слоге? 2? 3?
- Какой слог ударный?
- Назовите порядок гласных и согласных?
- Назовите звонкие согласные.
- Назовите мягкие согласные.
- Сличите с образцом. Оцените свою работу.
- Запишите слова. (работа у доски)
( Появляются разные варианты записи слов: ситуация разрыва знания)
- Что вы умеете делать, а в чем испытываете затруднение?
- Что является причиной затруднения? (расположение букв)
- Какая задача стоит перед нами? Чему должны научиться? ( обозначать буквой звук после букв Ж, Ш)
4.Этап решения учебной задачи.
− Какова же цель нашего урока? (научиться обозначать буквой звук (ы) после букв Ж,Ш)
-К чему нужно обратиться, чтобы выбрать гласную букву? (к схеме работы гласных).
(Дети предлагают свои варианты объяснения. С помощью диалога дети находят правильный ответ. Буквы ж ,ш – твёрдые, поэтому после них должны стоять гласные с одной работой. Так как буква ы всегда выполняет две работы, то нам она не подходит.)
- Какая же буква больше всего подходит нам из тех гласных, которые умеют выполнять одну работу? (Дети говорят, что подходит буква и).
− Вы узнали секрет. В чем он состоит?
Давайте выделим наше ” новое знание”. (Дети моделируют схему)
Ж
Ш
5.Физминутка.
(Слышим слог ши -наклоны вперед, слышим слог жи -наклоны назад)
Малыши, вы малыши
Хватит грызть карандаши!
Крепче их в руках держите
И рисуйте и пишите!
- Кто у нас самый внимательный? Какие слова встретились с сочетанием жи, ши?
6. Этап первичного закрепления знаний
- Где пригодится умение обозначать звук ы после букв Ж, Ш? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
- Научились ли вы писать правильно слова с сочетаниями жи-ши?
- Как будем действовать?
Работа в группах.
1 группа
- Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут ________ .
Не поедет без бензина
ни автобус, ни ___________ .
2 группа
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
В тиш…не лесной глуш…
Ж…ли мыш… и еж...
3 группа
Переставь местами слоги и получи новые слова.
Подчеркни орфограмму.
ЖИЛЫ –
НАШИ -
4 группа
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Составьте словосочетания.
КОЛЮЧИЙ Ж…РАВЛЬ
ДУШ…СТЫЕ ГУСЬ
Ж…РНЫЙ ЁЖ ..К
ДЛИННОНОГИЙ ЛАНДЫШ…
− Есть ли здесь «ловушка»? Журавль - герой рассказа, который сейчас почитаем.
7.Составление паспорта героя произведения.
- А сейчас мы узнаем, что вы знаете о журавлях, составив его паспорт (рассказ учителя)
-Первый ряд нам называет имя признака. Второй ряд – значение признака.
объект | имя признака | значение признака |
журавль | Где живет? | Возле водоемов |
Чем питается? | Питаются ягодами, семенами растений, лягушками, грызунами. | |
Из чего делает гнездо? | Делают гнезда из сухой травы. | |
Сколько выводят птенцов? | Выводят одного или двух птенцов. | |
Какова масса тела? | 5-7 кг. | |
Рост? | 1-1,5 м. | |
Когда улетают в теплые края? | В сентябре собираются в стаи и улетают в тёплые края. |
8.Работа с текстом «Жук и журавли» с.21
Чтение текста учителем
- Как автор называет жука?
- Почему жук злой?
- Почему с ним никто не дружит?
- Случается ли такое же у людей?
- Чтобы вы посоветовали жуку?
Самостоятельное чтение учащимися
- Прочитайте самостоятельно и найдите слова с ЖИ-ШИ.
9.Обобщение. Итог урока.
−Что нового узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ.)
− В чём у вас было затруднение?
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
10.Рефлексия.
- Ребята! Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
Критерии оценки:
- «молодец»
-«старался, но над темой стоит еще поработать»
-«надо прийти на дополнительные занятия»
Понравился ли вам урок? Что запомнилось больше всего? Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? У кого за урок не испортилось настроение? Скажем спасибо всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.
Я, ребята, очень рада.
С темой справились мы в раз.
Будут трудности –
Скажите.
Устраним их в тот же час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.
Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"
Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»
1. Обсудить тему «Век живи, век учись».2. Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3. Р...
Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».
Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний учащихся о звуках [в] и [в̓]...