Конспект урока 2 класс Л.Н. Толстой "Филипок''
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Урок сообщение новых знаний. Используется технология развивающего обучения. При составлении урока ставились следующие цели: учится понимать содержание рассказа, развивать логическое мышление, внимание; умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища. Основной задачей является умение давать характеристику героюю, высказывать свои суждения, выражать эмоциональное отношение к рассказу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filipok.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой  "Филипок". 2-й класс

 

Цели урока:

  1.  Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого  “Филипок”;

   2. Работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом; умение работать в парах . группах.

 3. Развивать творческие способности детей, учить давать характеристику  герою   ,высказывать свои суждения

Оборудование:

    портрет Л.Н. Толстого;

    выставка книг Л.Н. Толстого;

    словарь С.И. Ожегова;

    кроссворд.

    презентация

 1. Работа над новым материалом. Рефлексия

Учитель:

-Вспомните, когда вам захотелось пойти в школу?

-Как вы начали готовиться к школе?

- Как встретила вас школа?

- До революции большинство  детей рабочих и крестьян были лишены возможности учиться. А кому посчастливилось учиться ,то дети размещались в одной комнате . где было несколько классных групп. А учитель был один  на все четыре класса.

Лев Николаевич Толстой в своей школе учил деревенских детей так,  что им было интересно. Ребята хотели в ней учиться .Сегодня на уроке  прочитаем рассказ о деревенском мальчике. Который очень хотел учиться. В основу рассказа положен случай .который  сам Толстой наблюдал в своей школе.

Учитель:

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа,, написал 629 произведений для детей

- На уроке литературы мы учили разные жанры.Назовите их?

-Сегодня на уроке познакомимся с литературным жанром – проза.

Проза- устная или письменная речь,  нестихотворная   форма  в литературе. Проза прежде всего описывает определённую реальность.

  Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали.

    Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).

    Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.

    К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).

    В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).

    Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

 2. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

Учитель:

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

 4.. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

    поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

    слободка – пригород;

    сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

    полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

    бедовый – шустрый, смелый.

 5.. Чтение по частям.

Учитель:

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

Учитель:

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

Учитель:

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

( на доске слова :  нашёл страх

                                 боится

                                 испугался

 -Какие это слова?( близкие по значению)

- Как они называются? (синонимы)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

Учитель:

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

Работа с учебником . Иллюстрация в учебнике ( работа в парах)

- Какой момент запечатлён?

 - Каким нарисован учитель?

- Как автор подчеркнул, что он добрый?

 6.. Итог урока.

 Составление синквейна  (работа  в группах)

Филипок

    Самостоятельный, настойчивый.

    Идёт, преодолевает, получает…

    Филипок добивается своей цели.

Тесты по группам

Индивидуальная работа (карточки с заданиями):

1 вариант (для сильных учеников).

    Мог ли писатель дать другое название рассказу?

    Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?

2 вариант (для детей среднего уровня).

О ком эта история?

Кто главный герой?

Какого возраста?

Какие черты характера вы можете отметить?

7. Итог урока.

- Чему можно поучиться у  Филипка?

- Что интересного  и поучительного взяли у Филипка?

 V. Домашнее задание

 Краткий пересказ рассказа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....