Прощание с Азбукой
проект по чтению (1 класс) на тему

Презентация проекта "Живая Азбука". Здесь представлены стихи о буквах, инсценировка по стихотворению Б. Заходера "Буква Я", занимательный экзамен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_azbuk_urok-prezenttsiya_proekta.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

             Верякушская основная общеобразовательная школа

Урок обучения грамоте «Прощание с Азбукой»

   

            1 класс

                       

                                                    Учитель начальных классов:

                                                    Фадина Лидия Анатольевна

                   

               Урок «Прощание с азбукой».

Цель: презентация проекта «Живая Азбука».

Задачи: закрепить у учащихся знания алфавита , последовательность букв, знания о произнесении букв;

 поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку.

Обучение УУД: умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности.

Оборудование:   -  Азбука разрезная;

                               - карточки с буквами на магнитном креплении;

                               - мультимедийная презентация;

                               - медали «За успешное освоение Азбуки».

Звучит песня «Чему учат в школе» (В. Шаинский – М. Пляцковский).

Учитель:

    - Мы приглашаем вас, дорогие гости, на презентацию нашего проекта «Живая Азбука».

Все дети научились читать, прочли свою первую школьную книгу – Азбука. Сегодня мы прощаемся с любимой книгой.

    - Я поздравляю вас, дети, с этой первой победой.

Выступление детей.

Сюда пришли мы лет шести

В штанишках до колен,

А выйдем взрослыми людьми

Из этих славных стен.

          ***

Мне учиться очень нравится, отвечать я не боюсь.

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

     ***

Надо девять лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

            ***

Кто-то, где-то сделал парту. Для кого?

- Для нас.

Книги новые прислали. Для кого?

- Для нас.

Ручка, карандаш в пенале. Для кого?

- Для нас.

И пришёл я на рассвете в первый раз

В первый класс.

Как и все другие дети

В первый класс

Первый раз.

Дан звонок на перемену. Для кого?

- Для нас.

Вот компьютер установлен. Для кого?

- Для нас.

Значит нужно так учиться,

Значит нужно так трудиться,

Чтобы людям не стыдиться.

За кого?

- За нас.

Учитель:

    - Ребята, сегодня мы представляем  наших добрых, верных друзей. Давайте назовём их ещё раз по именам.

(Дети хором называют буквы алфавита. В это время выходят обучающиеся с карточками букв в руках, читают стихи о буквах и встают в алфавитном порядке. Буква «Я» не может найти своё место).

Слайд 3

  А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

              (А. Шибаев)

Слайд 4

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

                                (А. Шибаев)

Слайд 5

Вот буква В видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

                         (С. Маршак)

Слайд 6

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

                              (С. Маршак)

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

                              (А. Шибаев)

Слайд 7

Вот стоит дымок пуская,

Букв Д – труба печная.

                   (В. Степнов)

Слайд 8

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

                   (Е. Тарлапан)

Слайд 9

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

                          (В. Степанов)

Слайд 10

Стала снежинка буквою Ж,

Солнце её не растопит уже!

                            (Е. Тарлапан)

Слайд 11

З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

                   (В. Степанов)

Слайд 12

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

                             (В Степнов)

Слайд 13

Букву й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

                     (В. Степанов)

Слайд 14

Ай да клоун! Знаешь, кто он?

Этот клоун – буква К!

                      (Е.Тарлапан)

Слайд 15

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

                    (В. Степанов)

Слайд 16

Взявшись за руки

Мы встали

И на М похожи стали.

             ( В. Степанов)

Слайд 17

На  букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

                             (Е. Трлапан)

Слайд 18

Посмотри на колесо –

А увидишь букву О.

                 (А.Шибаев)

Слайд 19

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

                      (В. Степанов)

Слайд 20

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

                             (В. Степанов)

Слайд 21

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

                              (В. Степанов)

Слайд 22

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

                             (А.Шибаев)

Слайд 23

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

                         (В. Степанов)

Слайд 24

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

                         (В.Степанов)

Слайд 25

Не рогаты мы, не злы.

Ко'злы мы, а не козлы'.

Держим мы в руках бревно,

Чтоб не выпало оно.

                        (Е. Тарлапан)

Слайд 26

Буква Ц –

Внизу крючок, точно с краником бачок.

                 (Е. Тарлапан)

Слайд 28

Первой букве в слове чтение –

Букве Ч моё почтение!

                              (Е. Тарлапан)

Слайд 29

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

                          (А. Шибаев)

Слайд 30

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

                           (Е. Тарлапан)

Слайд 31

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

                         (В. Степанов)

Слайд 32

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать её должны.

                    (В. Степанов)

Слайд 33

Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

                                 (А. Шибаев)

Слайд 34

Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

                       (В.Степанов)

Слайд 35

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась… буква Ю.

                              (А. Шибаев)

 (Буква «Я» периодически пытается сказать о себе, но ей не позволяют. Буквы её выталкивают в конец алфавита).

Инсценировка по стихотворению Б. Заходера «Буква Я».

Учитель:

- Что-то с буквами сегодня творится неладное. Они шумят.

По-моему, они спорят между собой. В чём же дело?

Мальвина:         Всем известно, буква «Я»

                             В азбуке последняя.

                            А известна ли кому,

                            Отчего и почему?

                         -  Неизвестно?

Все:                   - Неизвестно.

Мальвина:        - Интересно?

Все:                   - Интересно.

Мальвина:        - Ну так слушайте рассказ.

                            Жили в азбуке у нас

                             Буквы. Жили, не тужили,

                             Потому что все дружили.

                             Где никто не ссорится, там и дело спорится.

                             Только раз всё дело стало

                             Из-за страшного скандала:

                            Буква «Я» в строку не встала.

                            Взбунтовалась буква «Я».

Я:                      - Я, главная, заглавная!

                            Я хочу, чтобы повсюду

                            Впереди стояла Я!

                            Не хочу стоять в ряду!

                            Быть желаю на виду!

Мальвина:          Говорят ей:

Б:                       - Встань на место!

Мальвина:          Отвечает:

Я:                       - Не пойду!

                             Я ведь вам не просто буква:

                             Я – местоимение.

                             Вы в сравнении со мной – недоразумение!

Мальвина:          Тут вся азбука пришла

                             В огромное волнение.

Ф:                    -   Фу – фу – фу.

Мальвина:           Вздохнуло «Ф».

                             От обиды покраснев.

С:                      -  Срам!

Мальвина:           Сердито «С» сказала.

                            «В» кричит:

В:                        - Воображала!

                              Это каждый так бы мог!

                              Может я сама предлог.

Мальвина:            Проворчала «П».

П:                         - Попробуй, потолкуй с такой особой.

Ь:                          - Нужен к ней подход особый.

Мальвина:             Вдруг промямлил мягкий знак.

                               А сердитый твёрдый знак

                               Молча показал кулак.

Гласные:             - Тише буквы! Стыдно знаки!

Мальвина:             Закричали гласные.

Гласные:              - Не хватало только драки.

                                А ещё согласные!

Р:                          - Надо раньше разобраться

                                А потом уже и драться!

                               Мы же грамотный народ, буква «Я» сама поймёт.

Н:                         - Разве мыслимое дело

                               Всюду «Я» совать вперёд?

Б:                         - Ведь никто в таком письме

                              Не поймет ни бе, ни ме!

Мальвина:           «Я» затопала ногами.

Я:                        - Не хочу водиться с вами.

                              Буду делать всё сама.

                               Хватит у меня ума!

Мальвина:            Буквы тут переглянулись.

                               Все буквально улыбнулись,

                               И ответил дружный хор:

Буквы:                - Хорошо! Идём на спор!

А:                        - Если сможешь в одиночку

                              Написать хотя бы строчку!

                              Правда, стало быть, твоя!

Я:                        - Чтобы я, да не сумела?

                              Я ж не кто-нибудь, а «Я»!

Мальвина:           И взялась она за дело.

                             Целый час она пыхтела, и кряхтела

                             И потела – написать она сумела

                              Только яяя…

                               Как зальётся буква «Х».

Х:                         - Ха –ха –ха.

Мальвина:           «О» от смеха покатилась.

                             «А» за голову схватилась,

                              «Б» схватилась за живот…

                               Буква «Я» сперва крепилась.

                               А потом как заревёт.

Я:                         - Я, ребята, виновата!

                               Признаю свою вину.

                               Я согласна встать, ребята,

                               Даже сзади буквы «Ю».

Буквы:                - Что ж.

Мальвина:             Решил весь алфавит.

Буквы:                 - Если хочет, пусть стоит.

Ю:                       - Дело ведь совсем не вместе,

                              Дело в том, что все мы вместе!

З:                         - В том, что все от «А» до «Я»

                              Жили, как одна семья.

Мальвина:            Буква «Я» всегда была

                              Всем и каждому мила.

                              Но советуем, друзья,

                              Помнить место буквы «Я».

               Экзамен.

Учитель:

  - Мы изучили Азбуку и сегодня сдаём первый экзамен.

Билет № 1. «Как мы знаем алфавит».

- Ребята, посмотрите на нашу волшебную доску, которая держит все изученные нами буквы. Буква я здесь стоит на своём месте?

Дети:

Нет.

Учитель:

В каком порядке здесь расположены буквы?.

Дети:

Они стоят в такой последовательности, как мы их изучали.

Учитель:

Можно такую последовательность букв назвать алфавитом?

Дети:

Нет.

Учитель:

Соберите алфавит. Это первое испытание в нашем экзамене.

(Дети собирают алфавит на магнитной доске)

         -Молодцы! С первым испытанием справились успешно!

Вы изучили весь алфавит и можете прочитать любой рассказ, любую сказку.

Сейчас мы прочитаем рассказ, который называется «………….».

Читать будем по цепочке. Внимательно следите.

Билет № 2. «Как мы читаем и отвечаем на вопросы».

1. Чтение рассказа.

          (Дети читают)

2. Беседа по прочитанному.

- О ком говорится в рассказе?

- Из чего видно, что собаке было совсем плохо?

- Что помогло Ладе?

- Какая главная мысль рассказа?

- Как называется этот рассказ?

Билет № 3. «Что мы запомнили, изучая Азбуку».

Викторина.  

    -Из какого произведения этот отрывок ?

Кто автор произведения?

1.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане …» А.С.Пушкин)

2.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя….»

( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин.)

3.

Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

 ( Л.Н.Толстой)

4.

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол».

 ( «Вместе тесно, а врозь скучно»  К.Д.Ушинский).

5.

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

(«Путаница» К.И.Чуковский).

6.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам, а нечистым трубочистам

Стыд и срам!

(«Мойдодыр» К.И.Чуковский).

7.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватил за хвост.

(«Первая охота» В.В.Бианки).

8.

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

 («Угомон» С.Я.Маршак).

9.

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел –

Утром брату помогала,

Он с утра конфету ел.

(«Помощница» А.Л.Барто).

10.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

(«Котята» С.В.Михалков).

Учитель:

         - Викторина закончилась. Вот сколько разных произведений вы запомнили, читая Азбуку.

        - Экзамен по первой школьной книге сдан успешно.

( Вручение медалей «За успешное освоение Азбуки»).

       - Пришла пора поблагодарить Азбуку и прописи за помощь.

Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка».

 ( Хором).

     - Теперь нашими помощниками в обучении станут «Русский язык» и «Литературное чтение».

(Учитель демонстрирует новые учебники и раздаёт их детям).

   - Урок окончен. Всем большое спасибо! До свидания!

(Выход из класса под фонограмму песни «Чему учат в школе»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...