"Письмо строчной буквы а ".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ткаченко Людмила Леонидовна

Технологическая карта урока обучения грамоте по программе "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_obucheniya_gramote.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения грамоте (письмо) 1 класс

УМК «Планета знаний». Пропись №1 к «Букварю» Т. М. Андриановой

Авторы: В.А Илюхина

Автор урока: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 9 г.о. Чапаевск, Ткаченко Людмила Леонидовна

Тема

«Письмо строчной буквы а»

Цель урока

учить писать каллиграфически правильно строчную букву а

учить отгадывать загадки, составлять схемы слов;

учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;

воспитывать умение слушать, правильно выполнять предложенные задания

развивать внимание, память, самостоятельность учащихся

Планируемый результат

Научатся каллиграфически правильно писать строчную букву а. Писать букву с нижним и верхним соединении безотрывно .

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Пропись №1 к «Букварю» Т. М. Андриановой
Авторы: В. А. Илюхина

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;

компьютер, мультимедийный проектор, экран

Личностноформирующая направленность урока

Показать место буквы а в системе букв

В ходе коллективной деятельности высказать предположении о нужности, необходимости употребления буквы а в письме и речи

Задачи урока

Научить выполнять действия по образцу, алгоритму;

сформировать умение работы в парах;

воспитать уважение к одноклассникам

Тип урока

Первичного усвоения новых предметных знаний, умений

Учебно – методический комплект

«Планета знаний»

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор

Ход урока:

Дидактическая структура урока

Методы обучения

Форма деятельности

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулироватьправила поведения на уроке иаргументироватьих.

Проводитьинструктаж,настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап . Проблемная ситуация

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулироватьсобственное мнение иаргументироватьего.

Организоватьфронтальную работу,

учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

II этап . Проблемная ситуация

-Ребята, к нам на урок пришли веселые зверята из лесной школы. Они решили прочитать название журнала, но не могут вспомнить буквы.

-Давайте поможем им.

-Перед вами лежит журнал. Найдите букву А и подчеркните её простым карандашом

II этап . Проблемная ситуация

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания о гласном звуке а

Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Работать с информацией, представленной в форме опроса

Работать коллективно.Участвовать в обсуждении представленного задания.

Организоватьфронтальную работу с классом в форме опроса

Организовать коллективную работу с классом

III этап. Актуализация знаний.

С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? (а)

- Что узнали о звуке? ( гласный, обозначается буквой «а» )

Чем отличается звук от буквы? ( Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.)

Назовите признаки гласного звука. ( Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.) .

Игра «Найди букву» ( магнитные буквы на доске )

На доске магнитные буквы вперемешку.

- Найдите среди букв , буквы А

Чем различаются эти буквы? (большие и маленькие)

-А чем похожи ? – Эти буквы печатные

А какие ещё бывают буквы? (письменные)

III этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД: развитие

знаково – символических действий

IV этап. Сообщение нового материала.

Цель

— учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;

выделять и называть элементы письменных гласных букв.

Цель — научить писать гласные буквы — строчные и заглавные

Цель — научить писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

V этап. Закрепление

изученного материала

Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов.

Участвовать в работе по решению

Участвовать в обсуждении и составление схем слов, выделять звуки по предложенным картинкам , давать им характеристику , составлять вывод

Работать с информацией, представленной в форме слайда - рисунка.

Учиться работать в паре

Организоватьработу по

определению темы урока

Включитьучащихся

в работу по обсуждению и составлению схем слов. проблемныхвопросов

Организоватьфронтальную работу по учебнику

Организоватьработу в парах,обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлятьвзаимный контроль иоказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

IV этап. Изучение нового материала.

1.Прогнозирование темы и цели урока:

Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма?

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем учиться писать срочную букву а

3. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) .

Работа в прописи

-Р. Откройте свои прописи

Я предлагаю вам отгадать загадку: по первому звуку каждого слова угадайте слово.

- Проверим - картинка (аист)

- Посмотрите на схему слова аист.

- Давайте определим сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем.

- Сколько слогов? 2

- Назовите первый слог – А

- Назовите второй слог- ИСТ

- А сейчас выясним какой из них ударный

- Давайте позовём слово в гости. АААААист

- Какой слог ударный? А -

-Назови первый слог ? А -

- Сколько в нём звуков? 1

Какой он? (гласный)

- Почему? (не встречает во рту преграду)

- Закрасьте кружок красным цветом.

- Назовите второй слог . ( -ист)

-Сколько в нём звуков? (3)

- Назовём по порядку:

-Назовите первый звук (И), какой он? (гласный)

- Назовите второй звук (С) , какой он? (согласный, твёрдый),

- Почему? (встречает во рту преграду)

- Последний звук – Т, какой он? (согласный)

ИТАК , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

Угадайте второе слово по первому звуку каждого слова - картинка - (астра)

Проверим

Верно ли составлена схема слова астра ? ( Нет , не хватает последней буквы А )

Приготовили ладошки . Определим сколько слогов в слове «АСТРА»

- аст - ра

- Сколько слогов ? 2

- Какой первый? АСТ-

- Какой второй? -РА

- Узнаем какой из них ударный.

- Позовём слово: ААААААстра

-Какой слог ударный? АСТ -

- Найдите схему в тетради и закрась красный кружок.

Назовите второй звук? С

Какой он? Согласный твердый.

Закрасьте в схеме синим.

Назовите следующий звук? Т

Какой он? Согласный твердый.

Закрасьте в схеме синим

-Назовите второй слог? -РА

-Какой первый звук в этом слоге? Р

-Какой он? (Согласный)

-В схеме закрасьте его синим

-Какой следующий звук ?А,

-Какой он? (Гласный)

-В схеме закрасьте его красным

Вывод:

ИТАК , в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков.

- Чем похожи эти слова ? (Начинаются со звука А)

- А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук ( буквой А)

4. Письмо, печатные буквы А

Работа с плакатом «Сиди правильно».

-Рассмотрите внимательно образец печатной буквы а

На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а» , обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.

-Какие мы буквы сейчас писали? (печатные)

- А какие еще бывают буквы?(письменные).

-Кто догадался чему мы будем учиться на уроке письма?

- А какую букву мы будем учиться писать?

5. Анализ строчной буквы «А»

1.​ Показ строчной буквы «а»

2.​ Рассмотрите из каких элементов состоит буква «а»

3.​  Образец написания элементов буквы на доске. (экране)

4.​ Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги).

Пропишем букву по образцу на картоне под счет.

5. На ладошке под счет

6.Письмо тычком ручки по образцу в тетради.

6. Работа в тетради

1.Письмо элементов строчной буквы а по образцу, письмо строчной буквы а по образцу

--Пишем под счет в тетради

-Приготовились.

Дописываем строчку до конца

Вспомним из каких элементов состоит строчная буква «а»? (палочка, качалочка, секретик, по секретику вниз, качалочка)

3. Письмо буквы и элементов по образцу

ФИЗМИНУТКА музыкальная(Рефлексия)

-А сейчас закрепим написание буквы «а» строчной

-Работаем на следующей строке (буква «а»)

-Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии

- Повторим образец

4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением

- Пишем две буквы «а» с нижним соединением и две короткие наклонные линии

-Итак далее , до конца.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)

Только уставать начнём

Пальцы сразу разожмём

Мы пошире их раздвинем

Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

-Продолжим работать.

Пишем слова по образцу в «Прописи»

5 этап. Закрепление изученного

На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а».

атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел

Сколько раз написали букву «а»? ( 4 )

Загадка про ОСЕНЬ.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я - …(осень)

-Итак..

- Какие вы видите фрукты и овощи ?

- Обведите только те , в названиях которых ты слышишь звук А

Что стало лишним ?

-Отметьте красным кружком место звука, а в словах БАНАН. ГРУША.РЕПА.

Работа в парах (по карточкам)

А сейчас поработаем в парах.

На карточке отметьте красным кружком место звука слова Ананас

-Пара берется за руки на локотке и поднимает руки.

Пара выходит к доске и показывает свою схему.

-Итак. В слове ананас сколько отметили звуков А (3)

Игра «Найди букву»

Назови все слова , которые начинаются на звук А. Картинка из пособия «Веселая азбука»

IV этап. Изучение нового материала.

Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Работа с документ - камерой

Познавательные:осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные:освоение способов написания и соединения письменных букв.

Коммуникативные:умение объяснять свои действия (способ написания).

Мультимедийная презентация. Слайд 1, 2, 3, 4, 5.

Мультимедийная презентация. Слайд 6.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Мультимедийная презентация. Слайд 7, 8, 9, 10

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,формулироватьсобственное мнение иаргументироватьего.

VI. Итог урока Рефлексия:

-   Чему учились сегодня на уроке ?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие затруднения остались?

-Молодцы!

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Урок письма Знакомство с буквами Л, л, М, м Письмо строчной буквы л

   Познакомить с написанием заглавной и строчной букв М, м, Л, л...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и письму "Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б»"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими бу...