Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Покшиванова Лариса Валентиновна

План-конспект урока

по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России»

ФИО (полностью)                     Покшиванова Лариса Валентиновна

Место работы           ГБОУ СОШ д. Екатериновка Красноярского района Самарской области

Должность           Учитель начальных классов

Предмет           Литературное чтение

Класс                                             Класс 1

Тема и номер урока в теме           Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

Базовый учебник           «Литературное чтение» 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова  Москва, «Просвещение» 2011г.

Цель урока: Создание условий для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать 

Задачи:

Обучающие:

  • формирование навыков полноценного чтения;
  • совершенствование навыков выразительного чтения;
  • владеть навыком смыслового чтения художественных текстов.

Развивающие:  

  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • развивать творческое воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать умение оценивать собственные поступки через поступки литературных героев;
  • воспитывать желание наслаждаться процессом чтения.

Тип урока: Комбинированный 

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Необходимое техническое оборудование: Карточки с пунктуационными знаками «!» «.» «?»; карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей; учебник; рабочая тетрадь, мультимедиа проектор, экран, компьютер,

Структура и ход урока:

Предметные: 

Учащиеся научатся:

  • передавать голосом при чтении различную интонацию;
  • находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь.

Личностные: 

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев. 

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Познавательные: 

Учащиеся научатся:

  • выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста;
  • понимать и правильно употреблять понятие «интонация».

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • задавать вопросы по тексту произведения;
  • формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного.

Структура и ход урока

Этапы урока

Название используемых технологий

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время, мин.

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I.

Мобилизация. Организационный момент

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как начать урок, давайте проверим свое рабочее место.

 

- Итак,

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Повторяют вместе с учителем, садятся.

Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

1 мин

II.

Формирование навыков полноценного чтения

Развитие речевого аппарата (дыхательных упражнений)

- Мы с вами к уроку готовы, а теперь давайте подготовим к уроку наши ротики и язычки.

Показывает упражнения:

- Вдох через нос, выдох через рот.

- Вдох – задержка дыхания – выдох.

- Вдох  - выдох порциями.

- Вдох – задуваем свечку.

- Вдох – задуваем 1000 свечей.

- Самолеты взлетают: у-у-у-у.

- Машины едут ж-ж-ж.

- Лошадки поскакали цок-цок-цок.

- Рядом ползет змея ш-ш-ш.

- Муха бьется в стекло з-з-з.

Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп

И поймали (кулачок)

З-з-з пусть летит.

Повторяют упражнения

Точно повторять упражнения за учителем

5 мин.

III.

Актуализация знаний, сообщение целей

Повторение темы урока 3.

Игровой момент (загадка).

Показ слайдов

Постановка цели урока

- А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили домашнее задание (учитель открывает доску с заранее вывешенными на нее детскими рисунками, собранными перед уроком).

- Чей рисунок вам больше всего нравится?

- Давайте определим три самые лучшие рисунка.

- Кто желает прочесть стихотворение о буквах?

- А теперь давайте отгадаем загадки:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

- Что это? Правильно, вопросительный знак (открывает слайд)

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца.

- Кто отгадает эту загадку? Правильно, это восклицательный знак (открывает слайд)

- А кто отгадает последнюю, самую сложную загадку?

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

- Правильно, и эту загадку вы отгадали. Это точка (открывает слайд).

- А кто знает, какую роль эти знаки выполняют в устной речи?

- А в письменной?

- На самом деле знаки препинания – волшебники. Давайте посмотрим, как они могут изменить интонацию предложения  (открывает на доске плакат с предложениями «Я умею читать» и прикрепляет в конце каждого предложения знаки препинания).

- Кто прочтет предложения?

- Итак, сегодня на уроке мы будем учиться передавать голосом при чтении различную интонацию.

Интонация - тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего

Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома.

Определяют лучшие рисунки.

Читают стихотворения о буквах.

Отгадывают загадки.

Читают предложения с различной интонацией

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Понимать смысл загадки и смысл текста.

Осознанно строить речевое высказывание.

Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя)

6 мин

IV.

Изучение нового материала

Чтение скороговорки.

- А теперь давайте прочтем хором скороговорку (вешает на доску плакат со скороговоркой) сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе:

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

В. Лунин

- С какой интонацией надо читать слова утки?

Читают скороговорку.

Отвечают на вопросы учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Формулировать ответы на вопросы учителя.

12 мин

Работа с карточками.

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя».

Словарная работа в парах и анализ прочитанного произведения.

Организация беседы по стихотворению

Учитель показывает карточки с картинками и предлагает выполнить задание:

- Назовите предметы, изображённые на карточках.

  • Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются (Приложение 1).

- А теперь давайте откроем наши учебники на странице 14 и прочтем стихотворение

- Кто автор стихотворения?

  • Как называется произведение?
  • Как вы думаете, о ком это стихотворение?

- А теперь предлагаю вам поработать в парах. Найдите в стихотворении слова, которые вам незнакомы (приятель, восторг, нацарапай)? Посмотрите, на доске написаны значения этих слов (друг, радость, напиши). Какие из предложенных слов подходят к найденным словам?

  • Как выражал свои чувства медведь?
  • Какие звуки он произносил? Что выражал звуками?
  • Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь.

- Давайте найдем и зачитаем строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «...нам письмо ты нацарапай».

- Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль?

- Почему?

Самостоятельно выполняют задание педагога.

Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы.

Запоминают значение слов, отвечают на вопросы.

Находят и зачитывают ответ медведя.

Находить на разнообразные способы решения задач.

Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Физкультминутка (Приложение 2).

Чтение стихотворения М. Бород и цкой «Разговор с пчелой».

Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения

  • Прочтите пословицы:

Слово — серебро, молчание - золото.

Слово дано человеку, а животному - немота.

  • Какая пословица отражает идею стихотворения?
  • Объясните смысл этой пословицы.
  • Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника.

- Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно?

«О-о-о!» (Удивленно.)

- А теперь давайте несмного отдохнем (проводит физкультминутку).

- Прочтите фамилию автора и название стихотворения.

  • Как называется стихотворение?
  • Как вы думаете, о ком это стихотворение?
  • Обратите внимание во время чтения на пунктуационные знаки.

  • Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)
  • С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.)
  • Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)
  • Почему поссорились мальчик и пчела?

- Какие звуки в словах нужно произнести протяжно?

Читают пословицы и объясняют значение.

Читают с различной интонацией восклицания: «Э-э-э!» (Важно.) «У-у-у!» (Обиженно.) «А-а-а!» (Нежно.)

Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя).

Отвечают на вопросы. Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.) Зачитывают только слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась

Сохранять поставленную задачу.

Владеть навыком смыслового чтения текста.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

V.

Формирование навыков полноценного чтения

Работа в рабочей тетради

Выработка внимания к слову и его частям.

- Посмотрите, это таблица не простая, а волшебная (открывает таблицу)

И прочитать ее сможет только волшебник. Кто из вас хочет стать волшебником?

          М

З                

Л                 АЙКА

Ш

      МА

     ЗИ                

     СА                     МА

      РА

       СИ

       ФО

А теперь запишите все «волшебные» слова в тетрадь.

Читают слова таблицы

Развивает зоркость, внимание к слову

4 мин

VI.

Закрепление знаний и способов действий

Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3)

- А сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить.

Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу

Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем

3 мин.

VII.

Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений и знаний

  • С произведениями каких авторов мы познакомились?
  • Что объединяет эти произведения?
  • Как можно передать чувства говорящего?
  • Какое стихотворение понравилось больше всего?

Что интересного вы узнали на уроке?

Какое задание показалось трудным?

  • Выберите смайлик, который показывает ваше настроение на уроке

Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

На интерактивной доске выбирают смайлики и оценивают свою работу на уроке

Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок

4 мин.



Приложение 1.

Ответ: банки – снки; шишка – мишка, жук – лук

Приложение 2

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в зубок,

Кому в лапочку.

Приложение 3

Дедушку зовут Лука,

У него болит... (рука).

Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я ... (пил).

На столе - с картошкой плошка,

За столом - голодный ... (Прошка).

Хорошо танцует Ваня

 И его сестренка ... (Таня).

Собирал модели Юлик,

Помогал братишке ... (Юрик).

Рисовал художник ламу

И картинку вставил в ... (раму).

Вечно плачет этот Лёва,

Говорят ему: «Ты - ... (рёва)».

В блеске солнечных лучей

 По земле бежит ... (ручей).

Вкусный и душистый плов

Приготовил повар ... (Пров).

Зреет на кустах малина,

Соберет ее ... (Марина).


Приложение 4

                

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Слайды

мультимедийное пособие

иллюстрации

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fimages.moneysavingexpert.com%2Fimages%2Fquestion.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=51&noreask=1&source=wiz

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1263-sh-899-fw-1038-fh-598-pd-1&p=1&text=%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=48&rpt=simage&lr=51&img_url=http%3A%2F%2Fnesvetai.donland.ru%2FData%2FSites%2F51%2Fmedia%2Fcab3359s-1.gif

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fi.i.ua%2Fphoto%2Fimages%2Fpic%2F6%2F6%2F2889666_5cc5df19.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=51&noreask=1&source=wiz

Выберите смайлик, который показывает ваше настроение на уроке

интерактивное задание

игра

http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%DD0%BE&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г.Сапгир. «Про медведя» М.Бородицкая. «Разговор с пчелой» И.Гамазкова. «Кто как кричит?»

.Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы...Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении ра...

Презентация. Г.Сапгир "Про медведя". М.Бородицкая "Разговор с пчелой".

Данная презентация создана на основе конспекта урока из методических рекомендаций....

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

Цели: создать условия для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать;Планируемые результаты: Регулятивные – умение выполнять у...

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1...

Конспект урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»

Тип урока: открытее нового знанияЦели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способно...

г. Сапгир "Про медведя", М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

презентация к уроку литературного чтения. включает в себя, занимательные задания, речевую разминку, фотографии писателей и их книги, задания по стихам....