Берестов Хитрые грибы
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Горбачева Ирина Владимировна

Урок в технологии РКМЧП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Целеполагание: -  ознакомить детей с произведением В. Берестова;

- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Речевая разминка. (слайд 2)

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

 Отгадайте: (слайд 3)

И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

 Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Где растут грибы?

-  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

-  Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает? 

Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)

- Грибы – это растения?

- Существует особое царство живой природы?

- Грибов на свете около 1 млн?

- Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?

- Плесень – это гриб?

- Гриб состоит из тонких  белых нитей?

- Грибы растут на деревьях?

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

1

2

3

4

5

6

7

8

 - В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя. 

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.                                                     Все это грибы.  Сегодня мы узнаем и о других грибах.

2). Первичное чтение.(с.77)

3). Беседа после чтения.

-  Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

-  Сколько видов грибов существует?

-  Какие грибы вам известны?

-  На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

-  Какие несъедобные грибы вам известны?

-  А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу  некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

 Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка (слайд 5)

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Работа в группах.  ( Группы получают свою часть текста, распечатанный слайд.  Дети извлекают необходимую информацию о грибах и готовятся рассказать об этом классу с презентацией. ) Слайды  (6 – 10)

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы». (слайд 11)

1. Подготовка к восприятию.

-  Ребята, а в какое время года собирают грибы?

-  Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

-  А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

-  Понравилось ли вам стихотворение?

-  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

-  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

-  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

-  Чем же автор перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

- Почему же он не нашел ни одного грибка?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его  с правильной интонацией.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

-Какое настроение передает автор стихотворения?

-Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.

- Прочитайте выразительно, передавая настроение.

VI.  Закрепление нового материала

 Отгадайте загадку.

-  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. (слайд12)

Серенькие шляпки.

 Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

 Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

-   А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

-   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

 Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)

-   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Вернёмся к игре «Верите ли вы, что…»

-Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?

- Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных? (слайд 13 - 14)

- Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

- Напишите на грибке (выданы детям ) что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке и положите в корзинку (рисунок на доске) . Учитель зачитывает.

Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.

Материал урока очень насыщенный – можно разделить на 2 урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. Д. Берестов «Хитрые грибы»

Слайд 2

Речевая разминка Прочитайте про себя. Прочитайте вполголоса. С ударением на слово «жёлтый». С ударением на слово, обозначающее жёлтый предмет. Жёлтое солнце на землю глядит, Жёлтый подсолнух за солнцем следит, Жёлтые груши на ветках висят, Жёлтые листья с деревьев летят.

Слайд 3

Грибы И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.

Слайд 4

Игра «Верите ли вы, что..?» 1 . Грибы – это растения? 2. Существует особое царство живой природы? 3. Грибов на свете около 1 млн? 4. Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов? 5. Плесень – это гриб? 6. Гриб состоит из тонких белых нитей? 7. Грибы растут на деревьях? 8. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

Слайд 5

На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы- Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

Слайд 9

“ Как надо собирать грибы”: 1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть. 2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом. 3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые! 4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. 5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

Слайд 10

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать. Грибы ищут – по лесу рыщут. Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь .

Слайд 11

«Хитрые грибы» В. Д. Берестов

Слайд 12

Подберезовик Мухомор Масленок Сыроежки

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2 Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3  Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

4 Грибы не только то, что растет в лесу под елкой, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Твердые полосатые образования на стволах берез -  это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие  пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

5 Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Размер их до 1 с половиной  метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом. Так они малы.

6“Как надо собирать грибы”: (5 чел.)

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

7   -Составить  поговорки. Объяснить смысл поговорок.

1 Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2 Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3  Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

4 Грибы не только то, что растет в лесу под елкой, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Твердые полосатые образования на стволах берез -  это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие  пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

5 Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Размер их до 1 с половиной  метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом. Так они малы.

6“Как надо собирать грибы”: (5 чел.)

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

7   -Составить  поговорки. Объяснить смысл поговорок.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8



Предварительный просмотр:

Надо раньше вставать,

Грибы ищут –

чтобы грибов набрать.

по лесу рыщут.

Не наклоняясь до земли,

и грибка не поднимешь.



Предварительный просмотр:

Грибная угадайка

Начал капать дождь на ели,

Шляпы все грибы надели.

 Только этот гриб спешил —

Шляпку он не захватил. (Дождевик)

Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Розовый приятный цвет,

 И колечек яркий след.

Так волнуются подружки.

Это же грибы... (волнушки).

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат. —

Что в земле скрываешься?

В чем ты виноват? (Груздь)

Шляпка выгнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий.

 Золотой, янтарный цвет,

 И вкусней грибочков нет. (Рыжики)

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут (маслята).

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые кучкой. (Опята

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке (Подберезовик



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Д.Берестов "Хитрые грибы"

Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"

Урок литературного чтения во втором классе.Тема урока  "В.Берестов  "Хитрые грибы". Грибы (из эциклопедии)"...

В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 2 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс Научно – познавательный текст « Грибы». В. Берестов «Хитрые грибы».

Данная презентация предназначена для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК " школа России"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы».

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»....