Урок по литературному чтению во 2-м классе на тему: С.В.Михалков «Новогодняя быль»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Елина Елена Борисовна

 

-продолжить работу по совершенствованию осознанного, выразительного, беглого  чтения;

-учить находить и понимать идейный смысл произведения;

-развивать образное и логическое мышление, устную речь и память учащихся, умение анализировать и обобщать;

-обогащать словарный запас;

-воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению во 2-м классе на тему:  С.В.Михалков «Новогодняя быль»                                                                      

Учитель начальных классов Елина Елена Борисовна

УМК «Школа России»

Тема: С.В.Михалков: «Новогодняя быль»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: дальнейшее знакомство с творчеством детского писателя С.В.Михалкова через раскрытие идейного смысла и анализа сказки «Новогодняя быль».

Задачи:

-продолжить работу по совершенствованию осознанного, выразительного, беглого  чтения;

-учить находить и понимать идейный смысл произведения;

-развивать образное и логическое мышление, устную речь и память учащихся, умение анализировать и обобщать;

-обогащать словарный запас;

-воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Метапредметные умения:

Личностные: 

-умение высказывать своё личное отношение к героям и событиям;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные:

-умение прогнозировать деятельность;

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-умение выделять необходимую информацию из текста;

-умение оценивать правильность выполнения действий и умение вносить необходимые коррективы в исполнение.

Познавательные:

-умение извлекать необходимую информацию из разных источников для выполнения учебных заданий;

-умение строить речевые высказывания в устной форме;

-умение сравнивать, классифицировать и делать выводы.

Коммуникативные:

-умение правильно оформлять свои мысли и строить монологические высказывания;

-умение слушать, вступать в диалог и формулировать собственное мнение;

-умение строить продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками.

                                                                 Ход урока

1.Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок, начинается… (урок). Сегодня, ребята, будьте очень внимательными, активными, постарайтесь запомнить как можно больше информации, чтобы дома поделиться ею со своими родителями и друзьями.

2.Проверка домашнего задания.

-Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Русскую народную сказку «Два Мороза»).

-Сначала давайте проверим коллективное задание: чтение сказки. Работаем в паре: 1 вариант читает сказку от начала в течение 1 минуты, а потом, по моему сигналу, дальше сказку читает 2 вариант так же 1 минуту. (Чтение вполголоса).

-Пожалуйста, поднимите руку те, кому понравилось чтение соседа по парте.

-Какое ещё задание вы получили? (Иллюстрация сказки).

-Давайте отберём лучшие рисунки для классной выставки. Обоснуйте свой выбор.

-Несколько человек получили групповое домашнее задание, но мы увидим его позже.

-А теперь проверим индивидуальное домашнее задание. ( Два мальчика получили задание рассказать от имени Морозов то, как они морозили людей. Первый – от имени Мороза Красный Нос, а второй от имени-Мороза Синий Нос. Дома нужно было изготовить с родителями носы из любого материала. Эти дети освобождались от других видов домашнего задания, чтобы избежать перегрузки). Молодцы!

3.Актуализация знаний.

-О каком времени года мы читали произведения в последнее время? (О зиме).

-А вы любите зиму? Почему? (Свободные высказывания детей.)

-Вы сейчас вспомнили про Новый год. А знаете ли вы, что раньше этот праздник отмечали сначала 1 марта? Это связывали с началом весны и с пробуждением природы. Потом стали встречать Новый год 1 сентября. В это время заканчивался сбор урожая с полей.

И только чуть больше 300 лет назад царь Пётр Первый приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января.

-Отгадайте, пожалуйста, загадку: без чего не обходится этот замечательный праздник?

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год – я главная! (Ёлка.)

4. Сообщение темы и цели урока.

-Откройте учебник на с.203 и скажите: с каким произведением мы сегодня познакомимся? (Сергей Владимирович Михалков «Новогодняя быль»).

-А какими будут цели урока? (Возможные ответы детей: познакомиться с новым произведением, узнать что-то новое и интересное, учиться правильно излагать свои мысли и т. д.).

5. Чтение и анализ произведения.

1). Чтение сказки учителем. (Дети следят по учебнику).

2). Работа с произведением:

-Когда вы волновались больше всего?

-Почему С.В.Михалков назвал своё произведение былью? ( Такая история происходила на самом деле, то есть была в жизни).

-А можно ли назвать эту историю сказкой? Почему? Докажите.

-Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего).

-Какая была Ёлочка? Прочитайте, как автор описывает её в своём произведении.

-Докажите словами из текста, чувствовала ли себя Ёлочка одинокой?

-Почему слово «Ёлочка» в тексте написано с большой буквы? (Автор наделил Ёлочку человеческими чертами).

-Вспомним, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение).

-Что вдруг заставило Ёлочку однажды заволноваться?

-Найдите в тексте диалог Ёлочки и Сороки. (Работа в парах: чтение диалога в лицах).

-Давайте теперь послушаем 2-3 пары и выберем лучшую ту, которая прочитает выразительнее и более точно передаст через интонацию характер героев.

-Какой вы представили Ёлочку? (Тихой, доброй, скромной, вежливой).

-Какой представили Сороку? (Болтливой, недоброй).

-Как стала жить Ёлочка после разговора с Сорокой?

-Долго ли жила Ёлочка в страшной тревоге и в волнении? (До 31 декабря).

-А что случилось 31 декабря?

-Прочитайте, как вёл себя человек, пришедший в лес?

-Почему Ёлочка потеряла сознание? (Она очень испугалась).

-Какое слово в тексте вам помогло понять , что пришёл добрый человек? (Улыбнулся).

-Прочитайте, что увидела Ёлочка, когда очнулась?

-Какие чувства испытала Ёлочка?

-Кто радовался вместе с Ёлочкой?

6. Сравнение сказки и стихотворения.

-Знаете ли вы, что эту же историю С.В.Михалков записал ещё и в стихах?

-Вот послушайте, что у него получилось. (Выходят 3 ученика, которые получили групповое домашнее задание и читают стихотворение С.В.Михалкова «Событие» наизусть).

1 ученик:

В лесу стояла ёлочка-

Зелёная иголочка,

Смолистая, здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её-

Так показалось ей.

2 ученик:

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздним вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

3 ученик:

Сверкают украшения-

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника! (Хором).

-Что вам понравилось больше: сказка или стихотворение?

-Скажите, а что происходит с ёлками, которые всё же срубают на Новый год, после праздника? (Их просто выбрасывают на свалку).

-Так что же, не надо больше наряжать ёлки на Новый год?

-Вы совершенно правы! Нужно наряжать искусственные ёлочки. А настоящие ёлки пусть растут в лесу и радуют нас своей красотой. Наверное, это и есть та главная мысль, которую хотел донести до нас автор.

7. Рефлексия.

-С каким произведением мы сегодня работали?

-А теперь подведём итог нашей работы. У вас на парте лежат круги трёх цветов: зелёный, жёлтый и красный. На доске вы видите ёлочку (сделана из мишуры на обратной стороне доски и открывается только в конце урока). Это не просто кружочки - это шарики для нашей ёлочки. (Украсить ими ёлочку следует на следующей перемене, так как на уроке не хватит времени).

-Если вам работалось легко, всё было понятно и интересно, то возьмите зелёный шарик.

-Если всё было понятно, но часто возникали затруднения, то возьмите жёлтый шарик.

-Если было трудно и ничего непонятно, то возьмите красный шарик.

-Покажите, какие шарики вы приготовили для украшения нашей ёлочки.

8.Домашнее задание.

1. Чтение сказки.

2.Подготовить чтение по ролям разговора Сороки и Ёлочки.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...