Урок по литературному чтению во 2-м классе на тему: С.В.Михалков «Новогодняя быль»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
-продолжить работу по совершенствованию осознанного, выразительного, беглого чтения;
-учить находить и понимать идейный смысл произведения;
-развивать образное и логическое мышление, устную речь и память учащихся, умение анализировать и обобщать;
-обогащать словарный запас;
-воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению во 2-м классе на тему: С.В.Михалков «Новогодняя быль»
Учитель начальных классов Елина Елена Борисовна
УМК «Школа России»
Тема: С.В.Михалков: «Новогодняя быль»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: дальнейшее знакомство с творчеством детского писателя С.В.Михалкова через раскрытие идейного смысла и анализа сказки «Новогодняя быль».
Задачи:
-продолжить работу по совершенствованию осознанного, выразительного, беглого чтения;
-учить находить и понимать идейный смысл произведения;
-развивать образное и логическое мышление, устную речь и память учащихся, умение анализировать и обобщать;
-обогащать словарный запас;
-воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Метапредметные умения:
Личностные:
-умение высказывать своё личное отношение к героям и событиям;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Регулятивные:
-умение прогнозировать деятельность;
-умение принимать и сохранять учебную задачу;
-умение выделять необходимую информацию из текста;
-умение оценивать правильность выполнения действий и умение вносить необходимые коррективы в исполнение.
Познавательные:
-умение извлекать необходимую информацию из разных источников для выполнения учебных заданий;
-умение строить речевые высказывания в устной форме;
-умение сравнивать, классифицировать и делать выводы.
Коммуникативные:
-умение правильно оформлять свои мысли и строить монологические высказывания;
-умение слушать, вступать в диалог и формулировать собственное мнение;
-умение строить продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок, начинается… (урок). Сегодня, ребята, будьте очень внимательными, активными, постарайтесь запомнить как можно больше информации, чтобы дома поделиться ею со своими родителями и друзьями.
2.Проверка домашнего задания.
-Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Русскую народную сказку «Два Мороза»).
-Сначала давайте проверим коллективное задание: чтение сказки. Работаем в паре: 1 вариант читает сказку от начала в течение 1 минуты, а потом, по моему сигналу, дальше сказку читает 2 вариант так же 1 минуту. (Чтение вполголоса).
-Пожалуйста, поднимите руку те, кому понравилось чтение соседа по парте.
-Какое ещё задание вы получили? (Иллюстрация сказки).
-Давайте отберём лучшие рисунки для классной выставки. Обоснуйте свой выбор.
-Несколько человек получили групповое домашнее задание, но мы увидим его позже.
-А теперь проверим индивидуальное домашнее задание. ( Два мальчика получили задание рассказать от имени Морозов то, как они морозили людей. Первый – от имени Мороза Красный Нос, а второй от имени-Мороза Синий Нос. Дома нужно было изготовить с родителями носы из любого материала. Эти дети освобождались от других видов домашнего задания, чтобы избежать перегрузки). Молодцы!
3.Актуализация знаний.
-О каком времени года мы читали произведения в последнее время? (О зиме).
-А вы любите зиму? Почему? (Свободные высказывания детей.)
-Вы сейчас вспомнили про Новый год. А знаете ли вы, что раньше этот праздник отмечали сначала 1 марта? Это связывали с началом весны и с пробуждением природы. Потом стали встречать Новый год 1 сентября. В это время заканчивался сбор урожая с полей.
И только чуть больше 300 лет назад царь Пётр Первый приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января.
-Отгадайте, пожалуйста, загадку: без чего не обходится этот замечательный праздник?
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год – я главная! (Ёлка.)
4. Сообщение темы и цели урока.
-Откройте учебник на с.203 и скажите: с каким произведением мы сегодня познакомимся? (Сергей Владимирович Михалков «Новогодняя быль»).
-А какими будут цели урока? (Возможные ответы детей: познакомиться с новым произведением, узнать что-то новое и интересное, учиться правильно излагать свои мысли и т. д.).
5. Чтение и анализ произведения.
1). Чтение сказки учителем. (Дети следят по учебнику).
2). Работа с произведением:
-Когда вы волновались больше всего?
-Почему С.В.Михалков назвал своё произведение былью? ( Такая история происходила на самом деле, то есть была в жизни).
-А можно ли назвать эту историю сказкой? Почему? Докажите.
-Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего).
-Какая была Ёлочка? Прочитайте, как автор описывает её в своём произведении.
-Докажите словами из текста, чувствовала ли себя Ёлочка одинокой?
-Почему слово «Ёлочка» в тексте написано с большой буквы? (Автор наделил Ёлочку человеческими чертами).
-Вспомним, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение).
-Что вдруг заставило Ёлочку однажды заволноваться?
-Найдите в тексте диалог Ёлочки и Сороки. (Работа в парах: чтение диалога в лицах).
-Давайте теперь послушаем 2-3 пары и выберем лучшую ту, которая прочитает выразительнее и более точно передаст через интонацию характер героев.
-Какой вы представили Ёлочку? (Тихой, доброй, скромной, вежливой).
-Какой представили Сороку? (Болтливой, недоброй).
-Как стала жить Ёлочка после разговора с Сорокой?
-Долго ли жила Ёлочка в страшной тревоге и в волнении? (До 31 декабря).
-А что случилось 31 декабря?
-Прочитайте, как вёл себя человек, пришедший в лес?
-Почему Ёлочка потеряла сознание? (Она очень испугалась).
-Какое слово в тексте вам помогло понять , что пришёл добрый человек? (Улыбнулся).
-Прочитайте, что увидела Ёлочка, когда очнулась?
-Какие чувства испытала Ёлочка?
-Кто радовался вместе с Ёлочкой?
6. Сравнение сказки и стихотворения.
-Знаете ли вы, что эту же историю С.В.Михалков записал ещё и в стихах?
-Вот послушайте, что у него получилось. (Выходят 3 ученика, которые получили групповое домашнее задание и читают стихотворение С.В.Михалкова «Событие» наизусть).
1 ученик:
В лесу стояла ёлочка-
Зелёная иголочка,
Смолистая, здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её-
Так показалось ей.
2 ученик:
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
3 ученик:
Сверкают украшения-
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника! (Хором).
-Что вам понравилось больше: сказка или стихотворение?
-Скажите, а что происходит с ёлками, которые всё же срубают на Новый год, после праздника? (Их просто выбрасывают на свалку).
-Так что же, не надо больше наряжать ёлки на Новый год?
-Вы совершенно правы! Нужно наряжать искусственные ёлочки. А настоящие ёлки пусть растут в лесу и радуют нас своей красотой. Наверное, это и есть та главная мысль, которую хотел донести до нас автор.
7. Рефлексия.
-С каким произведением мы сегодня работали?
-А теперь подведём итог нашей работы. У вас на парте лежат круги трёх цветов: зелёный, жёлтый и красный. На доске вы видите ёлочку (сделана из мишуры на обратной стороне доски и открывается только в конце урока). Это не просто кружочки - это шарики для нашей ёлочки. (Украсить ими ёлочку следует на следующей перемене, так как на уроке не хватит времени).
-Если вам работалось легко, всё было понятно и интересно, то возьмите зелёный шарик.
-Если всё было понятно, но часто возникали затруднения, то возьмите жёлтый шарик.
-Если было трудно и ничего непонятно, то возьмите красный шарик.
-Покажите, какие шарики вы приготовили для украшения нашей ёлочки.
8.Домашнее задание.
1. Чтение сказки.
2.Подготовить чтение по ролям разговора Сороки и Ёлочки.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-58838-1362423007.jpg)
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками». К уроку есть презентация....
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-40812-1350151312.jpg)
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"
Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-124497-1538480451.jpg)
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126462-1350483822.jpg)
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-89319-1549729709.jpg)
Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)
Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823685-1475348245.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...