Конспект к уроку литературного чтения "Подкидыш"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения  Д.Н. Мамин -Сибиряк "Подкидыш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_mamin-sibiryak.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Цель: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш»

Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.

Задачи:

  • Формирование навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения.
  •   Развитие мыслительной деятельности, правильной  речи, логического и творческого мышления;
  •  Формирование художественно – эстетического восприятия учащихся;
  •  Воспитание нравственных качеств личности, любви к природе, личного отношения к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности.

 Оборудование: Учебник,  , презентация, рабочая тетрадь.

                                                                Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и всем гостям. Приятного всем дня.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.(9 мин)

Домашним заданием было повторить стихи из раздела «Стихи русских поэтов»

Стихи каких поэтов мы с вами изучали?

Какие строки вам больше запомнились и почему?

Какая тема объединяет творчество изученных поэтов?

Задание «Стихотворение ищет свое название» (Определить автора стихотворения, его название и рассказать наизусть)

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

( С Дрожжин «Привет»).  

Край небес алеет

Утренней зарёй,

Божий храм белеет

На горе крутой.

(С. Дрожжин . «Зимний день»).

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От  зари алый свет разливается.

(И. Никитин «Утро»),

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

(И Суриков  «Детство»).

    3.   Сообщение темы и цели урока.  Подготовка к восприятию нового материала. (2  мин.)

Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

Что такое доброта?  ( Это все хорошее, красивое, счастливое. Например мама, весна, солнце и т.д.

Что же есть зло? (Нечто противоположное добру: дурное, плохое, зависть, вражда …)

Вот сейчас речь пойдет об одном таком человеке из рассказа Дмитрия  Наркисовича Мамина –Сибиряка из рассказа «Приемыш». Тема нашего урока: Д.Н.Мамин- Сибиряк «Приемыш». (слайд1 )

  1. Работа над новым материалом. (4 мин.)

Сведения об авторе.  Чтобы лучше вы узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Настя  и Лера расскажут нам о нем. ( слайд 2)

Ученик: Русский писатель Д.Н.Мамин - Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова.  Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения,  он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.

Ученик:

- Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

 Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую  её прочитать.

Учитель:

- Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».

Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. Эти слова – эпиграф к уроку. Писатель писал:

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

        

А Вы знаете, где находится этот Урал? (Урал – это регион, где располагаются Уральские горы.

- Как назвать одним словом то, чем восхищался писатель?)

Правильно-Родина.

5.   Работа с текстом.  (20 мин.)

А) Составление плана исследования

- О чем бы вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?

( Кто такой приемыш, кто герои, охарактеризовать их и т.д.)

Я предлагаю вам план работы: (слайд

Д, Н, Мамин –Сибиряк «Приемыш»

                           План  работы

Прочитав произведение

-познакомится с героями

-определить, кто такой приемыш

-охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль рассказа

-высказать свое отношение к прочитанному

Б)   Словарная работа    (Слайд   )

При чтении встретятся трудные слова, попробуем объяснить их смысл.

        Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

        Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания

        Бобылём - в одиночестве

        Увечить - физически расправляться, калечить

        Хиреет - болеет, чахнет

        Божья тварь - всё живое, созданное  Богом.

 Как называется это произведение? (Приёмыш)

Какие ассоциации у вас возникают при слове приемыш?

 Как вы думаете , что обозначает это слово? (сирота, которого взяли на воспитание чужие люди)

 Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)

 Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении?

 Давайте проверим , верны ли ваши предположения?

7.Первичное чтение текста по частям и работа над его содержанием.

Слушая 1 часть исследуем

*Где происходят события?

* Кто герои?  

1 часть- Рогулина Я

Итак, ответим на вопросы.

Слушая 2 часть исследуем

*Кто оказался Приемышем?

*Как «Приемыш» оказался в избушке у Тараса ?

2 часть- Лосев А, Овсянников Н.

Отвечаем на вопросы

Какие слова в учебнике характеризуют «Приемыша»?

-Оказывается, приемыш-это не только человек, в рассказе это кто?

-Почему лебедь -сирота?

А что можете сказать о Соболько ? Является ли он главным героем ?

Что общего в жизни собаки и лебедя ?

Работаем над 3 часть

*Прослушав 3 часть , выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.

3 часть- учитель

Что вы узнали о жизни Тараса?

(жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем, очень старый)

Прогнозирование

Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

(заслушаем несколько историй)

*Совпадет ли ваше мнение с концом истории?

4 часть- я

-Совпало ваше мнение с авторским?

-А мог ли Тарас не отпустить птицу?

-Что же Мамин - Сибиряк  хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? ( дети приходят к выводу, что подружиться легко, а расставаться тяжело). 

Подумайте и скажите, где можно применить знания, полученные в рассказе?

Физминутка

 

8.   Закрепление изученного

Работа в группах "Проталинки"

Впишите слова -действия, глаголы

9. Итог урока. 

(слайд    )(2 мин.)

- Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока

(дети зачитывают и отвечают) Д, Н,Мамин –Сибиряк «Приемыш»

                           План  работы

Прочитав произведение

-познакомится с героями

-определить, кто такой приемыш

-охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

-высказать свое отношение

Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?
( добрую душу и доброе сердце)
- Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».

10.Рефлексия (2мин.)

- Я предлагаю высказать свое мнение в следующих предложениях (слайд 14)

Закончи предложения:

Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять…

Для меня было сложным…

Мне понравилось …

11.Домашее задание и оценки

Выучить наизусть один из монологов Тараса

-Оценки за работу получают…..

 Теперь послушайте отрывок из стихотворения Н А Заболоцкого “Просьба”.

Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны, 
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце, сердце человечье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

« Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Конспект к уроку литературного чтения "Б. Окуджава "Весна"

Урок развивает творческие способности. Работа проводится в группах, созданных по желанию детей. Использовано экспериментальное задание. Много внимания уделено развитию речи...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Конспект к уроку литературного чтения Е.Чарушин "Кабан"

Предмет: литературное  чтениеКласс: 4УМК «Школа России"Учебник: Л.Ф.Климанова, Родная речь.  Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2- 3-е изд.-М..:Просвещение,2008Тема раздела: «Природа и ...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...