Открытый урок
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бойко Ольга Вячеславовна

Открытый урок по предмету "Обучение грамоте" в 1 классе. Тема: Звуки [г], [г'], буквы Г, г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока обучения грамоте (чтение)

в 1 классе

Подготовила:

учитель начальных классов

Бойко Ольга Вячеславовна

Тема: согласная буква Г, звуки [Г] и [Г’].

Задачи: познакомить учащихся с буквами Г, г; совершенствовать навыки чтения, учить характеризовать звуки; развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, память; учить дифференцировать парные звонкие и согласные звуки; расширять кругозор.

Формируемые УУД: умение ставить учебную задачу и  добиваться её выполнения, осуществлять самоконтроль, умение работать в паре, следовать точно инструкции учителя, умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами, сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, Повернитесь, улыбнитесь.

Дети: Мы гостей сегодня ждали.

            Их с волнением встречали.

             Не судите очень строго,

             Ведь учились мы не много.

Учитель:

Повернитесь ко мне лицом

Ровненько встали, осанку поправили.

Сели, притихли, начнём наш урок.

Возьмите за руку своего соседа, поделитесь  теплом своих рук друг с другом. А с вами со всеми хочет поделиться своим теплом солнышко. Представьте, что оно спустилось к вам на ладошки. Какое оно?

Дети: тёплое, доброе, весёлое, жёлтое.

Учитель: А теперь поднимем руки вверх и отпустим солнышко. Вот оно.

(вешаю солнышко на доску)

Солнышко будет посылать нам свои лучики с заданиями, будет наблюдать за вашей работой и радоваться нашим успехам.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Солнышко протянуло первый лучик и вот вам первое задание (снимаю с лучика карточку с заданием)

Расскажите мне о буквах и звуках, друзья.

Ведь пока читать не умею я.

Расскажем:

-Сколько букв в алфавите? (33)

-Сколько гласных букв? (10)

-А сколько гласных звуков? (6)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

-Из чего состоит речь? (из предложений)

-Из чего состоят предложения? (из слов)

-На какие части делятся слова? (на слоги)

-На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

-Какими могут быть гласные звуки? (ударными и безударными)

-Какими могут быть согласные звуки? (твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими)

-назовите звонкие согласные, которые мы изучили;

-назовите глухие согласные, которые мы изучили;

-какие из них парные;

-назовите гласные, которые делают согласный звук твёрдым;

-назовите гласные, которые делают согласный звук мягким;

-назовите гласные с секретом.

У вас на партах листочки с буквами. Приготовьте простой карандаш. Точно выполняем мою команду.

1. Зачеркните все гласные буквы.

2. Зачеркните все согласные, которые повторяются дважды.

3. Что осталось? (столкнулись с проблемой, осталась неизвестная буква)

А  Б  Б  О  М  М И  У  С  С  Г  В  В

    С какой буквой будем знакомиться на уроке? Может кто-нибудь знает?

(с буквой Г)

III. Постановка целей, задач урока.

Какие учебные задачи поставим сегодня на уроке? Чему мы должны научиться?

-Познакомиться с буквой.

-Узнать какие звуки она обозначает.

-Читать слоги и слова с этой буквой.

-Поработать над словами (деление на слоги, звуко-буквенный анализ)

-Научиться писать печатную букву.

IV. Работа по теме урока. Знакомство с буквами Г,г, звуками  [г] и [г’].

1. Солнышко пригрело, и на полянку прилетели погреться…

Посмотрите, кто…

Как одним словом можно назвать?

Перечислите (дятел, сова, кукушка, сорока, гусь)

Как вы думаете, кто здесь лишний? (гусь)

Почему? (домашняя птица, в слове есть буква г)

Как подаёт голос гусь? (га-га-га)

Что он делает? (гагочет)

Но гусь, ребята, не просто так пришёл на полянку. Он пришёл к вам за помощью.

Послушайте его историю.

Однажды гусь решил пойти в птичью школу. Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:

- С какого звука начинается слово, которым тебя называют?

Растерялся гусь, не смог ответить на вопрос.

Помогите гусю, назовите первый звук в слове гусь.

Произнесите его три раза (г-г-г)

Как мы его произносим?

Какой он? (согласный)

Почему? Докажите (не поётся, состоит из голоса и шума, при произношении встречает препятствия)

-Проверим, звонкий он или глухой.

а) закрываем ушки ладошками, произносим (звенит)

б) руку на горлышко (трепещет)

-Какой ещё звук [г]? (парный)

-Назовите пару [к]

-Ещё раз произнесите слово гусь.

-Какой звук в слове, твёрдый или мягкий? (твёрдый)

-А как вы думаете, бывает ли звук г мягким? (да)

-Придумайте гусю имя, чтобы в слове звук [г] был мягким. (Гена, Геркулес)

Вот теперь вы можете рассказать гусю всё, что вы знаете про звук [г].

( Звук [г] согласный, парный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий)

2. Солнышко не отдыхает, второе задание вам посылает (снимаю с лучика задание). Просит оно:

Разобраться помогите.

Где какой звук в слове установите.

Каждому ряду своё слово, зашифрованное в загадках.

1. Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.     (Книга)

2. Пером сеют.

Глазами жнут.

Головой едят.

Памятью переваривают.    (Грамота)

3. Голубочка бела в избу влетела.

Что на свете видала, про всё рассказала.    (Газета)

У вас на партах звуковые наборы. Используя эти карточки составьте схемы слов. Работаем в парах.

Проверяем. (За доской слова и схемы, открываю)

-Что объединяет все эти три слова?

-Как они связаны между собой по смыслу?

-Чему мы учимся на уроке обучения грамоте? (читать)

-Значит, объединяет их …(чтение)

Вот  и мы скоро приступим к этому увлекательному процессу, но сначала поговорим о букве.

-На что похожа буква Г?

-Почему у меня на доске их четыре? ( Г г  и две письменные)

-Постройте букву из карандашей.

Физкультминутка

А теперь мы тихо встанем.

Ножки вместе мы поставим.

Левую руку в сторону мы водрузим.

Не кочергу, а букву Г изобразим.

Сядем за парту  тихонько

И распоёмся легонько.

3. Поём гласные: а о у ы э

                               я ё ю и е

4. Поём алфавит. На мелодию «Подмосковные вечера»

5. Читаем нараспев:

га-а, го-о, гу-у, гы-ы, ге-е, ги-и, ги-я.

6. Разминка диктора:

аоу   иоа   оуи   оие  уаи  оао

7. Читаем волнами:

го   гу   гы   ге   ги   га   гя

8. Читаем  «роботом»:

аг          гна          гал          аг-ма          лу-га

ог          гно          гол          ог-мо         го-ра

уг           гну          гул           уг-му          гро-за

ыг           гны         гыл         ыг-мы         гло-бус

иг            гни         гил           иг-ми         го-ло-ва

ег             гне         гел           ег-ме          ги-та-ра

яг           гня          гня          яг-мя           го-лу-би

9. Читаем по выбору. (дети самостоятельно выбирают для себя столбик для чтения и читают его)

Молодцы!  

10. Солнышко вам улыбается и посылает следующее заданьице. (снимаю с лучика)

Мой лучик сквозь деревья прошмыгнёт,

И маленькая шляпка подрастёт.

-О какой шляпке идёт речь в загадке? (о грибной)

-Где в слове гриб слышится звук [г]? Какой он?

-А какие грибы вы знаете? (дети называют грибы)

-А какие грибы собрал Петух, мы узнаем, когда соединим шляпки и ножки, разломавшихся грибов.

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Честь и слава грибнику.

Я наполнил кузов мой

 И бегу скорей домой.

Из -под ёлки фыркнул ёж:

«Все грибы ты растрясёшь!»

 Ёжик прав. У петуха

В кузовке одна труха.

(Два ученика у доски собирают грибы, соединяя шляпки и ножки. Читают названия, делят слова на слоги, ставят ударения.)

-В названии какого гриба есть звук [г]?

-Какой гриб остался без ножки? Почему? (один слог)

11. Петух собрал такие грибы. А вот какие грибы собрали дети Гена и Галя, мы узнаем, когда откроем учебник на странице 129.

-Читаем текст о грибах, стихотворение.

-А какие грибы вы видите в городе Грибов?

-Чем заняты жители города?

Дома, по желанию, кто захочет, придумает сказку о городе грибов.

12. А сейчас посмотрите на солнышко. Оно вам улыбается, радуется и просит:

Я прошу вас открыть тетрадь

И заглавную с маленькой буквы г написать.

А ещё напишите слоги, слова:

Гена, Галя, гриб, голова.

(дети открывают тетради по чтению и печатают буквы, слоги, слова)

Физкультминутка

Галя шла, шла, шла.

Белый гриб нашла.

Раз грибок, два грибок

Положила в кузовок.

Принесла грибы домой.

На плиту поставила.

И сварила суп грибной

И ещё пожарила.

Сели, поели, отдохнуть успели.

V. Первичное закрепление.

1. Не только Галя грибы нашла, но и я ходила в лес и принесла вам целую корзину грибов и хочу  их раздать (раздаю карточки с нарисованными грибами, у которых  на ножке с одной стороны и на шляпке с другой стороны написана буква Г)

-Найдите на ножке букву Г, закрасьте её так, чтобы было понятно, какие звуки она обозначает.

-Покажите мне, гостям.

-Каким может быть звук [г]?  (твёрдым и мягким)

2. Что за слово странное,

Совсем не иностранное?

  (показываю карточку со словом ГНОМ, в котором буквы перевёрнуты)

Это слово – гном.

У нас в гостях наши любимые гномы Тим и Том.

Играем. Если [г] – мягкий – зовём Тима, если [г] – твёрдый – зовём Тома.

( Горы, Гена, гусли, сапоги, город, попугай, герой, бегемот, гром, голос.)

3. Солнышко улыбается, гордится вами и шлёт ещё одно задание.

Есть у меня слова: города, гул, гора.

Надо в них буквы переставить

И другие слова составить.   ( дорога, рога , луг)

А используя буквы в «грамоте», 5 маленьких слов составьте.

(гром, рот, том, гам, рота, грот, рама и так далее)

Молодцы! Думаю, что, выполнив все задания, вы стали чуть-чуть умнее.

VI. Итог урока. 

С задачами, которые ставили в начале урока, мы справились? Проверим.

Загибаем пальчики:

-с буквой познакомились? (да)

-научились читать слоги, слова? (да)

-научились писать печатную букву? (да)

-над словом работали? (да)

-узнали, какие звуки обозначает буква г? (да)

-каким может быть звук [г]? какой он?

Правильно. Вот с каким багажом вы уйдёте сегодня с урока обучения грамоте.

VII. Рефлексия.

Вы довольны собой? (да)

Возьмите грибок, переверните его, найдите на шляпке букву г.

Если вы довольны собой и считаете, что у вас всё получилось, и вы усвоили тему урока, то разукрасьте букву красным цветом. Если что-то не получилось – жёлтым. А если вам было сложно и вы ничего не запомнили – синим.

Покажите мне, гостям.

-Ну, а теперь довольное солнышко скрылось за тучку, налетел ветер и унёс гласные из слова. Если мы догадаемся, какие это гласные, то узнаем, что нас ждёт впереди.

П…Р…М…Н…     (перемена)

Урок окончен! Отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...