Урок литературного чтения "Считалка, скороговорка или дразнилка?"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кохан Марина Петровна

Урок литературного чтения  1 класс  разработан по УМК « Перспективная начальная школа». Способствует  обобщению  знаний  учащихся о малых фольклорных  жанрах, развивает  умение различать считалки, скороговорки, дразнилки; формирует внимательное  отношение  к слову,  воспитывает  интерес к изучению фольклорных  жанров.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya1_kl.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon teksty_na_urok.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения
«Перспективная начальная школа»
1 класс
 
Учитель: Кохан М.П.
Тема: Считалка, скороговорка  или   дразнилка?

Цели  урока:  познавательные УУД - обобщить знания учащихся о малых фольклорных  жанрах,    развивать умение различать считалки, скороговорки, дразнилки;  - развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям;
работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;  
Личностные УУД - воспитывать интерес к изучению фольклорных  жанров.  Регулятивные УУД – учить детей ставить перед собой цели, анализировать эмоциональное состояние полученные от успешной (неуспешной) деятельности

Коммуникативные УУД
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
- учить ориентироваться в учебнике, тетради;
- учить детей работать самостоятельно, в парах.

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, тексты.

                                            Ход урока: 

I
Самоопределение к деятельности
У:
  Встали все у парт красиво,                                                                                                       Поздоровались учтиво.                                                                                                                                                                                                                                                               Тихо сели, спинки прямо.                                                                                            Все легонечко вздохнем                                                                                               И занятие начнем.                                                                                                       Улыбнитесь друг другу, хорошего вам настроения!

Ребята,  готовы продолжить  наше путешествие  вместе с Ученым котом, Машей и Мишей? Тогда в путь! (слайд 2)

 II. Актуализация знаний и мотивация. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. 
У: Откройте учебник на стр.45 ,посмотрите,  куда мы пришли, и кто нас встречает? (слайд 3)

(Свободные высказывания детей)

У:  Как вы думаете, чем занимаются сказочные дети в лесной школе? (Свободные высказывания детей)

Раньше они учились правильно вести себя в сказках, а сейчас в волшебном лесу открылась библиотека и все сказочные дети учатся читать.

  -Мальвина спрашивает, чему вас учили  на Огородах Бабы Яги?  (слайд 4)
  - С какими обитателями огорода вы повстречались?
Д:  С Репейником, Ромашками  и Одуванчиками.
У: - Давайте вспомним, с какими литературными жанрами они нас познакомили?
Д: - Докучная сказка, считалка, загадка, закличка, скороговорка.

У: Итак, тема нашего урока: Считалка, скороговорка или дразнилка? (слайд 5)

Давайте сформулируем цели урока:   

  • Нужно повторить…секреты считалок, скороговорок                                  
  • Хочу узнать…секреты дразнилок
  •  Хочу  научиться….различать считалки, скороговорки, дразнилки.


У: Что любят слушать Репейники?  Назовите законы докучной сказки. (Слайд 6)

  Докучная сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же. Каждая докучная сказка состоит из двух неравных частей: первая имитирует начало настоящей сказки, вторая  часть резко обрывает рассказ предложением рассказать ли тебе сказочку сначала?
Д: - Наличие повторов и хождение сюжета по кругу.
У: - Что любят слушать Ромашки? Назовите секреты считалок

 (слайд 7) 

 Д: - Игра звуков и слов. Ритм. Выбор водящего. Счет и концовка указывает на того, кто выходит.

Секреты считалок.

  1. Зашифрованы числа: раз, двас, трибабас, пяток, шесток.
  2. Слова: Выйди вон! Тебе водить! Поди вон!

У: - Что любят слушать Одуванчики? Назовите секреты загадок.

 (слайд 8)

Загадки любят и взрослые и дети. Загадки это игра и состязание, развлечение и учение
Д: - Две части,  в первой части  содержится тайна ,секрет загадки, а во второй дается  «ниточка» к разгадке ,используется  прием олицетворения, чтобы разгадать загадку надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать
У: - Что любят слушать подсолнухи? (слайд 9)

Да, люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями. Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички. У: - Что любит слушать крапива? Секреты скороговорок

Игра звуков и слов, юмор, быстрое произношение труднопроизносимых слов.

 Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов:   СКОРО  и ГОВОРИТЬ. Скороговорку  надо произносить  быстро («скоро говорить»), не запинаясь;  это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение). 

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Сказочные дети приглашают вас отдохнуть (слайд 11,12,13)

 Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

-станет  талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево, вправо десять раз.

Вот  Дюймовочки слова:

-чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Посмотрите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Поживешь ты много лет.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Посмотрите-ка опять:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

У:  откройте уч. С46 (слайд 14)

 Мальвина спрашивает у Миши- может ли он по первой  строчке сказать, что это: скороговорка  или считалка? Миша говорит, что это дразнилка. Ребята, а вы знаете, что такое дразнилка? (слайд 15,16,17)

-Мой братишка заболел:                       -  Ябеда - корябеда,

Аппетиту нету –                                      Соленый  огурец,

Три кастрюли супу съел,                       На полу валяется,

 сто одну котлету!                                   Никто его не ест.

-Рева корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

-Три пятачка!

Дразнилка-это чепуха, нелепица, перевертыш. Дразнилки высмеивают лень, жадность, обжорство, трусость и прочие дурные привычки детей.

Игра слов, смех, обида - секреты дразнилок.

У: Маша говорит, что нужно выслушать текст до конца. А как думаете вы?

Чтение текста на стр.47(слайд 18)

Работа в  тетради стр.30 задание 2(слайд 19)

 III. Самостоятельная работа. Применение знаний (слайд 20)

У:  Сегодня к уроку я приготовила для вас тексты. Предлагаю вам выбрать считалки, скороговорки, дразнилки.   Работаете в парах. Читайте тексты друг другу по очереди.
- Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. (Приложение)

IV. Рефлексия деятельности. (Слайд 21)

Я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:
Я сегодня узнал…                                                                                                                 Мне было …
Больше всего мне понравилось…                                                                                     Что бы вы пожелали себе, одноклассникам…
(слайд 22)



Предварительный просмотр:

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!

Ежу на ужин паук нужен.

 

Коля, Коля, Николай,                                                                                                           Сиди дома, не гуляй.                                                                                                            Чисти картошку,                                                                                                                Ешь понемножку.

                                                                                                                                                                                                                   

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли  сказочку сначала?

Плыл по морю чемодан.
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Кто не верит – выйди вон!

Лешка-Лепешка,                                                                                                                           голова с лукошко.                                                                                                              Шапка колышком,                                                                                                                  ноги бревнышком.

Шапкой  Мишка  шишки сшиб.

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.

  Раз, два-

Синева!

Три, четыре-

Солнце в мире!

Пять, шесть-

Речка есть!

Семь, восемь-

Майки сбросим!

Девять, десять-

Загораем целый месяц!

 На дворе трава,

А  на траве дрова.

Месяц-дружок,
Золотой рожок,
Выйди на дорожку,
Посвети немножко!

Юля - подлиза

Упала с карниза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...