Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_perspektiva_4_kl.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых  результатов начального  общего образования.

           Литературное чтение- один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии,- изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формирование коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучение по другим школьным дисциплинам.

       Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусство слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию- важное средство самообразования.

       Цели обучения литературному чтению:

         - развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

          -приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений.

     Задачи обучения литературному чтению:

        - обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

        - введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интерес к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

                                                                       

             Общая характеристика курса

            Литературное  чтение как систематический курс идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процесс чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки. Понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведение как искусство слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения  работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.

             Основой составляющей содержание курса являются  художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира(логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида(художественных и научно-познавательных) создает условия для более глубокого понимания словесного  искусства.

               Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической  ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно-нравственной культуре России.

             Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

         Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

        Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная  деятельность.

        Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

        Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

        Первый раздел программы- «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»- ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

       Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает  во внутри плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умение интонационно объединять слова в словосочетания  и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения(беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и. как следствие, успеваемость ребенка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70-80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

       Содержание курса включает формирование умения слушать речь(высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

        Развитие умения говорить(высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог)обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения(кто, что и кому говорить? Как и зачем?). учащиеся учатся ставить перед собой цели (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание , оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

        Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложение и небольшие сочинения на основе прочитанных текстов.

        Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

         Следующий раздел-«Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

         Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений(деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов(текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать. Как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текста (с помощью учителя).          

            Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности. Формирование нравственно-эстетических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах, понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

           Программа предусматривает знакомства детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: беглое чтение словами, сочетаниями слов.

— Увеличение «поля» чтения путем овладения приемами целостного чтения: интонационное объединение слов в составе словосочетаний, предложений и фраз.

— Осознанное чтение про себя произведений различных жанров с последующим воспроизведением их содержания.

— Качества навыка чтения: сознательное, правильное и выразительное чтение с темпом 80—90 слов в минуту, умение

самостоятельно подготовиться к выразительному чтению, передать через интонацию свое отношение к прочитанному.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Умение самостоятельно пересказать текст (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий.

— Умение выделить основной смысл прочитанного текста и сформулировать его главную мысль своими словами.

— Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки и др.) и рассуждения; с заменой диалога повествованием.

— Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанными, включение в рассказ элементов описания, рассуждения.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Культура общения с собеседником: точность выражения мысли; содержательность речи; умение слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником.

— Формирование выразительной стороны речи и чтения: работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением и паузой, мелодикой речи), умением произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т. д.

— Ориентировка в учебной книге по ее оглавлению. Самостоятельное использование методического, ориентировочного и справочного материала книги, вопросов и заданий

к текстам, сносок. Ориентировка в таких понятиях, как: красная строка, абзац, заголовок, подзаголовок.

— Формирование умения самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную), ориентируясь на собственный интерес, рекомендованный список литературы.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром

1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Формирование умения видеть и открывать красоту окружающего мира, многообразие его форм. Сопоставление своих впечатлений с эстетическим восприятием мира художником слова, изобразительного искусства.

— Умение эмоционально откликаться на различное состояние природы и выражать свое настроение в слове, красках,музыке; выбирать произведения искусства, созвучные своемунастроению.

— Развитие наблюдательности, умения находить необычное в обычном, сравнивать, сопоставлять предметы (приметы окружающего мира, явления), давать им эстетическую оценку.

— Наблюдение за настроением людей в различных ситуациях.

2. Слушание художественных произведений.

— Развитие интереса к слушанию рассказов, стихов, басен, стимулирование при их воспроизведении активности детей.

— Умение сопоставлять эмоциональное состояние при слушании литературных произведений и восприятии музыки, картин, объединенных общей темой, общим настроением.

— Заучивание стихотворений наизусть. Развитие поэтического слуха, наблюдение за мелодикой поэтической речи; воспитание эстетической отзывчивости на прочитанное.

— Слушание литературных произведений (по выбору учащихся).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Размышление над прочитанным произведением, выявление вопросов и проблем, интересных для обсуждения.

— Нахождение при самостоятельном чтении точных слов и выражений для описания героя, места действия, конфликтных ситуаций и т. д.

— Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему и выявление художественных особенностей текста, настроения героев и авторского видения.

— Формирование своего отношения к прочитанному; определение главной мысли произведения; отношения автора к героям.

— Развитие наблюдательности при чтении поэтического текста, умение находить в нем с помощью учителя сравнения,

метафоры (без терминов), умение оценить выбор автором средств художественной выразительности.

— Устное рисование портрета героя с опорой на художественный текст.

— Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев.

— Умение воссоздавать различные эмоциональные состояния героя на основе слов, характеризующих его настроение.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Драматизация прочитанных произведений (по выбору).

— Сравнение произведений с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т. д.). Самостоятельное описание предмета по аналогии с прочитанным, использование сравнений, олицетворений, эпитетов.

— Придумывание сказочных историй об окружающих предметах по аналогии со сказками Г. Х. Андерсена.

— Развитие умения переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т. д.

— Развитие умения самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета.

— Формирование умения описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции.

— Различение жанров художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделение их характерных признаков.

Былина — героико-патриотическая песня, сказание об исторических событиях и богатырях Древней Руси. Былина  жанр, имеющийся только в русском фольклоре.

Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о каком-либо случае, эпизоде из жизни героя.

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное стихами. Оно ритмически организовано, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли человека (лирического героя).

— Умение сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой.

— Совершенствование умения по созданию своего варианта сказки на известный сюжет.

— Развитие умения составлять загадки с использованием метафор; развитие творческого воображения учащихся.

— Формирование умения составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения.

— Умение сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображенных событий; составление обобщенного представления об авторе произведения.

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

— наизусть 10—12 стихотворений;

— 5—6 книг по темам детского чтения.

Учащиеся должны уметь:

— читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;

— читать про себя произведения различных жанров;

— читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

— передавать при чтении свое отношение к содержанию, героям произведения;

— выражать свое отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

— находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

— находить метафоры и сравнения на примере загадки;

— различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

— пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

— соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

— составлять план, озаглавливать текст;

— различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать свое отношение к прочитанным произведениям;

— пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

— выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

— находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

— находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

— пользоваться ориентировочносправочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

— выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

— определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

                                                                       Содержание курса

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Книга в мировой культуре

2

2

Истоки литературного творчества

14

3

О Родине, о подвигах, о славе.

8

4

Жить по совести, любя друг друга.

8

5

Литературная сказка.

10

6

Великие русские писатели.

23

7

Литература как искусство слова.

2

8

Словарь.

1

Итого:

68

 

                                                         Список литературы

  1. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.1 / Сост. Л.Ф.Климанова, Горецкий , М.П., 2011г.
  2. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч.2 / Сост. Л.Ф.Климанова, Гг.орецкий,М.П.,2011

                                                              Тематическое планирование по литературному чтению в  4 «б» классе

(2ч.в нед., 68ч. в год)

Кол-во час.

Дата проведения

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к  уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашняя работа

1 четверть

1-2

2

Вводный. Книга в мировой культуре. ТБ

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Создать энциклопедию книг

3

1

Истоки литературного творчества. Пословицы разных народов.

Урок повторения изученного

 

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Текущий контроль: чтение пословиц наизусть

Разбить на группы (1-2 вар)

4

1

Святой источник (библия, каран).

Прочитать и перессказать

5

1

Из книги притчи Соломоновых. Притча о сеятеле.

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ притчей

Знать названия, основное содержание притчей

Уметь:

– определять главную мысль притчей, анализировать

– читать отрывки из былин наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: осознанное чтение

Прочитать и перессказать

6-7

2

Былины. Исцеление Ильи Муромца.

Урок введения новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои былин. Виды речевой деятельности

Найти другие былины

8

1

Ильины три поездочки.

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Знать сод.

9

1

Славянский миф.

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

перессказать

10

1

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях

Найти мифы

11

1

Болтливая птичка.

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

Осмысление цели чтения

Перессказать, сделать иллюстрацию

12

1

Три бабочки.

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: осмысленное чтение текста

Провести беседу с родителями

13

1

Контрольное тестирование по теме «Истоки литературного творчества».

Урок развития умений

Урок обощения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов

14

1

Работа над ошибками

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Прочитать любой рассказ

15

1

Семейное чтение. Царь и кузнец.

Урок обобщения

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Читать произведения с родителями

Совместное чтение с родителями, проанализировать

16

1

Семейное чтение. Шрамы на сердце.

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Совместное чтение с родителями, проанализировать

2 четверть

17

1

О Родине, о подвигах, о славе. Наше Отечество. К.Ушинский.

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

– читать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка

Знать содержание

18

1

Мой друг! Н.Языков. Русь. С.Романовский.

Урок развития умений

и навыков

Герои произведений. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

анализ

19

1

Александр Невский.

Урок изучения новой темы

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Текущий контроль: выразительное чтение

Сравнить с историей

20

1

Слово о побоище ледовом. Н.Кончаловская.

Урок закрепления изученного

Иллюстрация в книге

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: выразительное чтение

перессказать

21

1

Дмитрий Донской.

Урок повторения изученного

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Составить план ответа

22

1

Куликовская битва.

Урок обобщения изученного

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

– различать жанры художественной литературы

Осмысленное чтение текста

Сделать карту

23

1

Михаил Кутузов.

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать  произведения;

– различать жанры художественной литературы

Осмысленное чтение текста

Содержан ие произведения

24

1

Великая Отечественная война.

Комбиниро-ванный

Жанры. Главная мысль

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Текущий контроль: краткий пересказ текста

содержание

25

1

Жить по совести, любя друг друга. Детство. А.Толстой.

Урок обобщения изученного

 Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Осмысленное чтение текста

Прочитать и сост. план

26

1

Детсво. И.Суриков.

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль

Сравнительная характеристика 2-х произведений

27

1

Тимур и его команда. А.Гайдар.

Урок сообще-ния инфор-мации о правилах работы с книгой

Умение работать

с книгой

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль:

Осознанное чтение

Дочитать до конца, знать содержание

28

1

Самое главное. М.Зощенко.

Урок изучения новой темы

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– различать жанры художественной литературы

Текущий кон-троль: чтение текста

Солержание текста

29

1

Итоговая контрольная работа за  полугодие по теме «О родине, о подвигах, о славе»

Урок закрепления изученного

Использовать полученные знания

Текущий контроль

30

1

Работа над ошибками

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий контроль: выразительное чтение

Сделать анализ любимой книги

31

1

Смеялись мы  -- хи-хи.И.Пивоварова.

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

Выразительное чтение

Сделать иллюстрацию, перессказать

32

1

Дневник Коли Синицина. Н.Носов.

Урок развития знаний

и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя.  

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

содержание

3 четверть

33

1

Литературная сказка. Якоб и Вильгельм Гримм. Белоснежка и семь гномов.

Урок повторения изученного

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

О сознанное чтение сказок

перессказать

34

1

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик.

Комбиноро-ванный

Правильное, сознательное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Итоговый: чтение текста вслух и про себя

перрессказать

35

1

Шарль Перро. Спящая красавица. Блиц турнир.

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Текущий контроль: чтение по ролям

перессказать

36

1

Ганс-Христиан Андерсен. Дикие лебеди.

Уроки повторения изученного

Работа со сказками. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Текущий контроль: чтение по ролям

Перессказать

37

1

Ганс-Христиан Андерсен. Пятеро из одного стручка.

Урок повторения изученного

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Тематический контроль: творческие задания в тетради

по чтению

Перессказать, сделать иллюстрацию

38

1

Ганс-Христиан Андерсен. Чайник.

Урок комби-нированный

Связной рассказ. Элементы

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Тематический контроль: творческая работа

содержание

39

1

Сказочка о счастье. И.Токмакова.

Урок повторения изученного

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.

Устное изложение текста по плану

Тематический контроль: выявление художественных средств

содержание

40

1

Аленький цветочек. С.Т.Аксаков.

Урок развития знаний

и умений

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение

Пересказ

41

1

Мафин печет пирог. Э.Хоггарт.

Урок обобщения изученного

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Тематический контроль: творческий пересказ

перессказать

42

1

Маленькие и большие секреты страны литературии.

Комбини-рованный

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Использовать знания

Любое произведение проанализировать

43

1

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Сказки Пушкина.

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Текущий контроль: выразительное чтение

Выучить отрывок

44-45

2

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Урок закрепления изученного

Иллюстрация в книге

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: выразительное чтение

Сравительная характеристика произведений Пушкина

46

1

Осень. А.С.Пушкин.

Урок повторения изученного

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Выучить стих.

47

1

«Гонимы вешними лучами…»

Урок обобщения изученного

Сюжет,  Главная мысль

Чтение отрывка наизусть

выучить

48

1

«Еще земли печален вид…» Ф.Тютчев.

Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персо-наж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

выучить

49

1

Вечерний звон. И.И.Козлов.

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений

Текущий контроль: чтение (отрывка) наизусть

выучить

50

1

Контрольное тестирование по теме «Литераурная сказка».

Урок развития умений

и навыков

Урок обощения и контроля изученного

Использовать полученные знания

Тематический кон троль

51

1

Работа над ошибками.

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

Тематический контроль: творческая работа

Продолжить  аблицу

52

1

Сказочный марафон.

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать отрывки из сказкок

– различать жанры художественной литературы

Анализ прочитанных сказок

4 четверть

53

1

М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины…»

Урок обобщения изученного

 Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

выучить

54

1

Дары Терека. Утес.

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий кон-троль: чтение отрывка наизусть

выучить

55

1

 Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Бородино

Урок закрепления изученного

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть (отрывок)

Выучить отрывок

56

1

Бородино.

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Текущий контроль: выразительное чтение

выучить

57

1

Л.Н.Толстой. Маман. Ивины.

Урок повторения изученного

Осознанное чтение,

58

1

И.С.Никитин. «Вечер ясен и тих…»

Урок развития знаний

и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

выучить

59

1

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…»

Урок закрепления изученного

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

Текущий: коллективное составление схемы рассказа

выучить

60

1

Н.А.Некрасов. Мороз, Красный нос.

Урок повторения изученного

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Рассказать сод.

61

1

Экскурсия в музей школы.

Урок экскурсия

Правила поведения в библиотеке

чтение текста вслух и про себя

 Составить рассказ

62

1

Л.Н.Толстой. «Был русский князь Олег…»

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: чтение по ролям

перессказать

63

1

Произведения Л.Н.Толстого.

Уроки повторения изученного

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Связной рассказ. Элементы

Текущий контроль: осознанное чтение

содержание

64

1

Инсценировка басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Урок повторения изученного

Тематический контроль: творческие задания в тетради

по чтению

Выучить роли

65

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Тематический контроль: творческая работа

Составить план к прочитанному

66

1

Итоговая контрольная работа за год по теме «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Урок контроля знаний и умений

Использование полученных знаний на практике

Уметь использовать полученные знания

Тематический контроль

67

1

Работа над ошибками.

Урок развития знаний

и умений

Урок обобщения изученного

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Тематический контроль: творческий пересказ

68

1

Закрепление навыков работы со словарями.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Уметь пользоваться со словарем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...