Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Зуева Ольга Алексеевна

Тема: А.Рылов "Полевая рябинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока.

Тема: «Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"»

Планируемые результаты:

- личностные: развить самостоятельность, терпение, старание.

- предметные: познакомятся с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  научатся «читать» картину; осмысливать и понимать  её содержание, научатся  работать с живописным произведением, чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник.

Тип урока: открытия новых знаний.

Оборудование: презентация, учебники, карточки, рамочки .

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Мотивационный

Метод: словесный

Приёмы: объяснение смысла пословицы, орфографический анализ.

4 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ольга Алексеевна.

 

Уметь строить речевое высказывание,

Самоконтроль.

Актуализация

Метод: словесный

Прием: создание проблемной ситуации.

10 мин.

 На слайде появляются понятия :Тема текста, тема картины, основная мысль текста, главное переживание (в картине). Ребята, вы уже знаете, что такое Тема текста и основная мысль текста. Кто-нибудь помнит значения этих понятий? Посмотрите 7на стр.30. Кто может прочитать? Какие главные слова принесла нам сегодня Летучая Мышь? Они выделены на страничке.  Тему и главное переживание. Читаем по учебнику с 42 Закройте учебник. Хорошо, сейчас мы с вами прочитали   новые понятия: тема картины, главное переживание (в картине). (появляются на слайде)Скажите, ребята, чем похожи эти понятия? Как в тексте, так и в картине есть тема, что помогает понять название произведения. Во всех произведениях есть основная мысль, а в картине мы будем называть главные переживания автора. Хорошо. Откройте свои учебники на стр.41.№29 

 

 Формировать умение сравнивать понятия и находить общее

Познавательные

(понимание проблемы)

Решение учебной задачи

Метод: практический (анализ)

Прием: языковой материал.

4 мин.

 Чтобы узнать тему нашего урока. Отгадайте загадку:

Это дерево по моде,

Осенью одели вроде,

У зеленого пальто,

Пуговки красны зато.

(Рябина)

Мы сегодня с вами постараемся увидеть, что художник может отразить в своей картине  по репродукции картины Аркадия Рылова. (Портрет художника) «Я посвятил свое искусство родному пейзажу, потому что люблю свою страну, люблю ее природу» (А. Рылов)

Найдите пейзаж этого художника в “Музейном Доме” Как он называется? ( “Полевая рябинка”).

А как вы так быстро нашли репродукцию этой картины? Что помогло вам отыскать  репродукцию этой картину? по автору, по содержанию- пейзаж  

Итак, ребята, тема сегодняшнего урока: « Работа по картине Аркадия Рылова "Полевая рябинка"»

Какие цели мы поставим? Хорошо. В нашем языке есть старое присловье “Картину нужно не только смотреть, но и видеть,  чувствовать и переживать вместе с художником” Обратите внимание еще на два слова: смотреть и видеть.  (Видеть - более глубоко проникнуть и увидеть   детали). Именно сегодня мы будем учиться рассматривать детали картины.

Ребята, вы когда-нибудь видели гроздья рябины? (показ картинки рябины) Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?

Рассмотрите внимательно жёлтые цветы на картине и сравните их с гроздьями рябины. Почему художник дал такое название своей картине? (жёлтые цветы на картине напоминают гроздья рябины..)

Чем замечателен тот кусочек природы, который изобразил художник? Что, кроме цветов, привлекло его внимание?( Густая трава, тонкие берёзы, ярко-синяя вода реки, пушистые облака).

Работа в группах. Каждой группе выдается карточка с заданием(найти фрагмент картины и ответить на вопросы) выбирается капитан команды.

Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Тонкие берёзки», « Река», «Облака», «Цветочный луг», «Густая трава», «Задний план(вид)леса».

(Можно ли назвать летний день на картине солнечным и ясным?  (день довольно пасмурный) Есть ли на небе солнышко? (солнышко скрылось за облаками). Почему же создаётся впечатление яркого солнечного дня?(это впечатление создаётся благодаря ярко-жёлтым цветам, которые наполняют картину)

Объяснять причины нахождения картины

Развивать умение сравнивать растения, выяснять причины названия картины.

Развивать умение работать в группах

Отрабатывать умения находить детали картины по названию фрагмента.

Регулятивные

(понимание алгоритма работы

Физ.минутка.

)

Первичное закрепление

Метод: практический

Прием: языковой материал

5мин.

Выясним, как же по-научному называются жёлтые цветы, которые изобразил художник. Посмотрите на слайд. Ребята, такие желтые цветы называются Пижма.

Так кто дал пижме такое название(рябинка) и почему? (В народе пижму называют дикой рябинкой, т.к. она своими соцветиями и резными листочками очень напоминает это красивое растение. Цветет пижма долго, с июля по сентябрь)

Почему художник вместо того, чтобы указать точное название цветов, назвал свою картину “Полевая рябинка”? (Ласковое)

Название картины соответствует её теме или выражает её главное переживание то, что чувствует художник? Название картины выражает то, что чувствует художник: он с нежностью относится к этим желтеньким полевым цветам и их  ласковое народное название кажется ему точным.

Итак, ребята, давайте вспомним, каково полное название картины? («Полевая рябинка»). Каково переживание автора? Что чувствовал автор, когда писал эту картину?

А сейчас, ребята, я предлагаю поработать самостоятельно.

Работа с текстом.

  1. Перед нами картина художника __________________________.
  2. Это название передаёт  главные____________________________.

3. В этом______________художник изобразил полдень.

4. Загорелась __________________________ полевая рябинка.

      __________________ цветы ________________ на переднем плане картины.

5.  Над бескрайними просторами полей раскинулось_______________ небо

      По нему мчатся ______________________________________________.

       В почётном карауле выстроились___________________.

       6. Эта картина мне _______________________________.

Аркадия Рылова “Полевая рябинка”
пейзаже
ярким огнём
Ярко – жёлтые
красуются
огромное
пышные облака
переживания художника

берёзки

нравится/не нравится

А теперь, давайте посмотрим, как у меня получилось справиться с этой работой (на слайде). Хорошо.

А теперь, я предлагаю вам прослушать текст. В то время, когда я буду читать текст, ваша задача мысленно представлять прочитанное.

Тумбасов Анатолий Николаевич

«На лугу»

Цветов-то на некошеном лугу! Белые, розовые, голубые, желтые, синие - всякие цветы пестрят и как будто стараются перекричать друг дружку. Но не голосом, конечно, - красками.

Это каждый цветок заявляет о себе и зовет: "Летите ко мне!"

Пчелы, шмели, бабочки... спешат.

Ребята, какое настроение у автора данного текста? Что описывает автор? Скажите, настроение художника «Полевая рябинка» и автора данного текста совпадают? Почему? Удалось ли вам представить себя на летней полянке?

Объяснять причины нахождения данных слов.

Развивать умения проводить самопроверку

Познавательные

(умение проводить анализ)

Рефлексия

2мин

Ребята, какая тема урока у нас была? Какие цели мы ставили? Кто считает, что он справился с поставленными целями- поднимите руку, остальным нужно быть активнее.

Группа №1

Задание: Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Тонкие берёзки».

Вопросы:

  1. Можно ли услышать шум листвы, рассматривая берёзы? Как художник передал этот шум?
  2. Какие цвета (оттенки цветов) использует художник? Почему художник использует разные краски, рисуя берёзы?

Ответы:

 

Группа №2

Задание: Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Река».

Вопросы:

  1. Как вы думаете, вода в реке холодная или тёплая? Как это передал художник?
  2. Почему цвет реки художник изобразил несколькими оттенками?

Ответы:

Группа №3

Задание: Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Облака».

Вопросы:

  1. Можно ли назвать летний день на картине солнечным и ясным?  Почему?
  2. Есть ли на небе солнышко?

Ответы: 

Группа №4

Задание: Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Цветочный луг».

Вопросы:

  1. Как вы думаете, художник писал цветы издали или вблизи? Цветы обступали его со всех сторон?
  2. Если цветы со всех сторон окружали художника,  то что он чувствовал? Он чувствовал их аромат?
  3. Почему создаётся впечатление яркого солнечного дня?

 Ответы: 

Группа №5

Задание: Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Густая трава».

Вопросы:

  1. Как вы думаете, какое время года изобразил художник?
  2. Почему художник использует разные краски, рисуя густую траву? Какие цвета, оттенки цветов вы заметили?

 Ответы: 

Группа №6

Задание: Возьмите рамку и положите её на картину. Рамку можно положить горизонтально, а можно вертикально. Положите её на картину так, чтобы выделился фрагмент, который называется «Задний план (вид) леса».

Вопросы:

  1. Как вы думаете, какое время года изобразил художник?
  2. Почему художник использует разные краски, рисуя задний вид леса? Какие цвета, оттенки цветов вы заметили?

 Ответы: 

Ф.И.О______________________________________________________________________      

Задание: Выбери  подходящие по смыслу слова из столбика и запиши их на месте пропусков.

  1. Перед нами картина художника __________________________.
  2. Это название передаёт  главные____________________________.

3. В этом______________художник изобразил полдень.

4. Загорелась __________________________ полевая рябинка.

      __________________ цветы ________________ на переднем плане картины.

5.  Над бескрайними просторами полей раскинулось_______________ небо

      По нему мчатся ______________________________________________.

       В почётном карауле выстроились___________________.

       6. Эта картина мне _______________________________. 

Аркадия Рылова “Полевая рябинка”

переживания художника
пейзаже
ярким огнём
ярко – оранжевые
красуются
огромное
пышные облака

берёзки

нравится/не нравится

Тумбасов Анатолий Николаевич

На лугу

Цветов-то на некошеном лугу! Белые, розовые, голубые, желтые, синие - всякие цветы пестрят и как будто стараются перекричать друг дружку. Но не голосом, конечно, - красками.
Это каждый цветок заявляет о себе и зовет: "Летите ко мне!"
Пчелы, шмели, бабочки... спешат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...