Астафьев В.П. "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Аубакирова Оксана Тагиржановна

конспект

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ast_kap.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Школа: № 115                                                                                                Учитель: Ладнер А.С.

Класс: 3г        Студент: Аубакирова О., 32гр.



Тема: В.Астафьев «Капалуха.»

Цель: познакомится с жизнью и творчеством В.П. Астафьева и его произведением.

Планируемые результаты:
Предметные:

-научиться прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать его на слух;

-уметь определять жанр произведения
- научиться видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое.

-подбирать в произведении слова определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

-придумывать свои рассказы о животных.

-пересказывать произведение на основе плана;

Личностные:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

-прививать любовь к природе и интерес к чтению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, Р.т.

                                                                                              Ход урока.

Этапы, методы и приёмы

вр

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

1

Проверьте свою готовность к уроку.

Готовность к уроку.

2

Мотивационный этап.

Речевая разминка.

4мин.

Словарная работа.Прочитайте по слогам, затем плавно:
при-бли-жа-лись

к  аль-пийс-ким

по-ко-роб-лен-ны-е

ред-ко-ла-пых   е-лей

по-ше-ве-ли-ва-ли

блед-но-лист-ным

до-цве-та-ю-щим

чер-нич-ни-ком

рас-пу-щен-ны-ми

за-кос-те-не-ли   от   не-под-виж-нос-ти

за-рож-да-ю-щий-ся

по-до-шед-ший        

Читают, разминают язычок.

Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу

Планировать свои высказывания

3

Проверка д.з.

1

Вопросы по тексту «Про обезьянку».

4

Постановка учебной задачи.

Введение в тему.

Метод: Практический.

Прием: Чтение вслух.

Формулирование учебной задачи.

10 мин

Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».

1.Давайте откроем стр.98 учебника и рассмотрим иллюстрацию.  Можете ли вы предположить, о чем пойдет речь в рассказе?

Словарная работа.

— В тексте встречаются слова, которые некоторые могут не знать:

Слайд 11-21

Пастьба – луг, где пасут скот.

Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.

Озираться – оглядываться.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы (прост.) -  взлохмаченные пряди волос.

Покоробленные леса – искривлённые.

Редкопалые ели – редкие ветви.

— Наверное, еще одно слово вам встречается впервые – капалуха.

Слайд 22.Капалуха — глухарка, птица семейства тетеревиных.

Знакомятся с новыми словами.

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

Учить бережному отношению ко всему живому на земле,

6

Продолжение работы по теме урока

Этап: Решение учебной задачи.

Метод Словесный.

Практический

Наглядный.

3

Виктор Петрович Астафьев)

Слайд 25.  Ь у Л ха р Г

Слайд 26. (Глухарь.)

 Рассказ о глухаре

—  Ребята, а что вы знаете о глухаре?

— Давайте послушаем рассказ о глухарях.

Слайд 27. Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись.

 В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

Слайд 28. Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами.

Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Слайд 29. Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА ДЕТЬМИ.(КАПАЛУХА)

Анализ содержания рассказа

1. Содержание рассказа

— Какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.) Слайд 30.

— Какова природа этих мест? (Суровая, растительность бедная)

— Какую птицу охотники называют капалухой? (глухарку). Подумайте, откуда могло произойти такое название. (От звука хлопающих крыльев?). На самом деле от слова Коппала - глухой. Оно пришло из карельского языка - Глухой как коппала - так говорят карелы. Ну и по аналогии глухари на току.

— Как вы представляете гнездо глухарки? (Оно на земле, но почти не заметно) Слайд 31.

— Как описывает его автор? (стр. 99, последний абзац)

— С чем он его сравнивает? (с космами)

— Как обнаружили гнездо капалухи ребята? (Стадо вспугнуло глухарку и она начала бегать кругами)

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (У всех было возбуждение: и у телят, и у ребят и у рассказчика).

— Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»? (Да, мы представляем как все возбуждены.Все понимают, что такая встреча – редкость)

— О самоотверженности глухарок-матерей написал один писатель:

«Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш –глухарок. Почти месяц прикрывают они кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед пламенем. И при встрече с хищником глухарка защищает своих детей.

Нелёгок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось»

— Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком (Мальчик: Возьмем – стр.99 внизу; Да так – стр.100 вверху. Рассказчик: Зачем? А что будет с капалухой?). Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? (Дети редко задумываются о последствиях своих действий, вот поэтому нам нужно учиться любить живое)

— Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. (1-ый абзац после прямой речи).

— Какие выражения употребляет автор?

(Металась в стороны.Крылья разброшены, мела ими.

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь)

— Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

— Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. (И тут мы увидели, что живот у нее голый… - до многоточия, стр. 100).

— Какие черты характера проявила капалуха в этом эпизоде?

— Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

— Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Основная цель капалухи – забота о потомстве, люди ее больше не интересовали, но она была настороже).

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? (Спасибо учителю, который обратил внимание детей на то, как капалуха заботится о своих детях).

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? (Познание природы и любовь к ней идут рядом. Ребята увидели как птица заботится о своих птенцах и, думаю, будут относиться к природе бережнее).

Высказывают свои предположения.

Смотрят значение слов.

Объясняют.

Работают со слайдом.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают и слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

.

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

Совершенствование уровня читательской компетенции.

Овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.

7

Итог.

5 мин

Понравился ли вам рассказ?

— Какие чувства пробудила у вас эта история?

— Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

—  Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

— Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Каждый должен любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)

Отвечают на вопросы

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, моделирование, умозаключени

8

Домашнее задание. Пересказ.

9

Рефлексия.

2

 — Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя?  Что вам захотелось сделать после этого урока? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите оценки.

Выполняют задание

умение излагать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...

Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"

Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....

Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"

Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...

Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...

Конструкт урока по литературному чтению на тему «Астафьев В. П. Капалуха».

Конструкт   урока по литературному чтениюна тему «Астафьев В. П. Капалуха»....