Урок по литературному чтению для учащихся 2 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Сергей Козлов – писатель, автор сказок и поэт. «В небе туча хмурится».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Полищук Лариса Алексеевна

Урок литературного чтения предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Исходя из общей цели обучения по данной системе на уроке решаются следующие задачи:

- развитие интереса к чтению и интереса к чтению и потребности в нем;

- создание условий для освоения приемов художественной выразительности;

- развитие речевых умений учащихся (осмысленного слушания, чтения, собственного творчества);

- формирование представления о поэзии как об особом взгляде на мир.

В этом залог развития культурного читателя, формирования творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по литературному чтению43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

                                                                                                                                    1

Урок по литературному чтению для учащихся 2 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Сергей Козлов – писатель, автор сказок и поэт. «В небе туча хмурится».

Цели урока: рассмотреть литературные образы в стихах, отметить особенности образов-открытий, продолжить работу с художественными образами, развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности, воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к вдумчивому чтению.

Оборудование: ТСО, выставка книг С.Г.Козлова.

 

          Ход урока.

 Организационный момент.

- Сегодня на уроке литературного чтения будем продолжать исследовательскую работу. Учимся быть внимательными, вдумчивыми читателями. Итак, приступаем.

Подготовка к восприятию темы.

- Какие образы вы можете представить, слыша слова: любознательный, умный, заботливый?

(ответы учащихся)

- A что можно представить, читая эти группы слов?

1) молодой                                          2) молодой                                    3) мощный  

    нежный                                               любопытный                                свободный

    ласковый                                             любознательный                         независимый

    заботливый                                         общительный                               смелый

   

(Дети называют образы одушевленных, неодушевленных предметов, явлений природы и вспоминают прочитанные ранее стихи. Первая группа слов характеризует ветер в «Колыбельной песне» А.Майкова, вторая – в стихотворении М.Исаковского, третья - в стихотворении А.С.Пушкина. Читают наизусть данные стихи.)

Дети сравнивают образы, изображенные в данных произведениях и приходят к выводу: «Могут быть одинаково привлекательны образы живого существа и неодушевленного предмета, совершающего человеческие поступки наделенного характером, привычками».

- А что скажете о приемах, которые используют поэты?

(олицетворение, сравнения, контраст)

Итак, образы бывают ЛИТЕРАТУРНЫЕ и РЕАЛЬНЫЕ. Литературные делятся на привычные и образы открытия, о которых сегодня пойдет речь.

- А сейчас сюрприз!

Далее звучит песня «Я на солнышке лежу» из мультфильма «Львенок и черепаха».

- Кто узнал исполнителей этой песенки? Кто же научил их петь?

Сообщение об авторе.

Сегодня наш автор - поэт и сказочник, автор любимых детьми и взрослыми историй про ежика и его друзей, про львенка и черепаху Сергей Григорьевич Козлов.

                                                                                                                                     2

                                                                                                                             

С.Г.Козлов любил читать с детства – читал приключенческие книги, книги о военных событиях, стихи. Учась в восьмом классе, написал свои первые стихи. По многим его произведениям созданы мультфильмы, а «Ежик в тумане» приобрел мировую известность.

- Поэт – как волшебник: дотронется волшебной палочкой до обычного, никому не интересного предмета и превратит его в удивительный и неожиданный. Поэт щедро разбрасывает на все, что видит, капли живой воды из волшебного кувшина… и мы сейчас попробуем в этом убедиться.

Чтение и анализ стихотворения С.Г. Козлова.

Чтение учителем. (Обмен мнениями, чувствами).

Словарно-лексическая работа (горлинка-горлинкою, жесть-жестяным, загорится, сумерки).

Чтение детьми – шепотом, вслух.

- Можете придумать название этому стихотворению? На что будем обращать внимание, придумывая название?

Обсуждаем названия.

- Важно не только то, о чем стихотворение, но и то, как об этом говорится. Автор пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Значит нельзя назвать стихотворение: «Дождь», «Песня». Можно «Дождик», «Песенка». Название должно соответствовать настроению и тону стихотворения.

Давайте посмотрим, много ли в этом стихотворении образов?

(Конечно: образы тучи, цветов, дождя, крыльца, корзинки, месяца, тишины, кота).

- Среди них есть образы, которые кажутся обычными, которые не являются для вас открытиями? А образов-открытий много? Попробуйте их отыскать. Какие нравятся больше и почему? Каким приемом постоянно пользуется поэт? (олицетворением)

- А что делает изображение кота образом? Ведь просто сказать «кот» - еще не значит создать его образ, то есть добиться того, чтобы мы этого кота представили. Перечитайте строки про кота, о чем нам хочет сказать поэт? (у кота под лесенкой собственное жилище, когда на улице стемнеет, у кота загорится свет, то есть будет светло, сухо и уютно). Автор использует глагол «загорится», а не глагол «горит», мы можем представить кота в действии: вот света еще не было и он загорится, когда кот его включит.

- Что создает такую уютную атмосферу, ощущение радости, которой проникнуто все вокруг (все предметы – живые и одушевленные, у них есть лица, горлышки, они могут ходить, петь; о них говорится с теплотой и любовью). Важен не сам предмет, на который смотрит поэт, ему важны переживания, которые вызывает этот предмет.

- Попробуйте так прочитать (по ходу чтения обсуждаются варианты разного понимания детьми настроения автора).

                                                                                                                                     

                                                                                                                                    3

Итог урока.

Что помог тебе по-новому увидеть поэт С.Козлов? Знание приемов – это главное в мастерстве поэта? Это важно, но это еще не все. Человек должен любить свое дело, вкладывать в него душу. Также как об этом писала в своем стихотворении М.Цветаева:

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давайте, откроем и ту половинку,

И ту половинку окна.

- О какой второй половинке окна идет речь? (когда человек приоткрывает свою душу, когда чем-то восхищается)

- Самая главная заслуга С.Г.Козлова в том, что он подарил нам, читателям, образы добра, красоты, радости.

 

Творческое домашнее задание:

- Попробуйте сочинить продолжение этой песенки, необязательно в рифму.

                                                                                                                                    4

Работы детей 2а класса МОУ СОШ №34 г.Мурманск

Продолжение стихотворения С.Г.Козлова «В небе туча хмурится…»

Быстро дождь прокапает,

Утро сменит ночь.

Тучка унесется далеко и прочь.

Солнышко проснется, одарив теплом

Мир, а также каждого золотым лучом.

Выйдет кот на лесенку мордочку умыть.

Все не так уж плохо, так тому и быть.

                                        Андрей Кузьменко

Жаль, у нашей песенки продолженья нет,

Продолженье самому, сложно сочинять.

Надо у поэтов помощи искать.

И сидел бы долго, думал как ишак…

Если б не помог Самуил Маршак.

По небу голубому проехал грохот грома,

И снова все молчит. А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро по всем зеленым листьям,

По всем железным крышам, по цветникам скамейкам,

По ведрам и по лейкам, веселый дождь стучит.

                                           Александр Шехурин

         Котик улыбнется, выйдет погулять,

Люди спят давно уж, кот не хочет спать.

Он глазами-лампами фонари зажжет,

Со знакомой кошечкой погулять пойдет.

Ночь продлилась долго, котик хочет спать,

Ляжет под крылечко на свою кровать,

Свет погасит котик в домике своем

И уснет спокойно он волшебным сном.

Спал весь день наш котик, видел десять снов,

Про подружек кошек, про друзей котов.

Вечером проснется – выйдет погулять,

Люди спят давно уж, кот не хочет спать.

                   

                                                 Исламова Софья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Согласные звуки {ф} {ф`}. Буквы Ф,ф". УМК "Развивающая система Занкова".

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Согласные звуки {ф} {ф`}. Буквы Ф,Ф" +презентация....

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».

Тема урока:  «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает» Сергей Есенин «Берёза»

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Можно использовать в работе по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

Рабочая программа по литературному чтению.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова.

Рабочая программа по литературному чтению.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова. Соответствует требованиям ФГОС. В конце даны контрольно-измерительные материалы....