Украинская сказка "Колосок"
план-конспект урока по чтению на тему

Куницына Антонина Степановна

Воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира.

Воспитывать чувство доброты, товарищества.

Воспитывать трудолюбие, уважение к труду близких, бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrainskaya_skazka_._kolosok.docx72.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Украинская сказка «Колосок»

 Цели урока:

           1. Обучающие:                                                                                                                   -     познакомить учащихся с украинской сказкой « Колосок»;                                                                                -     развивать умения работать с текстом;                                                                              

  •  формировать навыки  чтения по ролям;
  • прививать интерес к сказкам разных народов;                                                 формировать читательские умения (определение темы,                                                          жанра, названия-работать  над пониманием смысла сказки.

         2. Развивающие

           -развитие навыка чтения целыми словами ;

           -расширение читательского опыта учащихся;

           -развитие  памяти, внимания , устной речи;

          -активизация словаря.    

            3. Воспитательные:   

          Воспитывать любовь к родной литературе,                                                                                         произведениям устного народного творчества народов мира.

          Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия,                                                                      доброты, товарищества.

         Воспитывать трудолюбие, уважение к труду близких,

бережное отношение к хлебу.                                                                                                                          

Оборудование: 

                                                                                                                                                                                компьютер,  интерактивная доска ,презентация по сказке «Колосок», подборка детских книг по устному народному творчеству, головные уборы «петушка» и «мышки», индивидуальные карточки-тесты, разрезные пословицы (в конвертах), «зёрнышки», «колосок»,  музыкальное сопровождение: деревенский наигрыш (балалайка), музыка на гуслях.

       

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.                                                                                                                   
  • Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их.
  • Улыбнёмся друг другу.

Вы готовы поработать?

Вы готовы отвечать?

Вы готовы, если надо что-то вспомнить и узнать?

Ну, а главное- готовы

Вы сегодня рассуждать?

( Ребята отвечают)

Учитель: « Сегодня буду выполнять роль сказочницы.

  • Я пришла на урок не с пустыми руками, принесла целую корзинку сказок, пословиц, загадок, песенок, потешек,чистоговорок. Как они называются?                            
  • Ответ: устное народное творчество.            ( Появляется слайд 1)

(Книжки ставятся на подставку.)                                                                                                

Чистоговорка.    ( слайд 2)

Чу-чу-чу – я зерно молочу.

Чу-чу-чу – жернова кручу.

Чу-чу-чу – муку получу.

Ач- ач- ач – испеку калач.

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ачики- ачики – вкусные калачики

  • Задание.
  • Давайте вспомним потешки, песенки, сказки о трудолюбии.
  • Учащиеся отвечают по разделу :»Трудолюбие-это клад», используя потешки: «Стучит, бренчит…»,  «Тит, а Тит!...», венгерскую песенку «Пирог», шведскую песенку «Трудолюбивый  Ниссе», колыбельную «Котик»

Игра по картинке – слайду 3

«Назови  правильно»

Тест.

Фома. Тит. Ниссе.   ( К кому из них относятся слова: заботливый, трудолюбивый, ответственный, ленивый)

Сказочница берёт конверт, на котором написано : «Загадки» 

Загадки.                                                                                                                                                                              

На соломинке – дом, сто ребяток в нём.    (Зерно)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнёшь его в ладони,

Золотым зерном набит.             (Колосок)

                                                                                                                                                        У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени…                          

                                                         (мука   )                                                                                                    

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.

                                                         (хлеб)                                                                                                                     -Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить?

(зерно – колос – мука – хлеб)        Слайд 4

-Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с темой урока, знакомимся с украинской сказкой «Колосок», ч.1

Сообщение темы и целей урока.  Слайд 5.

    

Словарная  работа     Слайд 6. (Учащиеся проговаривают, прохлопывают по слогам.)

Слушание произведения.  

Выявление первичного восприятия.

- Кому понравилась сказка?Почему?

- Какое настроение вызывает у вас сказка? Объясните.

- Какие  слова показались непонятными?

Работа с произведением.

- Как озаглавлено произведение?

- Укажите жанр и тему произведения.                                                                                    

Физминутка.    По весне поле вспахали, (ладони   друг о друга)

                               Зерном поле засевали.   («сеют» пальчиками)

                               Солнце припекает,           (руками «солнце»)

                               Землю согревает.              (руками достают пола)

                               Высоко поднялись колоски, («колоски» поднимают вверх)

                               К солнышку тянутся они.

                               Ветер налетает,                        (покачивают руками над головой)

                               Колоски качает.

Работа с текстом.

Перечитывание сказки вслух.

Деление на части  ( запись на доске)

  1. Петушок и мышата.           Слайд 7
  2. Колосок.                                Слайд 8
  3. Ленивые мышата.               Слайд 9
  4. Трудолюбивый петушок.   Слайд 10

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

- Вернёмся к началу сказки. Как звали героев? Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.                                                                                                                                          Что однажды нашёл петушок? Прочитайте.

- Как предложили поступить с колоском мышата? Прочитайте.

- Почему молотить пришлось петушку? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.

 - Какими в сказке изображены мышата?

Работа по индивидуальным карточкам)

- Какова главная мысль сказки?

Работа над пересказом.     ( использование мнемотаблицы)      Слайд  11

- Какие пословицы подходят?  Закончите пословицы.

(составление пословиц из разрезных слов)

- Каким вы представляете себе будущее героев?

- Какой вывод для себя вы сделали?  

- Какие события последуют дальше?

- Почему нужно бережно относиться к хлебу?

  Домашнее задание.  

   Подведение итогов урока.

     Рефлексия.

  -Какой момент  урока вам больше всего понравился, запомнился?

 - Что совершенно новое вы узнали на уроке?

   -Какой фрагмент урока  расскажете родителям?

    Самооценка.    Слайд 12.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока украинского языка во втором классе

Урок обощения изученного матеиала...

Урок литературного чтения во 2 классе: Украинская народная сказка "Колосок".

На данном уроке формируются УУД:  смысловое чтение; использование знаково-символические средств:  моделей обложек; осуществление  фиксации  выборочной информации по тексту произвед...

План – конспект учебного занятия по технологии «Лепка украинского кувшина «Куманец» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Лепка украинского кувшина «Куманец» (3 класс)....

Конспект урока на тему: "Украинская народная сказка "Колосок"

Представляю конспект открытого урока по литературному чтению....

урок литературного чтения "Украинская сказка "Колосок"

Данный урок проводится во 2 классе, направлен на развитие речи учащихся и знакомство с УНТ других народов....

различие между русской и украинской кухней

Типичные блюда русской и украинской кухни...

различие между русской и украинской кухней

Типичные блюда русской и украинской кухни...