План – конспект учебного занятия по технологии «Лепка украинского кувшина «Куманец» 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Лепка украинского кувшина «Куманец» (3 класс).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_plan_konspekt_lepka_ukrainstkogo_kuvshina_kumanec.doc240 КБ
Office presentation icon 10_kumanec.ppt591.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А.,

учитель начальных классов

План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  по технологии  

«ЛЕПКА УКРАИНСКОГО  КУВШИНА  «КУМАНЕЦ »

(3 клАсс)  

Тема «Лепка украинского кувшина «Куманец»

Цели и задачи:

- Познакомить детей с некоторыми элементами украинского быта, способствовать развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, расширять детский кругозор.

- Формировать  художественную культуру  учащихся.

- Учить организовывать свою деятельность.

- Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного.

- Воспитывать любовь к творчеству, доброжелательное, уважительное отношение к народному творчеству, стремление к созиданию через собственный труд.

- Межпредметные связи технологии с обществознанием,  изобразительным искусством.

Оборудование: видеозапись м/ф «Жил был пес», презентация – иллюстрация, пластилин, стек, подставка под изделие, технологическая карта,  образец,

Оформление доски: технологическая карта, образец

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку: картон / плотная белая бумага,  карандаш, линейка, ножницы.

         II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

2.1. Постановка проблемы

- Ребята, сегодняшний урок мы начнем с мультика. Называется «Жил был пес». Кто видел?

- Давайте посмотрим отрывок. Для тех, кто не помнит, напомню:

«Жил-был пес, верно служил, но выгнали его по старости без выходного пособия, и решил он повеситься, да повстречал в лесу такого же старого волка, когда уже веревку на дерево закидывал. Волк зла не попомнил, и сговорились они ….» А теперь смотрим отрывок.

  - А кто знает, по мотивам какой сказки создан этот мультфильм? Чему учит мультфильм? (гуманности)

-  Этот мультфильм создан режиссером Эдуардом Назаровым по мотивам  украинской сказки о дружбе стариков Пса и Волка, мультфильм возглавил рейтинг «100 лучших мультфильмов на последние 100 лет».

- А вспомнили мы про этот мультфильм сегодня, потому что нам предстоит

рукодельничать в украинском стиле.

- Россию  и Украину долгое время связывает историческая дружба. Даже язык наш имеет одинаковые корни.

«Добрый день!» - говорим мы по-русски.

«Добрий день!» или «Добридень» - отвечают украинцы.

«Доброго утра!» - говорим мы по-русски.

«Доброго рану!» - отвечают украинцы.

Территориально наши государства – соседи. Долгое время и Россия, и Украина были союзными республиками, входившими в огромную многонациональную державу – СССР. С 1991 года – суверенное государство в восточной Европе, граничащее с Россией,  Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, и Беларусью. В Украине проживают около 45 млн человек.

Тем не менее очень много русских людей и раньше, и сейчас живет в Украине. Очень много и украинцев живет в России. Наши культуры переплелись. Но все же каждая культура имеет свои особенности.

2.2. Сообщение темы

- И сегодня мы познакомимся с одним из предметов украинского быта – глиняным сосудом, который называется «Куманец». Этот сосуд мы будем лепить из пластилина.

III. Работа над темой урока

3.1. Сообщение учителя

- Обратите внимание на презентацию:

- Куманец — глиняный сосуд для воды, кваса,  вина с дискообразным туловом и ушками по бокам для подвески на шнурке подобно фляге либо с носиком и ручкой и круглым отверстием в центре плоского тулова./3/  Такой сосуд был очень популярен на Украине и его умели делать украинские гончары.

Куманец был символом украинской ярмарки, самобытной украинской жизни. Такой куманец, да не один, а несколько сразу, одевали на палку двое молодцов и разносили по базару с шутками и прибаутками. Куманец поворачивали на палке, не снимая ее с плеч, поэтому и делался он похожим на бублик. Впоследствии куманец стали делать уже без дырки «от бублика», а сам куманец превратился в флягу.

Сделать такой куманец умел не каждый гончар и не из каждой глины. Мастера знали секреты.

Куманец обычно покрывался растительным орнаментом, включающим изображения зверей. /1/

3.2. Технологическая карта

        - А теперь давайте рассмотрим последовательность выполнения работы (см.рисунок – схему).

 Первый куманец (рис. слева) /2/

 В основе лепки - диск.

Раскатываем пластилин и формируем шар, а потом сжимаем пластилин  между ладонями и формируем диск.

Потом лепим ручку для куманца.

В основе лепки - столбик, концы которого округлены.

Со следующего куска пластилина делаем носик куманца.

В основе лепки – конус: пальцами рук загибаем тонкий конец и придаем нужную форму. Стекой отделяем лишний пластилин из второго конца конуса.

Из четвёртого куска пластилина  лепим шейку куманца - форма усечённого конуса. Сначала глину раскатываем и формируем конус, а потом стекой отделяем лишнюю глину.

Из пятого куска лепим ножки куманца. Для этого кусок пластилина делим на четыре равные части и создаём конусообразную форму (рис. 1а). Готовые ножки присоединяем к основной форме куманца, а стекой примазываем их.

Второй куманец (рис. справа) /2/

В основе лепки куманца - кольцо.

Глину раскатываем прямыми движениями рук, образовываем удлинённый столбик, который соединяем в кольцо. Его с обеих сторон уравниваем, постукивая об твёрдую поверхность доски или стола.

 Из второй части пластилина лепим ручку:

для этого глину раскатываем прямыми движениями рук, концы сделанного столбика закругляем.

Из третьего куска пластилина лепим носик.

Из четвёртого куска лепим подставку и крышку.

Для этого кусок пластилина  делим на 2 части, из первой лепим подставку, в основе которой диск, а другу часть делим еще раз пополам, и с одной из частей отрываем кусочек пластилина для верхней части крышки.

В основе лепки всех трёх верхних частей куманца - диск.

Готовые детали соединяем.

Для завершения работы необходимо нанести орнамент. Так как мы работаем с пластилином. Орнамент тоже будет из пластилина. Выполните его на свое усмотрение в растительной тематике.

ххх

Физминутка

Девочки и мальчики.  

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (приседают, руки свободные)

Ххх

3.2. Практическая работа

- Постарайтесь работать самостоятельно, если что-то забыли - посмотрите в  технологическую карту. Если что-то непонятно – обратитесь к учителю

/Ребята выполняют работу в соответствии с технологической картой. При необходимости учитель помогает./

IV. Итог урока

4.1. Просмотр и оценивание работ

4.2. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Интересный ли был урок?

- Что больше всего запомнилось?

- Как работал ты?

- С каким настроением заканчиваешь урок?  

Источники:

  1. http://botinok.co.il/node/56949 

  1. http://doshkolnik.org/posuda/kumantsi-po-motivam-ukrainskoy-keramiki_ru.html 

  1. http://yandex.ru/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План – конспект учебного занятия по технологии «Выполнение поздравительной открытки ко Дню пожилых людей» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Выполнение  поздравительной открытки ко Дню пожилых людей» (3 класс): работа в технике «Декупаж»....

План – конспект учебного занятия по технологии «Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «Доли» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «Доли»» (3 класс)....

План – конспект учебного занятия по технологии «Работа с циркулем. Аппликация «Краб» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Работа с циркулем. Аппликация «Краб» (3 класс)....