План – конспект учебного занятия по технологии «Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «Доли» 3 класс
план-конспект урока (технология, 3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «Доли»» (3 класс).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23_plan_konspekt_rabota_s_cirkulem.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А.,

учитель начальных классов

План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  по технологии  

«Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «доли»

(3 клАсс)  

Тема «Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «Доли»

Цели и задачи:

- Познакомить детей с циркулем, научить чертить окружности заданных размеров, делить их на доли.

- Изготовить пособия к теме «Доли» по математике.

- Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

- Развивать у детей навыки работы с чертежными инструментами: линейка, циркуль,-  с ножницами.

- Воспитывать любовь к творчеству, стремление к созиданию через собственный труд.

- Межпредметные связи технологии с математикой.

Оборудование: 3 листа белого картона, линейка, циркуль, карандаш, образцы.

Оформление доски: образецы

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку.

         II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

- Время, в которое мы живем, называют эрой математизации знаний. Без математики, без ее законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

“Математика царица всех наук” - так считали многие известные ученые, писатели и художники. В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. А древнегреческий математик, физик, изобретатель – Архимед, говорил так: "Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты” /1/

- И, конечно, вы спросите, а почему вдруг учитель на уроке технологии говорит о математике?  А потому что сегодня мы будем изготавливать учебные пособия для новой  математической темы «Доли», чтобы потом их использовать на уроках.

- А какие пособия, вы сейчас сами узнаете, решив кроссворд:

        

г

о

л

в

а

д

р

а

т

3 п

р

я

м

а

я

4 л

у

ч

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь

6 п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

в

а

л

с

т

10 т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

1. Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может? (угол)

2. Четыре палочки сложил,
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)

3. Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ...(прямая)

4. Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...(луч)

5. У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга,
И называется -…(окружность)

6. Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник).

7. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал)

10. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

- Какая фигура в нашем кроссворде встречается дважды? (окружность)

- Именно окружность мы и будем сегодня чертить для того, чтобы сделать наши пособия.

- А с помощью чего чертят окружность, как называется этот инструмент?

III. Работа над темой урока

3.1. Сообщение учителя, знакомство с циркулем, повторение правил ТБ

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шаг (Берестов Валентин)

- Давайте рассмотрим этого «циркача». Посмотрите одна часть циркуля – это грифель для черчения окружности, а другая – это точка опоры, причем похожа на иглу и острая как игла. Как радо обращаться с циркулем?  А как надо носить его в портфеле? ( в чехле).

- Сегодня мы будем работать и ножницами. Какие правила пользования ножницами вы знаете?

3.2. Постановка задачи:

- Сегодня нам нужно будет начертить и вырезать пять  окружностей. Но не просто начертить, а и разделить их на доли, т.е. равные части. Поэтому будем чертить каждую окружность отдельно. Я буду объяснять и показывать, а вы повторять мои действия.

        3.3. Практическая работа /черчение/

3.3.1. Возьмите один лист картона, положите перед собою горизонтально. Отмерьте от левого края сверху и снизу 14 см  и проведите вертикальную линию. У вас получилось два прямоугольника. Разрежьте их.

Тоже самое повторите с другими двумя листами. Сколько прямоугольников у вас получилось? (6)

3.3.2. Возьмите один прямоугольник и положите его перед собою вертикально.

Отметьте горизонтально от левого края сверху и снизу 7 сантиметров и проведите еще одну вертикальную линию. На этой линии отмерьте сверху вниз 7 сантиметров и поставьте точку.

Возьмите циркуль и линейку: поставьте острую ножку циркуля на отметку «0», а ножку с карандашом – на отметку «7». Таким образом с помощью циркуля вы отмерили тоже 7 сантиметров. Поставьте острую ножку в отмеченную вами точку и ножкой карандашом нарисуйте окружность.

У вас получилась окружность радиусом – 7 сантиметров. Радиус – это расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружность.

Прямой линией, которая проходит по центру окружности, мы с вами разделили ее на две равные части, т.е. на две доли.

3.3.3.  Сейчас мы научимся чертить окружность и делить ее на четыре равные части, доли.

Возьмите второй  прямоугольник и положите его перед собою вертикально.

Отметьте горизонтально от левого края сверху и снизу 7 сантиметров и проведите вертикальную линию. Отметьте по вертикальной стороне от левого края вниз 7 сантиметров, и тоже самое сделайте от правого края. Проведите горизонтальную линию.

Поставьте точку там, где вертикальная и  горизонтальная линия пересеклись.

Возьмите циркуль и линейку. Повторите операцию с отмериванием заданного радиуса:  поставьте острую ножку циркуля на отметку «0», а ножку с карандашом – на отметку «7». Поставьте острую ножку в отмеченную вами точку и ножкой карандашом нарисуйте окружность.

Таким образом, у вас опять получилась окружность радиусом – 7 сантиметров.

- Что такое радиус, кто запомнил? ( Радиус – это расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружность.)

- Прямыми линиями, вертикальной и горизонтальной, которые проходят по центру окружности, мы с вами разделили ее на четыре равные части, т.е. на четыре доли.

3.3.4. Теперь задача усложнится: нам нужно начертить окружность и разделить ее на 8 равных частей, долей.

Сначала нужно сделать все тоже самое, что мы делали, когда чертили окружность, разделенную на четыре равные частим, доли.

Повторим:

Отметьте горизонтально от левого края сверху и снизу 7 сантиметров и проведите вертикальную линию. Отметьте по вертикали от левого края вниз 7 сантиметров, и тоже самое сделайте от правого края. Проведите горизонтальную линию.

Поставьте точку там, где вертикальная и  горизонтальная линия пересеклись.

Возьмите циркуль и линейку. Повторите операцию с отмериванием заданного радиуса:  поставьте острую ножку циркуля на отметку «0», а ножку с карандашом – на отметку «7». Поставьте острую ножку в отмеченную вами точку и ножкой карандашом нарисуйте окружность.

Таким образом, у вас опять получилась окружность радиусом – 7 сантиметров, разделенная на четыре равные части, т.е. на четыре доли.

Чтобы разделить окружность еще на четыре равные части, доли, делаем следующее:

Положите линейку между двумя ближайшими точками, пересекающими окружность. Измерьте расстояние между ними. ? (10 см) Разделите это расстояние на две равные части и поставьте точку. Сколько нужно отметить? (5 см)

То же самое сделайте между всеми другими ближайшими точками.

Сколько точек вы поставили? (четыре)

Соедините эти точки с помощью прямой, которая пересечет и окружность. Сколько таких прямых получится? (2)

Посмотрите, все ли прямые ровно сошлись в центре окружности? Если сошлись, значит все измерения вы сделали верно. На сколько равных частей разделена наша окружность? (на 8).

3.3.5. Как настоящие математики, мы не можем останавливаться на достигнутом. Теперь задача усложнится еще больше: нам нужно начертить окружность и разделить ее на 3 и на 6 равных  частей, долей.

Как же это делать? Может быть, кто-нибудь знает?

Тогда делюсь с вами математическим секретом. Что разделить окружность на шесть равных частей, долей, делаем следующее:

Сначала чертим окружность, как это делали первый раз. Повторим:

Возьмите прямоугольник и положите его перед собою вертикально.

Отметьте по горизонтали от левого края сверху и снизу 7 сантиметров и проведите вертикальную линию. На этой линии отмерьте сверху вниз 7 сантиметров и поставьте точку.

Возьмите циркуль и линейку: поставьте острую ножку циркуля на отметку «0», а ножку с карандашом – на отметку «7». Таким образом с помощью циркуля вы отмерили тоже 7 сантиметров. Поставьте острую ножку в отмеченную вами точку и ножкой карандашом нарисуйте окружность.

Хочу добавить: вертикальную линию на этот раз чертим чуть заметно, слегка нажимая на карандаш.

Установите иглу циркуля в произвольном месте на окружности, описывающей круг, и грифелем нарисуйте небольшую дугу, пересекающую внешний контур круга. Затем установите иглу циркуля в найденную точку пересечения и еще раз проведите дугу тем же радиусом (равным радиусу круга). Повторяйте эти действия, пока следующая точка пересечения не совпадет с самой первой. Вы получите шесть точек на окружности, расположенных через равные промежутки. Проведите через эти точки прямые линии. И вы получите окружность разделенную на шесть равных частей, долей.

Повторите ту же самую операцию еще раз. Но на этот раз  выберите  три точки через одну и линейкой соедините их с центром окружности, и вы получите поделенную натрое окружность.

ххх

Отличная работа. Пора отдохнуть

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем  (Дети встают)

И немножко отдохнем. (Потягиваются)

Вправо, влево повернитесь, (Повороты)

Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (Движения руками)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)

   А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)

   Молодцы вы, ребятишки!

Ххх

        3.3. Практическая работа /вырезание/

- Теперь ваша задача аккуратно и ровно по начерченным линиям вырезать окружности.

/Ребята выполняют работу /

IV. Итог урока

4.1. Просмотр и оценивание работ

4.2. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Интересный ли был урок?

- Что больше всего запомнилось?

- Как работал ты?

- С каким настроением заканчиваешь урок?  

V. Домашняя работа

- Красками или гуашью  закрасить в каждой окружности только одну часть, долю.

Источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/614729/
  2. http://www.openclass.ru/node/280219 (загадки)
  3. http://www.vampodarok.com/stihi.php?stih=677 (стихи про циркудб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План – конспект учебного занятия по технологии «Выполнение поздравительной открытки ко Дню пожилых людей» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Выполнение  поздравительной открытки ко Дню пожилых людей» (3 класс): работа в технике «Декупаж»....

План – конспект учебного занятия по технологии «Лепка украинского кувшина «Куманец» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Лепка украинского кувшина «Куманец» (3 класс)....

План – конспект учебного занятия по технологии «Работа с циркулем. Аппликация «Краб» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Работа с циркулем. Аппликация «Краб» (3 класс)....