Буква ю и её звуки.
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Олишевец Любовь Александровна

В данной подборке предложен сценарий урока в 1 классе. Урок спланирован в формате требований ФГОС с использованием мобильных компьютеров Макбук. Этот урок был открытым для коллег и родителей класса. Не всё получилось, как задумывалось, по разным причинам.
Рекомендации к полноценному просмотру: скачать все файлы данной публикации: создать папку, например, "Урок Ю". В папку вложить текстовой файл (собственно урок), вложить презентацию (Лента памяти звуков), в данной папке сделать подпапку " img" и вложить в нее все рисунки. После этого проект полноценно заработает со ссылками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_festival.doc75 КБ
Office presentation icon lenta_zvukov.ppt803 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 668 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П. КИСЛЯКОВА

Сценарий открытого урока в 1в классе

Буква Ю и её звуки

Олишевец Любовь Александровна

30.03.2015

В данном документе представлен сценарий открытого урока, данного 21 января 2015 года. Присутствовали коллеги, родители класса. На уроке велась видеозапись.

        

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 1В КЛАССЕ 21 января 2015 года

Предметная область:  Обучение грамоте (учебник «Азбука» 2 ч. автор: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин)

Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает».

ХОДА УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

МОТИВИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой

2 - 3. Просит открыть учебники на нужной странице и взять в руки указки.

Задание: учитель вызывает одного ученика  для чтения вслух,  а остальные следят указкой слово в слово и тоже тихо читают.

4.Поставьте указку на первую строчку (Бублик, баранку, батон и буханку) и найдите слово к данной схеме:

5. Теперь прочитайте вторую строчку (Пекарь из теста испёк спозаранку) и найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

6. Поставьте указку на заглавие стихотворения "Хлеб"

Кто прочитает его выразительно?

Вопросы по содержанию: почему слова хлеб и мир стоят рядом.

1.Готовятся к работе

2. Чтение отрывков из книжек для самостоятельного чтения. Например, сказка "Бычок - смоляной бочок"

3.Чтение материалов из учебника

"Азбука", стр 42 <рисунок 1 > 

4.Перечитывают 1-ую строчку текста и шепчут учителю на ухо "секрет". Называют слова: бублик, батон, испёк. Сверяют со схемой и приходят в выводу, что подходит одно слово - "бублик".

5. Дети читают и находят слово - "пекарь" Проверяют правильность выполнения задания. Считают буквы, а затем звуки.

6. Стихотворение читают три раза трое учеников по вызову учителя.

С помощью учителя дети делают вывод: на полях должны сеять зерно, а не пули и мины. Когда идёт война, на полях не работают хлеборобы.

Личностные

Создание положительной эмоциональной направленности на участие в учебной работе.

Регулятивные
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и самоконтроль за читающими детьми вслух.

Познавательные

Владеть смысловым чтением текста, выделять существенную информацию из текста. Построение речевого высказывания в устной форме.

Предметные

Деление слов на слоги определение ударного слога. Нахождение с тексте слова по заданным условиям и проверка через звуковой анализ.

Поиск необходимой  информации из текста для выполнения заданий.

2

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Выявляет уровень знаний. Проводит  параллель с ранее изученным материалом, необходимую для "открытия нового знания"

1.Сегодня к нам придёт новая буква, и нам её нужно встретить и поселить на Ленте букв.

<рисунок 2>

(картинки: юла, рак, зебра, осы, чашка, утка, аист, весы, волк, лягушка, эльфы, щётки, ирис)

2.Вы знаете, что это картинки-звуки. Давайте их назовём хором.

3.Можно ли разделить все эти звуки на 2 группы?

Учитель вызывает к доске 2 учащихся выполнить задание.

Учитель просит доказать, что задание выполнено верно.

Предлагает ученику произнести слово "юла", протягивая каждый звук.



4.Постановка задачи: какую группу звуков ещё можно разделить на 2 группы?


5. Постановка задачи: посмотрите на группу мягких согласных, можно ли их распределить на 2 группы?

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.


2.Дети под руководством учителя по указке называют звуки.

3.Да, можно разделить на гласные  и согласные звуки.

Ученики  распределяют картинки на 2 группы: гласные и согласные. <рисунок 3  >


Ученики предлагают подвинуть картинку "юла" к гласным.

Ученики    ясно слышат звук [й']. Определяют - согласный.
По просьбе учителя  повторяют
признаки гласных и согласных звуков.

<рисунок 6>

4. Можно разделить согласные на твёрдые и мягкие. <рисунок 4>


5.
 Ученики предлагают распределить на парные и непарные согласные. 
У доски двое детей распределяют картинки-звуки .

<рисунок 5>

Коммуникативные

продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные

анализ объектов с целью выделения существенных признаков; осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Предметные

Различение на слух гласных, согласных твердых и мягких; согласных, не имеющих пары.

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и самоконтроль за читающими детьми вслух.

Регулятивные
Принимают и сохраняют учебную задачу. Действуют согласно поставленной задаче. Осуществляют взаимный контроль.

Познавательные

Структурирование знаний, установление причинно-следственной связи.

3

ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (постановка учебной проблемы)

1.Какие звуки вы поместили в группу непарных мягких согласных?


2. Какая картинка вызвала у вас затруднение?

3. Почему?



4. Сейчас мы сделаем небольшой проект на Макбуках, и вы поймёте, почему затруднились.

1. Ученики называют звуки и показывают на Ленте звуков.

[щ'] [ч'] [й'] <рисунок 8>

2. Картинка "юла".

3.Мы перепутали звук и букву и хотели поставить её в группу "гласные звуки".

4.Ученики готовят ПК к работе: включают, вводят пароль, заходят в программу Перволого.

Коммуникативные

постановка вопросов

Познавательные

общеучебные -

Выделение, формулирование цели с помощью учителя

ИКТ- компетентность учащихся

4

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ  ЗАТРУДНЕНИЯ.

Как вы думаете, какой проект мы сегодня будем делать?

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель: будем делать проект "Буква Ю и её звуки".

Коммуникативные

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные
Принимают и сохраняют учебную задачу. Действуют согласно поставленной задаче. Осуществляют взаимный контроль.

Целеполагание, планирование деятельности.

5

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА.

1.Какие инструменты и закладки  Перволого вы будете использовать?


2. Найдите в закладке "формы" картинки -  "юнга" и "брюки"
скопируйте их на лист альбома и сделайте к ним звуковые схемы (звуковые карточки у вас тоже в формах уже есть) <
рисунок 9>

1. Ученики называют инструменты Перволого - рисовалка, рука, текст; закладку - формы черепашки.

Регулятивные
Принимают и сохраняют учебную задачу. Действуют согласно поставленной задаче. Осуществляют взаимный контроль.

Познавательные

уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

.

6

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

1.Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.



Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.





2. Теперь все звуки в схемах обозначьте буквами.


3. Новая буква Ю. Найдём её место на Ленте букв.

4. Учитель показывает большую и маленькую буквы Ю и ю и ставит карточку с буквой в окошечко.






5.Проверка правильности выполнения  работ.



6.Учитель оценивает успешную работу красными кружочками. (Все ученики получают по кружочку)

Работа индивидуальная на ПК. <рисунок 7>  Ученики на лист альбома Перволого копируют картинки  "юнга", "брюки"и делают к ним звуковые схемы.

Выполняют самопроверку по эталону. <рисунок 7>  

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и исправляют ошибки.
Некоторые дети обозначили первый слог в слое "юнга" как согласный и гласный - [й'у], а нужно показать слог-слияние.

2.Ученики замечают, что в словах встречается новая буква.

3. Ученики делают предположение о месте буквы на Ленте

4. Ученики подписывают звуки в  схемах буквами. получаются слова:
юнга и брюки. Работа принимает окончательный вид: <рисунок 11>




5.Учащиеся проверяют работы по эталону, представленному учителем на слайде экрана. <рисунок 11>

Регулятивные

уметь проговаривать последовательность действий на уроке,  уметь вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные

Осуществлять анализ, синтез, сравнение. Использовать модели для решения задачи. Выделять существенную информацию.

7

ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Организует выполнение задания: учитель выводит на экран следующий слайд: <рисунок 12>
2.Закончите работу на компьютерах правильно.






3.
 Приготовьтесь читать тексты в Азбуке.  Откройте учебник и возьмите простые карандаши приготовьтесь к разметке текстов.

1.Ученики читают слоги с новой буквой.  Читают предложение со слайда.
2. Учащиеся действуют по алгоритму:
-сохраняют работу с свою папку;
- выходят из программы Перволого;
- выключают и закрывают компьютеры.

3.
 Чтение  и разметка материала на страницах Азбуки (стр47-48) вслух. (Сначала читают дети среднего уровня , затем подключаются дети пониженного уровня, завершают чтение дети высокого уровня)
Страница выглядит следующим образом:
<рисунок 13> <рисунок 14>.

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную задачу. Действуют согласно поставленной задаче.
Познавательные

Владеть смысловым чтением текста, выделять существенную информацию из текста. Построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные

уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других.

8

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ Д ЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию:
Что вызвало затруднение на уроке?

Что узнали нового на уроке?



Организует самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

Мы перепутали звук и букву и хотели Ю поставить  в гласные звуки.

По плану рассказывают, чему научились, что было интересно, за что могут похвалить себя и своих одноклассников. Делают самооценку

Личностные

Самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные

уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других. 

Прогнозируемые результаты: осуществляют слого - звуковой анализ слов с Ю, делают звуковые модели слов, обозначают буквами звуки слов, размечают слова текста на слоги; читают слоги и слова с новой буквой,  находят в тексте слова на изученную букву Ю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лента памяти звуков Учебное пособие для формирования у детей 6-7 лет фонематического слуха и плавного слогового чтения. Москва. Школа № 668. Учитель начальных классов Олишевец Любовь Александровна.

Слайд 2

Гласные звуки

Слайд 3

Согласные звуки

Слайд 4

Согласные звуки

Слайд 5

Согласные звуки

Слайд 6

Согласные звуки

Слайд 7

Согласные звуки

Слайд 8

Согласные звуки НЕПАРНЫЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, ж

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, жГде дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы  Ж, ж. Письмо строчной буквы ж (2 ч)....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...