Конспект урока по литературному чтению, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Брулетова Марина Альбертовна

Тема урока: Обобщение и закрепление знаний

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

 

Предметные задачи: закрепить понятия: звук, буква, слог, слово; закрепить умение строить звуковые схемы; повторить изученные буквы; читать слова и слоги с изученными буквами; развивать фонематический слух; развивать связную, грамотную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: литературное чтение (период обучения грамоте)

Класс: 1

Тема урока: Обобщение и закрепление знаний

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

Планируемые результаты (формирование универсальных учебных действий)

Личностные:

  • знать основные моральные нормы поведения в новой школьной жизни;
  • иметь представление о причинах успеха в учебе

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные:

  • в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
  • составлять целое из его частей;
  • на основе анализа и сравнений группировать языковой материал по заданному основанию;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом

Коммуникативные:

  • знать правила общения в школе, в классе;
  • адекватно реагировать на обращения учителя;
  • использовать правила вежливого общения;
  • участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах, группах);
  • иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные высказывания;
  • задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Предметные задачи:

  • закрепить понятия: звук, буква, слог, слово;
  • закрепить умение строить звуковые схемы;
  • повторить изученные буквы;
  • читать слова и слоги с изученными буквами;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать связную, грамотную речь.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийная система
  • презентация к уроку
  • конверты с заготовками для составления схем слов (в конвертах, один на парту)
  • заготовки схем для работы на доске
  • картинки птиц: синица, воробей, дятел, снегирь, сорока
  • домики для птиц
  • цветные карточки для написания букв
  • слоги на карточках
  • конверты с карточками для работы в парах «Спаси лес от вредителей»
  • заготовки для снеговика для каждой группы
  • карточки со словами-отгадками для физминутки
  • конверты с рассыпавшимся предложением для работы в парах
  • смайлики для оценивания

Ресурсы:

  • Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
  • Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.
  • Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.
  • Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2011.
  • Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс : в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
  • Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).

Ход урока

1. Целеполагание и мотивация

Нас приглашают к себе в гости ученики Лесной школы: зверюшки и птички. Помните, мы знакомились с ними в начале нашей учебы?

Сейчас зима, Лесная школа далеко, пешком нам не дойти. На чем вы предлагаете отправиться в дорогу (сани или санки)

Что удобнее  и надежнее? (сани)

Чтобы сани не сломались по дороге, довезли нас до нужного места, я предлагаю построить схему этого слова (работа в парах; один ученик выкладывает схему на доске)

Разделим слово на слоги и укрепим для прочности ударением.

Но сани сами не поедут, их кто-то должен везти (лошади, кони, олени)

Мы выберем оленей – северных жителей. Им не страшны морозы и бездорожье.

Чтобы появились олени, построим схему этого слова (работа в парах; один у доски)

Проверяем, сравниваем.

Теперь мы готовы к путешествию. Но путешествовать мы будем не просто так, а решая учебные задачи. Ведь мы не просто дошкольники, а уже ученики! Попробуйте сформулировать наши задачи. Вам помогут слова

УЗВК

БКВАУ

СГЛО

ОВОЛС

Звук

Буква

Слог

Слово

Что это с ними случилось? Не иначе кто-то хочет помешать нашему путешествию. Это проделки Снежной королевы.

Что нужно сделать? Давайте поставим буквы в нужном порядке, и наши задачи будут понятны.

Задачи:

  • Произносить, сравнивать, определять звуки, строить звуковые схемы
  • Повторять изученные буквы
  • Читать слоги и слова с изученными буквами

К этим задачам мы еще вернемся в конце урока.

2. Операционно-деятельностный компонент

(звоночек) Поехали.

  1. «Помоги птичкам»

Мы подъезжаем к небольшой поляне. Ой, сколько здесь птичек! Но почему они не чирикают и не летают? (Их заморозила Снежная королева)

Попробуем помочь птичкам, отогреем. Что нужно сделать, чтобы птичкам помочь? Напишите букву, которая пропала, на цветных листочках.

СИН…ЧКА

Белый

ВОРО…ЕЙ

Оранжевый

ДЯТЕ…

Желтый

СНЕ…ИРЬ

Розовый

…ОРОКА

Зеленый

А теперь поселим каждую птичку в свой домик, чтобы не страшно ей было в мороз.

                                             

сорока                           синичка

воробей                        дятел

снегирь (как выбрать домик?)

Оцените свою помощь. Покажите нужный смайлик: красный – отлично, желтый – не всё получилось.

  1. «Построй мостик через речку»

Поехали дальше. Подъезжаем к реке. Игра «Добавь слог до слова». Лед на реке еще не очень крепкий, по нему двигаться опасно. Предлагаю построить мостик, но не простой, а из слов. Конечный слог первого слова – начало следующего (слоги на карточках).

РЕ – КА – ША – РЫ – БА – ТОН – КИЙ  (на доске)

Мы построили мостик через речку.

Оцените себя (смайлик).

Физминутка. Отдохнем.

Как на горке снег-снег,

И под горкой снег-снег

И на елке снег-снег,

И под елкой снег-снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, дети, не шуметь!

Садимся в сани, едем дальше.

  1. «Спаси лес от вредителей»

Лес становится все темней и гуще. Это опять волшебство Снежной королевы. Здесь выросли деревья – сорняки. В их названиях нет никакого смысла.

Возьмите карточки, прочитайте слова и вычеркните те, которые не имеют смысла. Это необходимо сделать, чтобы очистить лес от вредителей.

СОСНА                КУСТ                ЕЛЬ

ЛКА                        МИХ                        ТРОР

ОСИНА                ИВА                        БИНА

(работа в парах)

Проверка.

Оценивание (смайлики).

  1. «Собери Снеговика»

Какая поднялась метель! Ничего не видно. Но кто это плачет-скулит? Да это маленькая собачка Бобик. Помните, Бобик вместе со Снеговиком-почтовиком ходил в лес за елкой для ребят. Что же случилось со Снеговиком?

Оказывается, они с Бобиком тоже шли к зверятам в «Лесную школу», а Снежная королева отправила метели им навстречу, вот Снеговик и рассыпался.

Предлагаю собрать снеговика, но только из комочков со снежными словами.

(работа в группах)

СНЕГ

СНЕЖОК

СНЕГУРОЧКА

СНЕЖКИ

СНЕЖИНКА

ЭСКИМО

ЛИСТОПАД

ХОЛОДИЛЬНИК

(Дети выбирают слова: снег, снежок, снегурочка, снежки, снежинка)

Эти слова называются родственными.

Оценивание (смайлики)

Физминутка

Метель утихла. Погреемся, поиграем в игру. Я задаю вопрос, а вы ответ ищете на табличках, которые развешены  по классу.

  • Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. ВЬЮГА
  • Году начало, зиме – середина. Про какой месяц говорится? ЯНВАРЬ
  • Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? МОРОЗ
  • ХУДОЖНИК
  • ДЕКАБРЬ
  • САМОЛЕТ

  1. «Найди ключ к воротам»

Посмотрите, впереди светятся огоньки. Это, наверное, Лесной городок, где нас ждут друзья-зверята.

Но что такое? Ворота в городок не открываются.

Нужен ключ к воротам. «Ключ» - это пропущенная буква!» - догадался Снеговик. Какая буква пропущена? (буква Е).

Оценивание (смайлик)

  1. «Вкусные слова»

Мы везли угощение, хотели порадовать своих друзей, но по дороге что-то случилось со словами. Они рассыпались. Давайте соберем слова-угощения.

О

ПЕР

ПИ

АПЕЛЬ

БА

ПОМИ

ДОР

РОГ

НАН

РЕХ

СИН

СИК

ОРЕХ

ПЕРСИК

ПИРОГ

АПЕЛЬСИН

БАНАН

ПОМИДОР

ОРЕХИ

ПЕРСИКИ

ПИРОГИ

АПЕЛЬСИНЫ

БАНАНЫ

ПОМИДОРЫ

Как сделать так, чтобы угощений хватило на всех? (дописать окончания)

Оценивание (смайлики)

Зверята очень рады гостям. Почему не видно Медвежонка и Ежа? (Зимой они спят)

А теперь попробуем выполнить задание Мудрой Совы. Надо поставить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение (задание в конвертах, работа в парах).

 

3. Рефлексия

Как справились с поставленными учебными задачами? (каждую обсуждаем)

Вы на уроке работали в парах, группах, вместе всем классом. Это помогло нам справиться со всеми задачами.

Какое самое лёгкое задание? Самое трудное?

На оценочной линеечке, помещенной на доске, дети крестиком обозначают, насколько им было на уроке интересно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

СГЛО БКВАУ ОВОЛС УЗВК

Слайд 3

СЛОГ СГЛО БКВАУ ОВОЛС ЗВУК УЗВК БУКВА СЛОВО

Слайд 4

син . чка сне . ирь дяте . воро . ей . орока

Слайд 5

син . чка сне . ирь дяте . воро . ей . орока г с и б л

Слайд 6

РЕ Ры кий ба ша тон КА

Слайд 7

осина ива лка сосна мих куст бина трор ель

Слайд 8

осина ива сосна куст ель

Слайд 10

Б . з приглаш . ния Сн . жной корол . вы вход воспр . щён!

Слайд 11

Б е з приглаш е ния Сн е жной Корол е вы вход воспр е щён!

Слайд 12

о пер пи апель ба поми син дор сик нан рог рех

Слайд 13

орех персик пирог апельсин банан помидор

Слайд 14

орех персик пирог апельсин банан помидор и и и ы ы ы

Слайд 16

Большое за угощение ребята спасибо

Слайд 17

Большое спасибо, ребята, за угощение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...