Рабочие программы (2 класс)
рабочая программа (2 класс) по теме

Горькова Анна Николаевна

Рабочие программы. УМК "Начальная школа 21 века" для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ПС

__________/Негода С.В./

Протокол № ___ от

«___»________ 2015г

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ – СОШ с. Озерное

__________/Киреева Н.Н./

«___»________ 2015 г

«Утверждено»

Руководитель

МОУ – СОШ с. Озерное

__________/Лазарева С. А./

Приказ  № ___ от

«___»________ 2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Горькова Анна Николаевна

_____ квалификационная категория

по _математике__

(предмет)

___2___

(класс)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___от

«___»__________2015 г

2015– 2016 учебный год


2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математике.

Цель курса: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

        

Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Математика» во 2 классе 34 часа (1час в неделю, 34 учебные недели).

Программа  ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:

Рудницкая В.Н. и др. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.

 Кочурова Е.Э. Математика 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. –    М.: Вентана – Граф, 2012

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

        Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Принципы программы:

  •   Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  •   Научность

    Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,      видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  •   Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  •  Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  •   Реалистичность 
  •   Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия курса должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  •  решение занимательных задач;
  •  оформление математических газет;
  •  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  •  проектная деятельность
  •  самостоятельная работа;
  •  работа в парах, в группах;
  •  творческие работы

Методы проведения занятий

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Исследовательские

Формы проведения занятий

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные принципы распределения учебного материала:

  •  от простого к сложному;
  •  увеличение объёма материала;
  •  наращивание темпа выполнения заданий;
  •  смена различных видов деятельности;
  •  увеличение количества часов на выполнение логических заданий.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;
  •  практические работы;
  •  творческие работы учащихся;
  •  контрольные задания;
  • олимпиады, конкурсы.

Содержание учебного предмета

Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.

Логические задания (9 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

Творческие задания (10 ч).  Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.



3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Количество часов на год: всего 34 ; в неделю    - 1

№ п/п

Содержание

Общее  кол-во часов

по разделу

кол-во часов по теме

Планируемые результаты

Форма   контроля

Использование  ИКТ

Дата

План

Корректировка плана

Освоение предметных знаний

 (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

(УУД)

1

 Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.

1

Выявление уровня развития мыслительных способностей.

Личностные

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные

Регулятивные УДД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

-учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

-учиться выражать свои мысли;

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

07.09.2015

2

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

1

Развитие логического мышления

14.09.2015

3

Математические фокусы со спичками

1

Развитие логического мышления

21.09.2015

4

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

1

Совершенствование мыслительных операций

28.09.2015

5

Закончи предложения. Собери поговорки.

1

Совершенствование мыслительных операций

05.10.2015

6

Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

1

Совершенствование мыслительных операций

12.10.2015

7

Математические квадраты 3х3.  Логические вопросы.

1

Развитие логического мышления

19.10.2015

8

Сложение в пределах 20.

1

Тренировка  вычислительных операций

26.10.2015

9

Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.

1

Тренировка зрительной памяти

09.11.2015

10

Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик»

1

Развитие внимание и мышления.

16.11.2015

11

Задачи на смекалку. Логически-поисковые задания.

1

Развитие логического мышления

23.11.2015

12

Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.

1

Развитие логического мышления

30.11.2015

13

Чтение изографов. Словесные лабиринты.

1

Развитие внимания и мышления.

07.12.2015

14

Анаграммы. Игра «Собери фигуру».

1

Тренировка слуховой памяти

14.12.2015

15

Анаграммы. Объёмные фигуры.

1

Тренировка слуховой памяти

21.12.2015

16

Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

1

Тренировка зрительной памяти, развитие мышления и внимания

28.12.2015

17

Логические вопросы. Математические лабиринты.

1

Развитие логического мышления

11.01.2016

18

Логические вопросы. Числовые головоломки.

1

Развитие логического мышления

18.01.2016

19

Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

1

Развитие логического мышления

25.01.2016

20

Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

1

Тренировка слуховой памяти

01.02.2016

21

Занимательная геометрия. Головоломки со спичками

1

Развитие мышления

08.02.2016

22

Занимательная геометрия.  Графический диктант.

1

Графический диктант Развитие мышления

15.02.2016

23

Логические задачи. Шарады. 

Математические квадраты 3х3.

1

Развитие логического мышления

22.02.2016

24

Логические задачи. Шарады. 

Сложение в пределах 100.

1

Развитие логического мышления

Тренировка вычислительных операций

29.02.2016

25

Задачи-шутки. Нестандартные задачи.

1

Совершенствование мыслительных операций

07.03.2016

26

Задачи-шутки. Нестандартные задачи.

1

14.03.2016

27

Оригами. Изучение свойств квадрата.

1

Развитие мыслительных операций

21.03.2016

28

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

1

Совершенствование мыслительных операций

04.04.2016

29

Весёлые вопросы. Игра «Змейка».

1

11.04.2016

30

Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.

1

Нахождение сходств и различий.

18.04.2016

31

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

1

Совершенствование мыслительных операций

25.04.2016

32

Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

1

устанавливать общие признаки

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов, распределение на группы

16.05.2016

33

Задачи в стихах. Ребусы.

1

Развитие мыслительных операций

23.05.2016

34

Конкурс эрудитов.

1

Выявление уровня развития мыслительных способностей.

30.05.2016


4.  СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

№ п/п

Наименование темы /раздела

Количество часов

Основные изучаемые вопросы

Виды и формы контроля

Требования к знаниям и умениям обучающихся

 (по данной теме)

1

Сравнение, обобщение, классификация

Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Индивидуальные

Фронтальные

работа в парах

коллективные

Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 100, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; пересчитывать предметы десятками, выражать числом получаемые результаты.

Характеризовать расположение чисел на числовом луче.

Называть координату данной точки, указывать (отмечать) на луче точку с заданной координатой.  

Сравнивать числа разными способами: с использованием числового луча, по разрядам.

Упорядочивать данные числа (располагать их в порядке увеличения или уменьшения)

2

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания

Индивидуальные

Фронтальные

работа в парах

коллективные

устный опрос

Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком.

Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора

Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления.

Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.

3

Логические задания

Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Индивидуальные

Фронтальные

работа в парах

коллективные

устный опрос

Называть несколько следующих объектов в данной последовательности

Характеризовать данное утверждение (верно, неверно), обосновывать свой ответ, приводя подтверждающие или опровергающие примеры.

Доказывать истинность или ложность утверждений с опорой на результаты вычислений, свойства математических объектов или их определения  

Искать и находить все варианты решения логической задачи.

Выделять из текста задачи логические высказывания и на основе их сравнения делать необходимые выводы

4

Комбинаторика и конструкции

Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

Индивидуальные

Фронтальные

работа в парах

коллективные

устный опрос

Выбирать умножение или деление для решения задачи.

Анализировать текст задачи с целью поиска способа её решения.

Планировать алгоритм решения задачи.

5

Творческие задания

10ч

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Индивидуальные,

работа в парах,

коллективные,

устный опрос

Обосновывать выбор необходимых арифметических действий для решения задачи.  

Воспроизводить письменно или устно ход решения задачи.

Оценивать готовое решение (верно, неверно).

Сравнивать предложенные варианты решения задачи с целью выявления рационального способа.

6

Диагностика

Диагностика степени владения логическими операциями.

Диагностические работы



.5. Планируемые результаты освоения курса.

К концу обучения во втором классе ученик научится:

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- решать словесные и картинные ребусы;

- заполнять магические квадраты размером 3х3;

- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Личностными результатами являются:

-осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

-установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.


6.Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

1. Рудницкая В.Н. Математика: программа 1 - 4 классы. -  2-е изд. испр. - М.: Вентана-Граф, 2013. – 128с.: ил.

2.Математика 2 класс: методика обучения/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 240с.

3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф, 2013- (Оценка знаний)

4.  Рудницкая В.Н. и др. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.

5.  Кочурова Е.Э. Математика 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. –    М.: Вентана – Граф, 2012

Для учащихся:

1.  Рудницкая В.Н. и др. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.

2.  Кочурова Е.Э. Математика 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. –    М.: Вентана – Граф, 2015

7.Список литературы (основной и дополнительной).

1.Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.

3.Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

4.Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века» - М.: Вентана – Граф,  2009.- 176с.

5. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Математика в начальной школе. Проверочные и контрольные работы. В.Н. Рудницкая, Юдачева Т.В. - М.: Вентана – Граф,  2013.

6.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;

7.Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.

8.Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;

9.Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;

10.Журналы «Начальная школа».

11.Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;

12.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;

13.Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 1998;

14.Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;

15.Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;

16.Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;

17.Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.

18.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...