УМК Литературное чтение 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Терехова Ольга Павловна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_literaturnoe_chtenie_1.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по литературному чтению

 (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)

УМК «Начальная школа 21 века»

Программа разработана на основе Примерных программ по русскому языку и литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение 1-4» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой (УМК «Начальная школа 21 века»)

Класс         1

 Программу составила

 учитель  начальных классов

                    Терехова Ольга Павловна

                                     

2015 год


                                    Пояснительная записка

         

Программа разработана на основе Федерального государственного образца стандартного начального общего образования, концепции и духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России ,планируемых результатах начального общего образования.

Программа соответствует  требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы

В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте- 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работу с детскими книгами. Литературное чтение начинается после букварного периода, и на него отводится 36 часов.

Общая характеристика учебного предмета:

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

-изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма)

-в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности ,а также универсальные учебные действия.

-дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

                                                                Цели курса

Основная цель уроков литературного чтения в начальных  классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

        Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Овладение элементарными литературными представлениями и знаниями.

Задачи курса

1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2.Система работы над навыками чтения.

3.Включение учащихся  в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5.Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Виды чтения в 1 классе

      На уроках чтения в 1-м классе учитель должен уделять внимание не только развитию у детей умений чтения, но и умений слушания. Поэтому выделяются такие виды чтения, как самостоятельное чтение и чтение-слушание. При чтении-слушании важно, чтобы ребенок был активен как читатель и следил за чтением учителя по тексту. Это важно и для формирования навыка чтения, и для обучения выразительному чтению. Вместе с тем возможно и чтение-слушание при закрытых учебниках. В этом случае развиваются умения слушания, активно включается в работу читательское воображение детей.

Для того чтобы в равной степени обеспечить развитие умений чтения и слушания, в программе определены тексты, которые дети читают сами и которые слушают в чтении учителя.

Чтение-слушание предполагает работу в той же технологии. Учитель, читая текст вслух, ведет «диалог с автором», где это возможно, и комментирует словарь. В этом случае этап перечитывания чаще всего не требуется, и учитель сразу может перейти к обобщающей беседе и работе с текстом после чтения.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

            К концу 1 класса ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, выявлять их специфику, определять главную мысль героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
  • использовать простейшие приёмы анализов простейших видов текстов;
  • передавать содержание в виде пересказа, коллективно обсуждать прочитанное;
  • ориентироваться в книге по названию;
  • осмысленному правильному чтению по слогам и целыми словами;

                 - осмысливать эстетические нравственные ценности

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждении;
  • работать с детской периодикой. 

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

- узнавать   изученные   произведения   по   отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения.

- слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- читать  плавно  слогами  и  целыми  словами   вслух небольшие тексты;

- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне — пересказывать по готовому плану;

- знать наизусть 2-3 стихотворения,  1-2 отрывка из прозаического произведения;

- самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы).

- работать с доступными книгами  —  справочниками и словарями, используя текст


Содержание программы

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

 Виды речевой и

читательской

деятельности

   

Круг чтения.

Литературоведческая

пропедевтика.

Творческая

деятельность

учащихся.

Чтение: работа с

информацией.

Аудирование

(слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать

фольклорные и литературные произведения.

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся.

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца,

смысловых частей под руководством учителя.

Произведения устного народного творчества

русского и других  народов. Стихотворные

произведения русских и  зарубежных поэтов-

классиков 20в., произведения детских

поэтов и писателей.

Проявление интереса к словесному творчеству,

участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй.  Разыгрывание  небольших

литературных  произведений, чтение  текста по ролям. Сочинение историй с литературными

героями.

Сбор информации о книге с опорой на

внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице,

заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Воспринимать прослушанные  или прочитанные

произведения разных жанров, слушать и слышать художественное слово, речь

учителя и одноклассников. Читать осознанно и

выразительно доступные по объему произведения.

Понимать учебную задачу. Отвечать на вопросы. Выделять положительных и

отрицательных героев. Овладевать алгоритмом

учебных действий. Строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные

задачи. Ориентироваться в книге по названию,

оглавлению, определять жанр и тему произведения. Различать произведения

разных жанров. Осознавать героическое прошлое своей страны и народа. Сравнивать

произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Составлять модели.

Распознавать произведения фольклора по жанрам. Усваивать с помощью моделирования

литературоведческие понятия. Использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия

Понимать и формулировать

творческую задачу.

Инсценировать сцены из сказок и рассказов.

Создавать истории с героями изученных произведений


Учебно-тематическое планирование предметной линии «Литературное чтение»

в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века»

Примечание:

 1,2,3,4 графы -  Программа «Литературное чтение»/ Авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова /«Вентана - Граф», 2011г

5,6,7,8 графы – методическое пособие «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; пол ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

п\п

Тема урока Название темы

Тип урока/ технология Кол-во часов

Планируемые результаты (предметные)

Содержание урока

Планируемые результаты ( личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Читаем сказки, загадки, скороговорки (3 ч)

1

Литературные сказки.

«Сказка о царе Салтане…»  А. С. Пушкин , Народные сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»  русская народная сказка

Комбиниро

ванный урок Коллективная

беседа/1

Знакомство с новой книгой для чтения.

Кого называют вежливым человеком.

-построение учебника

-правила поведения в школе

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

2

Литературные сказки. Скороговорки

Сутеев «Кораблик» Кир булычёв Скороговорка. Литературные сказки. В Сутеев «Палочка- выручалочка»

Комбиниро

ванный урок Коллективная

беседа/1

Понятие о литературной сказке. Восприятие громкого чтения, выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме текста

 -приемы разъяснения заглавия текста

-приемы построения стихотворного произведения Понятие о русской народной сказке. Получить общее представление о жанре (стихотворение), выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, чтение по ролям

 Знать:

-способы заучивания стихотворения наизусть

-приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

3

 Литературные сказки. Загадки.

Лис и мышонок В. Бианки. Сказки народные и авторские. Обобщение

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Получить общее представление о жанре (скороговорка), выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, чтение по ролям

 -способы заучивания стихотворения наизусть

-приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учимся уму-разуму (6ч)

4

Рассказы для детей Играющие собаки К. Ушинский, Рассказы о детях и для детей. «Косточка» Л. Толстой,

«Кто наказал его?» В. Осеева.

Комбиниро

ванный урок Информационные технологии/1

Получить общее представление о жанре (рассказ), производить анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа.

-содержание услышанного произведения

-последовательность развития сюжетного действия

-особенность поведения героя

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

5

«Стихотворения и рассказы о детях» И.Северянин. «Её питомцы» Е.Пермяк. «Торопливый ножик» Пословицы

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Получить общее представление о жанре (рассказ), производить анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа.

-содержание услышанного произведения

-последовательность развития сюжетного действия

-особенность поведения героя Получить общее представление о жанре (рассказ), производить анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

6

Литературное слушание и работа с детскими книгами. «Рассказы о детях» Е. Пермяк. «Пичугин мост»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Определение темы своего произведения и главной мысли устного высказывания, структура высказывания, воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе, презентация своего высказывания .

:

-речевые нормы устного высказывания с опорой на авторский текст;

- правила построение монологической речи.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

7

«Рассказы о детях» В.Осеева «Потерянный день», «Рассказы о детях и для детей»  В.Осеева, «Три товарища» , «Печенье» . Пословицы

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Слушание рассказа, беседа по содержанию. Моделирование обложки. Упражнение в чтении слов, предложений и отрывка рассказа. Выполнение заданий в тетради «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс.» . Рассматривание книг с рассказами о детях

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

8

«Стихотворения для детей» . «Я – лишний» А. Барто, Я. Аким «Мама». Пословица. Литературное слушание. «Стихи о детях» Н. Саконская. «Мы с мамой»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Работа с текстом рассказа, беседа после чтения. Моделирование обложки. Подробный пересказ по готовому плану.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

9

«Юмористические стихотворения для детей» Э. Успенский. «Все в порядке» .Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» Стартовая диагностическая работа.

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Формирование самоконтроля и самооценки. Выполнение заданий с использованием учебника и учебных пособий, формирование умения находить нужную информацию в книге. Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» в учебнике.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Читаем о родной природе (3 ч)

10

Солнце и ветер Л.Толстой, Синичкин календарь В.Бианки, Лед тронулся Э.Машковская Русский лес И.Соколов-Микитов, Березонька русская народная песня, Апрель С.Маршак, Лесная капель М.Пришвин

Комбиниро

ванный урок. Интерактивные технологии/1

Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. Знать:

-понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик

-приемы выразительного чтения. Получить общее представление о жанре (русская народная песня), выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме,

 Знать:

-способы заучивания стихотворения наизусть

-приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

11

Произведения о природе Э. Мошковская. «Лед Тронулся». «Разножанровые произведения о родной природе» И. Соколов-Микитов. «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка (произведения фольклора)

Урок инсценирования Интерактивные технологии/1

Выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих событие.

 -способы заучивания стихотворения наизусть

-приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации

-правило построения ответа на вопрос.

Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

12

Рассказы о природе. М. Пришвин. «Лесная капель». Литературное слушание. Стихи о природе Е.Трутнева . «Когда это бывает?»

Комбиниро

ванный урок. Интерактивные технологии/1

Слушание рассказа М.Пришвина «Лесная капель», выполнение заданий в учебнике под руководством учителя и в тетради самостоятельно. Сравнение произведений о весне

О наших друзьях – животных( 6 ч)

13

Давайте дружить И.Мазнин, Бабочка Ю.Коваль. Аисты и лягушки С.Михалков Томкины сны Е.Чарушин. Рассказы о животных Ю. Коваль. «Бабочка»Загадка

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, оценивание поступка героя с опорой на личный опыт, анализ иллюстраций.

-правила этикета

-нормы и формы речевого общения Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям..

Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

14

 Произведения о животных С.Михалков. «Аисты и лягушки» Загадка .В.Бианки. «Лесной колобок- колючий бок»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. -понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик

-приемы выразительного чтения. Выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, работа над лексическим значением слов.

-соблюдать ритм и настроение в стихотворении

-приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

15

Рассказы для детей. Е.Чарушин «Томкины дети». И.Жуков «Нападение на зоопарк». М. Пришвин «Ежик». Ю.Могутин «Убежал»

Урок с элементами творчества Информационные технологии/1

Осознанное чтение текста, выделение опорных слов, озаглавливание каждой части текста, подбор фрагмента текста к иллюстрации. 

-приёмы ведения диалога

-построение ответов  в соответствии с правилами речевого общения

-правила выделения опорных слов для озаглавливания текста

Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

16

Произведения о дружбе животных и человека. М.Пришвин «Норка и Жулька». Б.Заходер «Ёжик» .Рассказы о животных. В. Чаплина «Мушка»

Комбиниро

ванный урок Информационные технологии/1

Чтение учителем рассказа М.Пришвина «Норка и Жулька», учащиеся следят по тексту. Самостоятельное чтение учащимися стихотворение Б.Заходера «Ёжик», коллективное выполнение заданий под руководством учителя

Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

17

Произведение фольклора о животных. Русская народная песня «Котик». Загадка.

Сказки -несказки о животных. Э.Шим «Глухарь»

Комбиниро

ванный урок Информационные технологии/1

Повторение произведений фольклора. Слушание русской народной песни «Котик», выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение народных песен «Березка» и «Котик». Самостоятельная работа с загадкой. Работа с рассказом Э.Шима «Глухарь»: чтение, моделирование обложки, выполнение заданий под руководством учителя.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

18

Рассказы о животных. Г.Скребецкий «Самые быстрые крылья». Обобщение по разделу.

Комбиниро

ванный урок Информационные технологии/1

Чтение рассказа г.Скребецкого «Самые быстрые крылья» учащимися вслух по частям, выполнение заданий в учебнике, в тетради- самостоятельно с последующей проверкой под руководством учителя. Работа по рубрике «Проверь себя» в учебнике под руководством учителя.

Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений.

Умение слушать и вступать в диалог.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

Учимся уму-разуму( 4 ч)

19

Сказки современных писателей для детей. «Добрая лошадь» М.Пляцковский. Литературное слушание. Рассказы о детях. С.Буруздин. «Веселые рассказы»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Работа с серией картинок и текстами, оценивание поступка героя, с опорой на личный опыт.

 

-приёмы речевых высказываний для оценки поступков героев;

-правила гигиены;

Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватно воспринимать оценку учителя

20

Рассказы о детях и для детей. «Кто хозяин» В.Осеева, «На катке»В.Осеева

Про то, для кого Вовка учится В.Голявкин, Самое страшное Е.Пермяк

Урок инсценирования Интерактивные технологии/1

Выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, работа над лексическим значением слов.

-соблюдать ритм и настроение в стихотворении

-способы заучивания стихотворения наизусть

-приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации

-правила ведения игры

Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

21

Рассказы о детях. «Про то, для кого Вовка учится» В.Голявкин, Пословица. «Самое страшное» Е.Пермяк. Произведения для детей. С.Востоков «Кто кого». И.Бутман «Клоун»

1

Литератур

ное слуша

ние/внеклас

сное чтение Информационные технологии

Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. -понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик

-приемы выразительного чтения.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

22

Литературное слушание. Рассказы о детях и для детей. Е.Ильина «Чик-чик ножницами». Рубрика «Книжная полка»

Разножанровые произведения для детей. Е.Пермяк «Бумажный змей». В.Берестов «Сережа и гвозди»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами, интонирование предложения  на основе знаков препинания, ответы на вопросы, используя художественный текст. -правила работы над текстом

-приёмы ведения диалогической речи и правила строя устного высказывания

-приёмы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации, громкостью речи и темпа речи.

Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Адекватно воспринимать оценку учителя

О наших друзьях – животных( 4 ч)

23

«Жук «А.Барто, «На одном бревне»Н.Сладков. «Как Никита играл в доктора»Е.Чарушин.

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Слушание поэтических произведений, использование художественно-выразительных средств, ведение диалогической речи.

- приемы выразительного чтения.

-способы заучивания стихотворения наизусть.

-правила ведения диалогической речи.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

24

«Томка и корова»Е.Чарушин

Литературные (авторские ) сказки для детей. В.СУтеев «Цыпленок и утенок»

Комбиниро

ванный урок Здоровьесберегательные технологии/1

Осознанное чтение текста, выделение опорных слов, озаглавливание каждой части текста, подбор фрагмента текста к иллюстрации. 

-приёмы ведения диалогической речи и правила строя устного высказывания

-приёмы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации, громкостью речи и темпа речи.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических  произведений.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватно воспринимать оценку учителя

25

Литературные (авторские) сказки. С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить»

Сказки зарубежных писателей. Д. Биссет «Дракон Комодо»

Рассматривание детских книг зарубежных писателей. Работа со сказкой: первичное ознакомительное чтение и выполнение заданий в учебнике. Чтение по частям и составление плана. Беседа о дружбе всего живого на Земле. Выполнение заданий в тетради, коллективная проверка

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических  произведений.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватно воспринимать оценку учителя

26

Литературное слушание. Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка». Обобщение оп теме. Рубрика «проверь себя»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Чтение сказки учителем или хорошо читающим учеником, выполнение заданий в учебнике. Упражнение в чтении текста(правильно и бегло)

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических  произведений.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

О наших друзьях- животных (3 ч)

27

Разножанровые произведения о животных. А.Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы.

Литературное слушание. Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Знакомство с новым разделом повторение произведений о животных. Работа со стихотворением А.Барто «Жук»: работа над выразительностью чтения, выполнение заданий в учебнике. Чтение сказки, объяснение понимания заголовка, работа с иллюстрацией и чтение эпизода. Работа с пословицами- чтение, выполнение заданий. Работа с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»: слушание, беседа, выполнение заданий в тетради. Чтение текста, работа над образами героев. Игра «Кто больше?»

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

28

Произведения о животных. В.Орлов «большие уши».

Е.Чарушин «Томка и корова». Загадка

Литературное слушание.

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Работа со сказкой В.Орлова «Большие уши»: Чтение по частям, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с книгами Е.Чарушина

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

29

Рассказы о животных. Г.Скребецкий «Мать». О больших и маленьких. В.Берестов «Выводок»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Самостоятельная работа- составление списка авторов произведений о животных.

Слушание рассказа Г.Скребицкгго «Мать», моделирование обложки, составление схематического плана, работа с учебной хрестоматией и тетрадью

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Читаем о родной природе (7 ч)

30

Рассказы и стихотворения о природе. Радуга И.Соколов-Микитов, Эхо Е.Трутнева, Загадки

Разножанровые произведения о природе. И.Шевчук «Ленивое эхо». К.Чуковский «Загадка»

Литератур

ное слуша

ние/внеклас

сное чтение Информационные технологии/1

Практическое определение жанров произведения, составление плана, сопоставление эпизодов разных произведений по эмоциональной окраске.

-характерные признаки рассказа, стихотворения; 

-правила работы с текстом;

-приёмы ведения диалогической речи.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

31

Литературное слушание. Произведения о природе. А.Барто «Весенняя гроза»

Произведения о природе. И.Соколов-Микитов «Май»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Выделение  особенностей стихотворного произведения, определение главной мысли по теме, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих событие.

-способы заучивания стихотворения наизусть

-приемы выразительного чтения с соблюдением соответствующей интонации

-правило построения ответа на вопрос.

Способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из стихотворных произведений.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

32

Произведения о весне. Пословица. Загадка. С.Витвицкий «Травка зеленеет»

Рассказы для детей.

Я.Тайц «Все здесь»

Дополнительное чтение: Я.Тайц «По ягоды»

Комбиниро

ванный урок Информационные технологии/1

Чтение прозаического произведения, определение главной мысли текста, составление рассказа по картинкам, работа над лексическим значением слов. 

-приёмы выразительного чтения;

-правила работы с текстом;

-порядок составления устных рассказов.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Получит возможность осуществлять расширенный поиск информации с использованием  ресурсов Интернета.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве.

Адекватно воспринимать оценку учителя

33

Веселые стихи. Загадка. К.Чуковский «Радость»

Комбиниро

ванный урок Информационные технологии/1

Выразительное чтение стихотворений, эмоциональная оценка их.

 - приемы выразительного чтения.

-способы заучивания стихотворения наизусть.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Ученик получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале.

34

Произведения о Родине и мире. М.Есеновский «Моя небольшая родина»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Адекватное понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение фрагмента для чтения по ролям. 

-понятия: рассказ, герои рассказа, автор и рассказчик

-приемы выразительного чтения.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Ученик научиться основам смыслового чтения  художественного текста, выделять существенную информацию из прозаических произведений.

Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать своё собственное мнение и позицию.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

35

Произведения о Родине и мире. Ю.Кориец «Волшебное письмо»

Р.Валеева «Здравствуй лето»

Урок обобщения Интерактивные технологии/1

Систематизация полученных знаний. Адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности развития сюжетного действия, особенности поведения героев и описания их автором. 

-обращать внимание на особенности авторского употребления слов, выражений;

-обращать внимание на красоту, яркость и точность слова в художественном тексте;

-наблюдать, как писатели и поэты видят и рисуют мир словами.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

36

Обобщение по разделу. Рубрика «Поверь в себя»

Дополнительное чтение В. Лунин «Я видела чудо»

Комбиниро

ванный урок Интерактивные технологии/1

Обобщение по изучаемому разделу выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Работа со стихотворением В.Лунина: самостоятельное первичное чтение. Творческая работа

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Умение слушать и вступать в диалог.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Виды контроля и диагностики

Тема

Тематический

Промежуточный

Комплексный

Предметный

Стандартизированный

Нестандартизированный

Итоговый

Включение в состав портфолио

Дата проведения

Стартовая диагностика № 1

+

Сентябрь

9 урок

Полугодовая диагностика

Промежуточнакя диагностика № 2

Итоговая диагностика

+

Апрель

26 урок


Методическое и материально-техническое сопровождение программы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2011. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2012 – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2012 – 317 с.
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2011 – 232 с. (Стандарты второго поколения).
  5.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2011 – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2011 — 151 с. : ил.
  7. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 век» Москва «Вентана-Граф» 2011г.
  8. Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» учебник. Москва «Вентана-Граф» 2011г
  9. Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» методическое пособие. Москва «Вентана-Граф» 2011г
  10. Л.А.Ефросинина «Литература для первоклассника» хрестоматия для учителя Москва «Вентана-Граф» 2011г

Печатные пособия.

Информационно-коммуникативные средства:

- общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;

- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Технические средства обучения:

- CD, DVD –  проигрыватели;

- телевизор;

- аудио, видеомагнитофон;

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- слайд-проектор;

- мультимедиа – проектор;

- магнитная доска;

- экран навесной;

- фотокамера цифровая;

- видеокамера цифровая.

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.

Учебно-практическое оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...