Урок обучения грамоте. 1 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Смирнова Галина Ивановна

Технологическая карта урока. «Знакомство с буквой Н, н и звуками [н] , [н* ] »

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 класс

Обучение грамоте. Чтение.

Технологическая карта урока.

 «Знакомство с буквой Н, н и звуками [н] , [н* ] »

Тема

Согласные звуки и буквы (55 часов)

Цель темы:

Познакомить учащихся с согласными звуками, их особенностями, их обозначающими буквами.

Основное содержание урока, термины и понятия

Зрительный образ буквы Н, н. Выделение согласных звуков [н ] , [н* ] в  словах. Отработка  понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки.

Согласный звук, твёрдый - мягкий, звонкий, непарный

Планируемый результат:

Предметные умения

УУД

Личностные:  формирование умения высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука.

 Познавательные: освоение алгоритма фонетического анализа слова.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Сформировать умение соотносить согласный звук и букву; освоение  способов определения мягкости и твёрдости согласного звука, звонкости  и глухости; выделять согласные звуки звуки [н ] , [н* ], давать им характеристику.

Организация пространства

Метапредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука»,ч.1, стр.80.

алгоритм звукового анализа слова, цветные магниты, карточка схемы слова

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» (CD).

Интерактивная доска SMART, презентация к уроку в данной программе.

Математика. Технология Введение понятия « алгоритм действия»

(последовательность).

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Сегодня почтальон принёс телеграмму.

Как понимаете правило?

Учебная задача урока учиться выполнять задания самостоятельно, но помнить о  важном правиле.

    «Сделал сам - помоги другому»

Рассуждают о значении правила работы на уроке.

Эмоциональный настрой.

Личностные: Осознание важности доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по стране АБВГДейка.

По опорным словам ЗВУК , БУКВА назовите цель  нашего путешествия. Зачем необходимо изучать звуки и буквы русского языка?

формулируют цель  (помощь учителя)

« Знакомство с новым звуком и буквой. Чтение слов и предложений.»

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний.

С какими буквами познакомились? Распределите их звуковым человечкам  гласных и согласных звуков по команде « Ну-ка буквы встаньте в ряд»

Кто согласен с выполнением? У кого другое мнение?

Кто самостоятельно мог бы справиться с этим заданием?

На парах у обучающихся карточки изученных букв. Они помещают их на доску, распределяя на две группы: обозначающие  гласные и согласные звуки.

Проверяют выполнение задания, объясняют, аргументируя свою точку зрения.

Регулятивные:

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:  Формирование умения высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Первичное усвоение новых знаний

Кто знает, каким словом всадник погоняет лошадь?

(Но!)

Назовите первый звук. Что можем о нём сказать?

Кто догадается, почему украшая букву Н, я решила обмотать её  зелёной ниткой?

Назовите первый звук в слова НИТКА. Дайте характеристику.

Заменим картинку схемой. Кто может озвучить?

Дают характеристику звуку[н ]- согл.( воздух встречает преграду), твёрдый, звонкий , обозначается буквой  Н.

Дают характеристику звуку[н* ]- согл.( воздух встречает преграду), мягкий, звонкий , обозначается буквой  Н.

Составляют схему.

Н         -        [                     ]

 

Буква Н обозначает два звука [н] [н*]

Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и его фонетического анализа.

Познавательные:

Формировать умение сопоставлять, сравнивать и анализировать графические  модели с целью выявления общих признаков.

Физкультмиука

Первичное усвоение новых знаний

Сидя  на стульчиках,  поверните ножки в сторону прохода и в воздухе напишите ногами букву Н.

Встаньте ровно. Игра «Подари слову Тиму (мягкий  согласный)- приседание или Тому (твёрдый согласный)- прыжок».

Задания  из электронного приложения к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» (CD).

« Два конца, два кольца, а посередине гвоздик»

На доске алгоритм звукового анализа (схема)

Первые пары, выполнившие работы, показывают на доске.

Кто согласен? У кого другое мнение? Объясни.

При правильном выполнении задания достаньте из конверта одну полоску.

Фонетическая зарядка

 носорог, Незнайка, нос, незабудка, нога, и т.д.( дети сами подбирают слова)

Работа в парах.

Выполнение звукового анализа слова

« ножницы» по алгоритму.

Вариант: частичный, полный анализ по выбору.

Проверка вариантов, выявление ошибок, помощь в исправлении.

Оценивание учащимися своих результатов.  Что вызвало затруднение?

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Личностные :

Формировать умение организовывать учебное взаимодействие в паре

Регулятивные :Выполнение последовательности действий по алгоритму.

Познавательные: освоение алгоритма фонетического анализа слова.

Первичная проверка понимания.

Физкультминутка

Загрустила буква Н, захотела подружиться  с буквами, обозначающими гласные звуки.

Назовите слоги, которые могут быть словами. Когда так говорим?

Прочитайте слова. Шепните на ушко товарищу. Почему они напечатаны с большой буквы? Подберите слово к схеме

Объясни свой выбор. При правильном выполнении задания, достаньте из конверта вторую полоску.

Про подружек часто говорят « Ходят как ниточка за иголочкой» Почему, как вы думаете?

Составляют и читают слоги

                                   А

                                  О

Н                                У                                  Н  

                                   Ы

И

Читают слова          Ан

                                              на

                                  Ни

 Учащиеся доказывают выбор слова «Нина».

Игра « Иголочка и ниточка» под музыку учащиеся двигаются парами по классу. Под музыку.

Познавательные:

Формировать умение сопоставлять, сравнивать и анализировать графические  модели с целью выявления общих признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: Осознание важности доброжелательности, внимания, доверия друг к другу.

Первичное закрепление

Азбука стр.80

Почему на страничке две буквы Н, н? Что означает - цвет буквы?

Как называется картинка?

Что произошло? Почему девочка расстроилась? Кто готов ей помочь? Что хотят девочки? Какими они хотят быть?

 В каком столбике, по вашему мнению, самые сложные для прочтения слова? (с нИми, снимИ)

Прочитайте имена девочек.

Чтение текста.  (по цепочке)

Сколько предложений в тексте? Какие слова говорит мама? С какой интонацией? Что отвечают девочки? Какими они хотят быть?

Составьте схему к названию рассказа « Я сама.»

При правильном выполнении задания достают третью полоску.

Обсуждают, отвечают на вопросы по картинке « Я сама».

Самостоятельно читают слова к тексту.

Совместно обсуждают значение прочитанных слов. (Индивидуальное и хоровое чтение.)

Читают текст по цепочке.

Выразительное чтение реплик мамы и девочек.

Проверяют выполнение задания. Обмениваются мнениями.

Познавательные :

Формирование навыка чтения,

извлечение необходимой информации из текста.

Рефлексия

Давайте вернёмся к правилу страны АБВГДейка.

Кто со всеми заданиями справлялся самостоятельно? Какие задания больше всего понравились?

Кому была нужна наша помощь? В чём возникли сложности?

У кого по итогам всех заданий на парте три полоски бумаги, из которых можно составить букву Н? Вы были старательны и успешны на уроке.

С  буквой  Н делаем следующую закладку весёлой азбуки.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Составляют из трёх частей букву Н и приклеивают их на закладку. (при отсутствии части буквы уч-ся дорисовывают необходимый элемент)

По предложению учащихся после каждого знакомства с буквой они  изготавливают с её образом закладку.

Личностные: Осознание важности доброжелательности, внимания, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Формирование умения объяснять самому себе: «что я хотел сделать» (цели, мотивы),  «что я смог» (результаты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....