Урок внеклассного чтения
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) на тему

Лилия Азатовна Сайранова

Урок внеклассного чтения Тема: Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Тема: Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.

Цель: Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.

          Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

          Развивать наблюдательность, мышление.

Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей, жетоны для игры «Тир».

                                                                           Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка целей.

-Отгадайте загадки:

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

Не огонь, а жжётся. (Крапива)

Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля, растение)

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Серый ворище по лесам, полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

-На какие две группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа)

-Как вы поняли, о чём пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?

3. Работа по теме урока.

Рассказ учителя.

Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

(Ученик 1) Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.      

                           

(Учитель) Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие учёные не могут понять такой популярности его рассказов. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы. (Показ иллюстраций.) Часто героями его произведений становится ребёнок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.

Беседа по произведению.

Е. Чарушин «Про Томку», «Томкины сны»

- Кто такой Томка?

-Почему рассказчик выбрал этого щенка?

(Он нашёл деревяшку, которую тот спрятал)

-Какой характер у щенка?

(Он любознательный, смышлёный)

-Как ребята «разгадали» сны, которые видел щенок?

(По звукам, движениям щенка)

- Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли?

(«Охотник», «помощник»)

- Какие ещё животные жили в доме автора?

(Котёнок Тюпа, лисята, медвежата).

- Что вы можете сказать об авторе?

(Он любит животных. Он наблюдательный.)

(Ученик 2) Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

(Учитель) В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой»…

Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.  

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьём в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Беседа по произведению.

Н. Сладков «Сказки леса».

- Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки?

(«Суд над декабрём», «Бежал ёжик по дорожке», «Зимние долги», «Клёст и дятел», «Дупляной утёнок»)

- Чем они похожи на сказки?

(Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения)

- Почему жанр называют «сказка-несказка»?

(Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет)

- Чему учат эти сказки?

(Помогать животным, беречь природу)

-Сегодня мы прочитаем одно из произведений Николая Ивановича Сладкова «Почему ноябрь пегий?» (Пегий – пёстрый, пятнистый)

      Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

      Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:

-Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

      Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.

-Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

       Туча двинулась назад.

-Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

        Туча помедлила и опять двинулась в лес.  

- Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

        Туча заколыхалась – остановилась.

        А из лесу крик и вой.

- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни.

- Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

         Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

         Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.

         Ни зима, ни осень!

-Почему это сказка?

-«Пегий» - пёстрый, пятнистый.

-Почему же ноябрь пегий?

(Не все животные ещё готовы к зиме. То снег, то дождь, то мороз, то оттепель. Где-то снег лежит, а где-то земля видна).

(Ученик3) Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.

(Учитель) Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки начал писать рано, ещё в молодости. Большое влияние на него оказали писатели – Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра – «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.  Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает «Лесная газета», где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе. В 1927 году была впервые напечатана «Лесная газета на каждый год», и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

Беседа по произведению.

В. Бианки «Лесная газета»

-Как устроена  «Лесная газета?

(12 номеров – по номеру в месяц)

- Кто пишет материал для газеты?

(Учёные, лесники, юннаты)

- Чем оканчивается каждый номер газеты?

(Викториной «Тир»)

- Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, растений, явлениях природы?

- Как можно проверить себя?

 (В конце газеты есть ответы)

- Какие ещё рассказы Бианки вы читали?

(«Черноголовка», «Музыкант» и др.)

- Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений?

(В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)

4. Закрепление пройденного.

-Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину «Тир». Каждый полный и правильный ответ – 10 баллов, правильный, но не полный, - 5 баллов. Неправильный ответ – 0 баллов.

(10б. – красный жетон

5б. – зелёный жетон)

Игра «Тир».

1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые?

(Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые)

2. Что вниз вершиной растёт?

(Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается)

3. Каким местом прикреплён язык лягушки?

(Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку)

4. Чем стрекочет кузнечик?

(Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга)

5. Есть ли у нас хищные растения?

(Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках)

6. Когда у птиц бывает зуб?

(У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает)

7. Как муравьи укажут на приближение дождя?

(Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся)

8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге?

(Нет, они там не выводят птенцов)

9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой?

(Зимние. Так как они суше, не впитывали воду)

5. Итог урока.

-О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

-Чем интересны их произведения?

-Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?

Литература:

1. И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г

2. Н.И. Сладков. Сказки леса. Москва, 2000г

3. Н.В. Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва, 1999г

Тезисы.

Чтобы привлечь учащихся к чтению литературы о природе, расширить общий кругозор, урок внеклассного чтения можно провести с занимательными заданиями, которые позволят не только активизировать мыслительную деятельность учащихся, но и создадут интерес к читаемой литературе. Данный урок обобщает и закрепляет знания по теме, вопросы урока определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают интерес к предмету.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...