План-конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме:" Играть-это увлекательно. Е.Чарушин"Никита -охотник"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Алешкова Светлана Викторовна

Урок литературного чтения в 1 классе ОС "Школа 2100" ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Играть –это увлекательно! Е.Чарушин  «Никита-охотник «ОС «Школа 2100»

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе работы с текстом рассказа Е.Чарушина  «Никита-охотник».

Задачи:

Образовательная: знакомство с рассказами Е.Чарушина об увлекательных играх детей, формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста

Развивающие:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
  • развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие речи;
  • развитие умения передавать при помощи изобразительных средств своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Воспитательная:

  • воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;
  • воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Конспект урока

I.Самоопреление к деятельности.

На доске запись :

 Е.Чарушин «Никита-охотник»

И пословица «Веселись, играй, да дело знай.»

Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей:

Учитель: Ребята, как выдумаете, правильно ли я приготовилась к уроку? Дети объясняют смысл пословицы, применительно к себе. Как они играют и всегда ли помнят о деле.  Вывод: Играй, но  дела не забывай.

ДО ЧТЕНИЯ

  1. Актуализация знаний.

Артикуляционная разминка.

Рабочая тетрадь стр.12.№1.Чтение чистоговорки.

Ра-ра-ра- во дворе идет игра.

Ши-ши-ши- веселятся малыши.

Ша-ша-ша- очень груша хороша!

Рабочая тетрадь стр.12 №2. Чтение скороговорок.

Упражнения в тетради с. 12. Прочитайте про себя. Зачеркните лишние букву, слог, слово.

А) о а у е ы  м ю я            Б) ту лу му ки ду ву        В) слон, крокодил, змея, орел, тигр

Прочитай слова вслух. Что их объединяет?

1.Антиципация чтения.

Учитель: 

-Откройте с. 41 и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

– Что изображено на этой иллюстрации?

– Где это всё происходит, как вы думаете?

Ответы детей:

-В джунглях.

Учитель: 

– Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации?

Ответы детей:

- Мальчик. Он охотится в джунглях.

Учитель: 

-Как догадались?

Ответы детей:

- У мальчика ружьё и одежда как у охотников в джунглях.

Учитель: 

-А как вы догадались, что события происходят в джунглях?

Ответы детей:

-На иллюстрации мы видим слона, тигра, крокодила и змею, а ещё здесь есть пальма и лианы.

Учитель: 

-Что необычного в этой иллюстрации?

Ответы детей:

- Слон стоит на подушке, змея сделана из верёвки, рядом с крокодилом лежат кубики, а в зубах у него мяч.

Учитель: 

-Как вы думаете, ребята, такое бывает в джунглях?

Ответы детей:

-Нет. Такое бывает только в сказках.

Учитель: 

-А как вы думаете, с каким произведением мы с вами сегодня познакомимся? Это сказка, стихотворение или рассказ?

Ответы детей:

-Это рассказ.

Учитель: 

-Как мы это узнали?

Ответы детей:

-Под названием произведения «Никита- охотник» в скобках записано (рассказ)

Учитель:

 -А что такое рассказ, как вы понимаете?

– Отличается чем-то рассказ от сказки?

Ответы детей:

-Рассказ – это  какой-то случай, событие в жизни человека, героя произведения. В сказке происходят волшебные превращения, есть волшебные предметы.

Учитель: 

- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом?

Ответы детей:

Наверное, будем читать об охоте, о мальчике.

Учитель: 

-Как вы думаете, кто главный герой рассказа?

Ответы детей:

-Мальчик Никита-охотник.

Учитель: 

-Как вам кажется, Никита  храбрый охотник?

Ответы детей:

-Наверное, да. Мне кажется, он не боится хищников. У него решительный вид.

Учитель: 

-А вы уверены, что правы?

III. Постановка учебной задачи.

2.Формулирование цели чтения.

Учитель: 

-Как нам это проверить?

Ответы детей:

-Нужно прочитать рассказ.

Учитель: 

-А кто рассказал нам о мальчике Никите?

Ответы детей:

-Автор Евгений Чарушин.

Учитель: 

-Сколько частей в этом рассказе?

Ответы детей:

- В рассказе три части.

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Первичное чтение текста.

Учащиеся самостоятельно читают рассказ .

Учитель:

-Как вы теперь ответите на мой вопрос? Никита храбрый охотник?

Ответы детей:

-Никита действительно храбрый охотник. Он не боится никого. Всех перестрелял.

2.Перечитывание текста.

1-я часть:

Учитель: 

-Настоящими оказались слон, тигр, крокодил и змея?

Ответы детей:

-Нет. На самом деле это игрушки.

Учитель: 

-Из чего они сделаны?

Ответы детей:

Учитель: 

-Для чего Никите верёвочка?

Ответы детей:

-Она стала змеёй.

Учитель: 

- Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей?

Ответы детей.

Вопрос ко всей части:

Учитель: 

-О чём прочитали в 1 части?

Учитель предлагает озаглавить первую часть.

Ответы детей:

-Никита готовится к охоте.

Учитель: 

-В I части встретилось старое слово комод. Где можно узнать значение этого слова?

Ответы детей:

-В толком словарике.

Хорошо читающий ученик истолковывает значение слова, читает в словаре.

2-я часть:

Учитель: 

-С чего Никита начал охоту?

 Ответы детей:

- Зарядил ружьё.

Учитель: 

-Кто первый встретился Никите?

Ответы детей:

-Тигр.

Учитель: 

-Как вёл себя тигр?

Ответы детей:

-Тигр рычал, мяукал.

Учитель:

- На самом деле это тигр рычал и мяукал?

Ответы детей:

-Нет. Это Никита изображал рычание и мяуканье тигра.  

Учитель: 

-Как передвигался Никита во время охоты?

Ответы детей:

-Он полз.

Учитель: 

-Какие ещё звуки слышались во время охоты.

Ответы детей.

Учитель: 

-Это на самом деле трубил слон?

Ответы детей:

-Нет. Это Никита  трубил.

Учитель: 

-Как можно озаглавить эту часть рассказа?

Ответы детей:

-Встречи на охоте.

3-я часть:

Учитель: 

-Кто же ещё встретился Никите на охоте?

Ответы детей.

Учитель: 

 -Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает». Откройте словарики и уточните значение слов.

Читает один из учеников.

Учитель: 

-Откуда Никите известно, какие звуки произносит это животное?

Ответы детей:

-От папы узнал, что крокодилы мычат по – коровьи.

Учитель: 

-Как Никита называет себя?

Ответы детей.

Учитель: 

- Как можно озаглавить эту часть?

Ответы детей:

-Вот какой я охотник!

Учитель: 

Кого вы видите на рис. Стр.43?

Ответы детей:

-Вова Колесников. Он тоже охотится, только у него фоторужьё.

Учитель: 

- Он приглашает вас на весёлую зарядку.

Физминутка: исполнение стихотворения Ю.Мориц «Попрыгать, поиграть..»с движениями.

3.Обобщение первичного восприятия.

Учитель:

-Вам понравилось как охотился Никита? А какая часть особенно ярко описывает охоту?

Ответы детей:

2-часть.Здесь Никита изображает голосом каждое животное.

Учитель: 

-А хотите вы вместо Никиты стать на время героями рассказа?

Ответы детей:

-Да. Хотим.

Учитель предлагает чтение 2 части по ролям.

Учитель: 

-Для того, чтобы читать по ролям, нам необходимо подготовиться.

- Откройте вторую часть.

-Давайте определим, сколько будет ролей?

Ответы детей:

-Автор. Никита.
-Почему?

Ответы детей:

-У животных нет слов, за них говорит Никита.

Учитель и дети договариваются, с какой интонацией будут произносить свои слова. Учитель предлагает разделиться учащимся на группы по три человека. Среди них 2 читающих по ролям и один человек оценивает качество чтения.

Даётся время на «репетицию» 1-3 мин.После чего группы представляют остальным учащимся свою работу. После прослушивания каждой группы выбирается лучшая по мнению тех ребят, которые проверяли готовность групп.

ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1.Смысловые вопросы ко всему тексту.

Учитель: 

-Каким вы представляете себе Никиту?

Ответы детей:

-Выдумщиком, фантазёром, любит природу, любознательный.

Пока дети готовились к чтению по ролям. На доске появилась запись «Играть-это увлекательно!»

Учитель:

-Посмотрите на доску, прочтите тему и скажите: действительно ли играть-это увлекательно? Можно ли было так обозначить тему нашего урока? Почему?

Ответы детей.

2.Знакомство с писателем.

Учитель: 

-Можете ли вы предположить, почему Евгений Чарушин назвал главного героя рассказа Никитой?

Предположения  детей:

- Может быть был такой мальчик.

-Я знаю. Что некоторые писатели пишут книги для своих детей. Может быть, и Евгений Чарушин написал этот рассказ для своего племянника или сына, или внука?

Учитель: 

-В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Евгения Чарушина много веселых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её.(если есть книга, можно показать её детям).

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Учитель: 

-Вы прочитали рассказ. Скажите, соответствует ли название рассказа его содержанию?

Ответы детей.

Учитель: 

 -Всех ли участников охоты нарисовал художник?

– К какому эпизоду рассказа выполнена иллюстрация?

Ответы детей.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель: 

 -А сейчас предлагаю поработать  в тетради по литературному чтению стр.12 зад.3,4 Восстанови последовательность событий. Подготовь подробный пересказ текста по плану.

Учащиеся выполняют задания с проверкой по образцу, заранее подготовленному на доске:

Никита охотится на деревянного тигра.

Мальчик спрятал свои игрушки.

Никита-охотник убил игрушечного тигра.

Всех перестрелял охотник.

Мальчик дополз до дикого слона.

Никита убил тряпичного слона.

И резиновый крокодил готов!

Самооценка (ТОУУ с одним из учащихся по выбору учителя)

-Что надо было сделать?

-Получилось у тебя выполнить задание?

-Испытывал ли затруднения?

-Задание выполнил полностью сам или с помощью?

Оцени свою работу с помощью цветного круга.

Дети оценивают свою работу.

После выполнения работы.

VII.Включение в систему знаний:

Учитель: 

-Ребята, а вы любите играть?

-Какие любимые игры есть у вас?

-В какие игры можно, а в какие нельзя играть дома?

–А в школе ?

Ответы детей.

Итоговое творческое задание .

Учитель предлагает задания по группам. Заранее предусмотрев, кто из детей может справиться с заданиями.

-Я предлагаю выбрать задание каждому из вас:

1.Группа:Рассказать о своей любимой игре.

2.Группа:Познакомить с правилами своей игры.

3.Группа.Научить ребят  играть в свою игру.

VIII. Рефлексия.

Учитель: 

-Что узнали на уроке?

– Кому сегодня было легко?

– Кому  было трудновато?

–Кто или что вам помогало справиться?

Оцените свою работу в течение урока так:

-Я всё понял и на уроке работал самостоятельно.

-Я не всё понял, когда было  трудно, мне помогали мои товарищи. 

-Я всё понял, но с заданиями не смог справиться, для меня они показались трудными.

IX.Домашнее задание на выбор:

2.Расспросить родителей, в какие игры играли они в детстве. Научиться этой игре. Научить ребят играть в эти игры.

3.Подготовить подробный пересказ по плану рассказа «Никита –охотник».

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД :

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД :

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты :

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...